бюджетное общеобразовательное учреждение
Вашкинский муниципальный район
«Андреевская основная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
«Наследственные болезни человека»
Составитель/Разработчик
программы Грушина О.А.
учитель первой квалификационной категории
Педагогический стаж 6 года
2016г.
Цель урока: выяснить причины и разнообразие наследственных заболеваний, меры профилактики их возникновения и возможность лечения (Слайд 1)
Оборудование: мультимедийная презентация «Наследственные болезни человека».
Организационный момент.
По мере изучения темы и прослушивания сообщений ученики заполняют таблицу.
Ход урока:
Изучение нового материала:
План урока:
(Слайд 2)
Наследственные болезни:
Классификация наследственных болезней
Моногенные болезни
Хромосомные болезни
Полигенные болезни
Факторы риска возникновения наследственных заболеваний
Профилактика и лечение наследственных болезней
Наследственные болезни
Наследственные болезни связаны с нарушениями в генетическом материале (хромосомными и генными мутациями, возникающими у родителей или самого организма), или определенными комбинациями генов у потомков.
Последствия наследуемых мутаций, фенотипическое их проявление приводит к определенным симптомам болезни. При нарушениях, обусловленных одним геном, аллель, вызывающий нарушения, может быть доминантен по отношению к нормальному аллелю или рецессивен. Такие болезни до сих пор еще не поддаются лечению, но в некоторых случаях на них можно воздействием значительно уменьшить проявление симптомов. В этих случаях направленная генетическая консультация становится эффективной мерой.
Проявление генетически обусловленных болезней через |
Доминантный аллель | Рецессивный аллель |
Расшепленная ладонь Короткопалость Пляска святого Вита Отсутствие радужной оболочки | Фенилкетонурия Серповидно-клеточная анемия Альбинизм Гемофилия (кровоточивость) |
Наследственные болезни — заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями (Слайд 3) (Записывают в тетрадь)
Нередко ошибочно термины «наследственная болезнь» и «врожденная болезнь» употребляются как синонимы, однако врожденными болезнями называют те заболевания, которые имеются уже при рождении ребенка и могут быть обусловлены как наследственными, так и экзогенными факторами.
Классификация наследственных болезней
Выделяются моногенные, хромосомные и полигенные мутации (Слайд 4). (Записывают в тетрадь).
Моногенные болезни (Слайд 5 - 6)
-Обусловлены мутациями или отсутствием отдельных генов и наследуются в полном соответствии с законами Менделя (аутосомное или сцепленное с X-хромосомой наследование, доминантное или рецессивное).
-Мутации могут захватывать как один, так и оба аллеля.
-Клинические проявления возникают в результате отсутствия определенной генетической информации либо реализации дефектной.
- Хотя распространенность моногенных болезней невысока, полностью они не исчезают.
- Для моногенных болезней характерны «молчащие» гены, действие которых проявляется под влиянием окружающей среды.
3.1. Аутосомно-доминантные болезни (Слайд 7)
-В основе лежит нарушение синтеза структурных белков или белков, выполняющих специфические функции (например, гемоглобина)
- Действие мутантного гена проявляется практически всегда
-Больные мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой.
-Вероятность развития болезни в потомстве составляет 50%.
Примеры болезней: (Слайд 8) Синдром Марфана, болезнь Олбрайта, дизостозы, отосклероз, пароксизмальная миоплегия, талассемия и др.
Синдром Морфана (Слайд 9- 10)
Рассказ учителя и заполнение таблицы.
Наследственное заболевание соединительной ткани, проявляющееся изменениями скелета: высоким ростом с относительно коротким туловищем, длинными паукообразными пальцами (арахнодактилия), разболтаннностью суставов, часто сколиозом, кифозом, деформациями грудной клетки, аркообразным небом. Характерны также поражения глаз. В связи с аномалиями сердечно-сосудистой системы средняя продолжительность жизни сокращена.
Высокий выброс адреналина, характерный для заболевания, способствует не только развитию сердечно-сосудистых осложнений, но и появлению у некоторых лиц особой силы духа и умственной одаренности. Способы лечения неизвестны. Считают, что ею болели Паганини, Андерсен, Чуковский.
3.2.Аутосомно-рецессивные болезни (Слайд 11)
-Мутантный ген проявляется только в гомозиготном состоянии.
-Больные мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой.
- Вероятность рождения больного ребенка составляет 25%.
-Родители больных детей фенотипически могут быть здоровы, но являются гетерозиготными носителями мутантного гена
- Аутосомно-рецессивный тип наследования более характерен для заболеваний, при которых нарушена функция одного или нескольких ферментов, — так называемый ферментопатий
Примеры болезней: (Слайд 12) Фенилкетонурия, микроцефалия, ихтиоз (не сцепленный с полом), прогерия
Сообщение учащихся на тему: «Фенилкетонурия». И заполнение таблицы.
Прогерия (Слайд 13)
Рассказ учителя и заполнение таблицы.
Прогерия (греч. progērōs преждевременно состарившийся) — патологическое состояние, характеризующееся комплексом изменений кожи, внутренних органов, обусловленных преждевременным старением организма. Основными формами является детская прогерия (синдром Гетчинсона (Хадчинсона) — Гилфорда) и прогерия взрослых (синдром Вернера).
Об этой болезни есть хорошее стихотворение:
Прогерия (Слайд 14)
Я начал стареть, жизнь и так коротка.
У многих людей она, как река –
Несется куда-то в манящую даль,
Даруя то радость, то скорбь, то печаль.
Моя же подобна скале с водопадом,
Что падает с неба серебряным градом;
Той капле, которой секунда дана,
Лишь чтобы разбиться о камни у дна.
Но зависти нет к могучей реке,
Что ровно течет по тропе на песке.
Удел их один, – закончив скитанья,
Покой обрести в морях состраданья.
Пусть век мой не долог, судьбы не боюсь,
Ведь, в пар превратясь, вновь к небу вернусь.
29 сентября 2000 года
Бычков Александр
Рассказ учителя и заполнение таблицы.
Ихтиоз (греч. - рыба) (Слайд 15) — наследственный дерматоз, характеризующийся диффузным нарушением ороговения по типу гиперкератоза, проявляется образованием на коже чешуек) напоминающих рыбьи.
3.3. Болезни, сцепленные с полом(Слайд 16)
-мышечная дистрофия типа Дюшенна, гемофилии А и В, синдрома Леша — Найхана, болезни Гунтера, болезни Фабри (рецессивное наследование, сцепленное с Х хромосомой)
- фосфат-диабет (доминантное наследование, сцепленное с Х хромосомой)
Сообщение учащихся на тему: «Гемофилия».
Хромосомные болезни (Слайд 17)
-а. Возникают вследствие изменения числа или структуры хромосом.
-б. При каждом заболевании наблюдается типичный кариотип и фенотип (например, синдром Дауна).
-в. Хромосомные болезни встречаются значительно чаще моногенных (6 -10 из 1000 новорожденных).
Геномные мутации (Слайд 18)
синдрома Шэрешевского-Тернера, болезнь Дауна (трисомия 21), синдроме Клайнфельтера (47,ХХУ), синдром «кошачьего крика»
сообщения учащихся на темы: «Болезнь Дауна», «Синдром кошачьего крика» и заполнение таблицы.
Болезнь Дауна (Слайд 19-20) - болезнь, обусловленная аномалией хромосомного набора (изменением числа или структуры аутосом), основными проявлениями которой являются умственная отсталость, своеобразный внешний облик больного и врожденные пороки развития. Одна из наиболее распространенных хромосомных болезней, встречается в среднем с частотой 1 на 700 новорожденных.
На ладони часто обнаруживают поперечную складку
Полигенные (мультифакториальные) болезни (Слайд 21)
-Обусловлены взаимодействием определенных комбинаций аллелей разных локусов и экзогенных факторов.
- Полигенные болезни не наследуются по законам Менделя.
-Для оценки генетического риска используют специальные таблицы
Примеры болезней (Слайд 22) - некоторые злокачественные новообразования, пороки развития, а также предрасположенность к ИБС, сахарному диабету и алкоголизму, расщепление губы и неба, врожденный вывих бедра, шизофрения, врожденные пороки сердца
Расщелины губы и неба (Слайд 23) составляют 86,9% от всех врожденных пороков развития лица
6. Факторы риска возникновения наследственных заболеваний (Слайд 24)
-Физические факторы (различные виды ионизирующей радиации, ультрафиолетовое излучение)
-Химические факторы (инсектициды, гербициды, наркотики, алкоголь, некоторые лекарственные препараты и др.вещества)
-Биологические факторы (вирусы оспы, ветряной оспы, эпидемического паротита, гриппа, кори, гепатита и др.)
7. Профилактика и лечение наследственных болезней
Профилактика: (Слайд 25)
-Медико-генетическое консультирование при беременности в возрасте 35 лет и старше, наличии наследственных болезней в родословной
-Исключение родственных браков
Генетическая консультация. Поводы для обращения в генетическую консультацию могут быть весьма различными. Обращаться в нее могут, например, родители, если они опасаются рождения у них ребенка с генетически обусловленной болезнью. Генетические исследования позволяют предсказать вероятность такого рода заболеваний, если, например:
-У родителей имеется генетическое заболевание в роду;
-Семейная пара уже имеет больного ребенка;
-В семейной паре жена неоднократно имела выкидыши;
-Пожилая пара;
-Имеются родственники, больные генетическими заболеваниями.
Предпосылкой для эффективности консультации является, по возможности, детальный анализ семейных родословных в отношении наследственных болезней.
Тест на гетерозиготность позволяет делать выводы относительно генетически обусловленных дефектов обмена веществ, которые проявляются у родителей в стертой форме, так как гетерозиготные носители признака синтезируют регуляторные вещества в небольших количествах.
Пренатальный (дородовый) диагноз. При этом диагнозе отбирается несколько миллилитров околоплодной жидкости из плодного пузыря. Содержащиеся в околоплодной жидкости клетки плода позволяют делать заключение как о нарушениях обмена, так и о хромосомных и генных мутациях (Слайд 26).
Лечение: (Слайд 27)
-Диетотерапия
-Заместительная терапия
-Удаление токсических продуктов обмена веществ
-Медиеометорное воздействие (на синтез ферментов)
-Исключение некоторых лекарств (барбитуратов, сульфаниламидов и др.)
-Хирургическое лечение
Сегодня активно развивается новый метод – генная терапия. Он может быть использован для исцеления человека с генетически обусловленным заболеванием, или, по крайне мере, для уменьшения тяжести заболевания.
С помощью этого метода дефектные гены могут быть заменены «здоровыми» и болезнь может быть прекращена в результате устранения причины (дефектного гена). Однако направленное вмешательство в генетическую информацию человека несет опасность злоупотреблений путем манипуляций с зародышевыми клетками, и поэтому активно оспаривается многими.
Евгеника.
Одно из направлений генетики человека; идеи евгеники были дискредитированы, так как использовались для оправдания антигуманистических теорий (например, фашистской расовой теории). Исследователи используют методы популяционной генетики и занимаются изучением частоты проявления и динамики генетически обусловленных дефектов и ответственных за эти дефекты генов в популяциях человека. Целями евгеники являются:
-Исследования и консультации по вопросам наследования, то есть передачи потомкам генов, обуславливающих заболевания, и, соответственно, их предупреждение;
-Изучение изменений наследственной информации человека под действием факторов окружающей среды, проявляющихся в генетических признаках;
-Сохранение генофонда человека.
Домашнее задание: записи в тетради. П 24
8