Тема урока. Вес тела. Невесомость.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: ввести понятие «вес тела», формировать представление о явлении невесомости; развивать умения наблюдать и анализировать физические явления; расширять знания о силах природы.
О
борудование: динамометр, гибкая дощечка, грузы, пластиковая бутылка, наполненная водой.
Ход урока
І. Проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний
Учащиеся отвечают с места и у доски (вопросы и упражнения после параграфа учебника, решения задач).
Вопросы классу
Какие явления могут служить примером действия сил земного притяжения?
В чем проявляется всемирное тяготение? Кто открыл закон всемирного тяготения?
От чего зависит сила тяжести?
Одинаковая ли сила тяжести действует на тело на Земле и на Луне? Почему?
Тело имеет массу 50 кг. С какой силой оно притягивается к Земле?
Футбольный мяч притягивается к Земле с силой 4 Н. Какова
масса футбольного мяча?
Как на рисунке изобразить силу тяжести?
Изменяется ли сила тяжести по мере удаления от Земли?
Можно ли совсем избавиться от действия гравитационных сил?
II. Изучение нового материала
Беседа
Демонстрация 1. К пружине динамометра подвешивают груз. Наблюдают деформацию пружины.
Вопросы классу
Какие тела действуют на груз? (Земля, пружина.)
Как называются силы, действующие на груз со стороны Земли, пружины? (Сила тяжести, сила упругости.)
Известно, что в природе существует взаимодействие. Значит, и возможно воздействие груза на пружину.
Вопросы классу
К чему приводит это воздействие? (Пружина деформируется.)
Какая еще сила воздействует на пружину? (Сила тяжести.)
Демонстрация 2. На закрепленную на некоторой высоте дощечку помещают тяжелую гирю. Наблюдают деформацию дощечки.
Учащиеся отвечают на вопросы, аналогичные заданиям после проведения демонстрации 1.
Вывод. Любое тело оказывает воздействие на опору или подвес. Это воздействие вызывает деформацию опори или подвеса. Рассмотренная сила называется весом тела.
В тетрадях записывается определение веса тела, вводится буквенное обозначение веса и единица веса в СИ.
Далее подчеркивается различие понятий (которые в быту часто взаимозаменяемы) «масса тела» и «вес тела». Если тело неподвижно относительно опоры (или подвеса) и Земли либо движется прямолинейно и равномерно, то вес численно равен силе тяжести. Записывается на доске и в тетрадях формула. При внешней схожести расчетных формул вес и сила тяжести — разные силы. Они разные по своей природе и точке приложения. (Вопрос классу: Какова природа силы тяжести? силы упругости?) Вес тела, как и сила упругости, относятся к электромагнитным силам. (Вопрос классу: К какому телу приложена сила тяжести? вес?)
На доске делаются соответствующие рисунки. Если скорость движущегося тела изменяется, то вес тела тоже изменяется
Демонстрация 3. Пластиковая бутылка с отверстием у дна наполняется водой. Крышку плотно завинчивают, исключив проникновение воздуха снаружи. Держим бутылку за крышку неподвижно — вода из отверстия не вытекает. Резко поднимаем вверх — появляется струя, она бьет тем сильнее, чем больше меняется скорость.
Вопрос классу: Почему появилась струя? О чем это свидетельствует?
После обсуждения повторяем опыт немного видоизменив его.
Демонстрация 4. Та же самая бутылка с водой без пробки. Выпускаем ее из рук с некоторой высоты над заранее приготовленной емкостью. Пока бутылка падает, вода из отверстия не вытекает. (Можно выпустить из рук динамометр с грузом и обратить внимание на сокращение пружины динамометра во время падения.)
Даются определение невесомости и примеры ее проявления. Просмотр видеоматериала о невесомости.
III. Закрепление нового материала Решение задач
Задача 1. Сколько весит керосин объёмом 20 л?
Задача 2. Определите Вес дубового бруска размером 150x500x150 мм.
Задача 3 (устно). Определите вес космонавта массой 60 кг, когда космический корабль: а) находится на старте; б) движется по околоземной орбите.
Вопрос классу: Какая сила «оставляет» след на влажном песке?
IV. Домашнее задание
[Дополнительное задание. Подготовить доклады по темам «Невесомость», «Сила тяжести на других планетах».]
Копилка занимательных фактов
Как долго?
Выход ракеты-носителя на заданную орбиту занимает около 10 мин. В течение этого времени космонавты испытывают перегрузки. После отделения космического корабля от ракеты-носителя перегрузки сменяются невесомостью.
Животные-космонавты
В невесомости голубь теряет пространственную ориентацию, беспорядочно машет крыльями. Рыбы в аквариуме крутятся, как балерины, внутри шара, в котором собралась вода.
Испытать на себе...
...состояние невесомости можно и в условиях Земли. Для этого нужно стать пассажиром специального авиарейса. Самолет набирает высоту и начинает двигаться точно по параболической траектории. Состояние невесомости длится в течение 30—40 секунд. В одном полуторачасовом полете выполняется 15 режимов невесомости.