СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит презентацию, разработку урока и материал для самостоятельной работы учащихся в группах.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»


Извлечения из Уголовного кодекса российской Федерации


Глава V. Вина


Статья 24


1. Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

2. Деяние, совершённое только по неосторожности, признаётся преступлением лишь в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса.


Статья 25


1. Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.

2. Преступление признаётся совершённым с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

3. Преступление признаётся совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.


Статья 26


1. Преступлением, совершённым по неосторожности, признаётся деяние, совершённое по легкомыслию или небрежности.

2. Преступление признаётся совершённым по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

3. Преступление признаётся совершённым по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Материал для 1 группы


Уголовная ответственность – это наказание за состав преступления, предусмотренный действующим уголовным законом. Уголовное наказание – мера государственного принуждения, назначаемая только по приговору суда, к лицу, признанному виновным в совершении преступления, которая заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Действующий УК РФ (ст. 44) предусматривает следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

При назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи




Материал для 2 группы


Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за административные проступки (нарушение общественного порядка, посягательство на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения и др.)

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица. Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливается соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, административными комиссиями, органами внутренних дел, таможенной службы, санитарного надзора и т.д.).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; обязательные работы.




Материал для 3 группы


Дисциплинарная ответственность – это дисциплинарное взыскание за нарушение в сфере служебных отношений.

Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия и учреждения либо руководством соответствующего государственного органа, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарное правонарушение.

Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня его совершения.





Материал для 4 группы


Гражданская ответственность – это юридическая ответственность за правонарушение в сфере имущественных отношений.

Гражданская ответственность имеет компенсационный характер – предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных (честь, достоинство, деловая репутация и др.) прав. Видами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков (реального ущерба и упущенной выгоды); взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения и т.д.

Применение этих видов юридической ответственности за гражданские правонарушения осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной гражданским процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.






Просмотр содержимого документа
«Урок Правонарушения и юридическая ответственность»


Урок обществознания в 9 классе по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность»


Цели и задачи урока:


1. Раскрыть сущность понятий «правонарушение» и «юридическая ответственность».

2. Рассмотреть виды правонарушений и юридической ответственности.

3. Развивать умения: поиска и выделения информации в тексте; анализа с целью выделения признаков; отображение учебного материала в знаково-символической форме (составление схем и таблиц).

4. Способствовать формированию правового сознания и правовой культуры учащихся


Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.


Новые понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность


Ход урока


1. Актуализация знаний и постановка целей и задач урока


Учитель задаёт вопросы для повторения предыдущего материала (презентация, слайды 1, 2):

1) Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы;

2) Выделите элементы правоотношений в предложенных ситуациях

После анализа учеником последней ситуации (работник полиции задержал нарушителя общественного порядка) ученикам предлагается сравнить её с предыдущими и определить различие. Ученики отмечают, что в последней ситуации один из субъектов правоотношения совершил противоправное действие.

Учитель описывает следующую ситуацию: девятиклассник во время перемены завязал драку в коридоре, в ходе которой было разбито большое окно, и один из учеников поранил лицо осколками стекла.

Как вы думаете, каким будет наказание за этот поступок? 

Выслушав ответы учащихся, учитель поясняет, что если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести данный поступок? Ведь именно от этого зависит и наказание.

Тема нашего занятия как раз и называется «Правонарушения и юридическая ответственность». После этого занятия вы будете знать виды правонарушений; называть виды юридической ответственности.

Презентация, слайд 3


2. Изучение нового материала


1) Правонарушение и его виды


Учитель в ходе эвристической беседы с учащимися выделяет основные признаки правонарушения: противоправность, общественная опасность, виновность; просит учеников дать определение понятию правонарушение. Ученики, участвуя в беседе, формулируют определение правонарушения как виновного, противоправного, общественно опасного деяния.

(презентация, слайд 4).

Учитель характеризует два вида правонарушений с помощью схемы «Виды правонарушений» (презентация, слайд 5). В ходе беседы с учащимися выявляются различия между проступком и преступлением.

Ученики получают задание: составить схему «Преступление», используя извлечения из Уголовного кодекса Российской Федерации» (приложение 1).

После ответов учеников и проверки заполнения схемы (презентация, слайд 6) учитель предлагает определить форму вины в ситуациях:

    • 1 апреля П. решил подшутить над своим приятелем С.: он позвонил и сказал, что на даче С. Вспыхнул пожар. У С. закружилась голова. Падая, он сильно ударился головой и попал в больницу с сотрясением мозга.

    • Гражданин Р., управлявший своим автомобилем в нетрезвом состоянии, стал виновником ДТП, в котором пострадали люди.


2) Юридическая ответственность


Древние говорили: «Каково твоё деяние, таково и воздаяние» (презентация, слайд 7).

Ученики отвечают на вопросы: «Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?»

В ходе беседы с учениками делается вывод о том, что строгость наказания должна зависеть от тяжести правонарушения, формулируется определение: «Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания».

Затем предлагается определить, какие формы ответственности выделяет законодательство и каковы особенности наказания в каждой из них.

Ученикам даётся задание – в мини-группе рассмотреть на основе текста один из видов юридической ответственности, определить особенности оснований для её возникновения, виды наказания, устанавливаемого в соответствии с данным видом ответственности

(приложение 2).

Результаты своей деятельности группа должна представить в виде таблицы.

(презентация, слайд 8).

В процессе выступления каждой группы учащиеся заполняют общую таблицу.

(презентация, слайд 9)


3. Закрепление нового материала


Учитель предлагает вернуться к ситуации, предложенной в начале урока и ответить на вопрос: «Какие виды юридической ответственности возможны в этом случае?» Ученики, отвечая на вопрос, выделяют возможность наступления административной ответственности (нарушение правил поведения в общественном месте), дисциплинарной (нарушил правила поведения учащихся в школе); гражданской (причинил вред школьному имуществу) и уголовной (причинён вред здоровью другого человека).


4. Подведение итогов урока


Ученики оценку своей работе на уроке и работе в мини-группе, вместе с учителем выставляются отметки за урок.


Домашнее задание


§ 10, эссе по теме: «Что есть право и в чём состоит правонарушение, это должен определить закон» (латинское изречение)





Просмотр содержимого презентации
«Правонарушения и юридическая ответственность»

Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы  Указ Президента Российской Федерации Распоряжение губернатора Воронежской области Конституция Российской Федерации Конституционный закон Приказ главы департамента образования Воронежской области 5 2 1 4 3

Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы

  • Указ Президента Российской Федерации
  • Распоряжение губернатора Воронежской области
  • Конституция Российской Федерации
  • Конституционный закон
  • Приказ главы департамента образования Воронежской области

5

2

1

4

3

Выделите элементы правоотношений в следующей ситуации:  Гражданин оплачивает заправку  своего автомобиля на бензоколонке Работник полиции задержал нарушителя общественного порядка Мужчина отправил по почте посылку сестре в другой город

Выделите элементы правоотношений

в следующей ситуации:

Гражданин оплачивает заправку

своего автомобиля на бензоколонке

Работник полиции задержал нарушителя общественного порядка

Мужчина отправил по почте посылку сестре в другой город

ПРАВОНАРУШЕНИЯ  И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Правонарушение – деяние (действие/бездействие) Общественно опасное Виновное Противоправное

Правонарушение – деяние

(действие/бездействие)

Общественно опасное

Виновное

Противоправное

Виды правонарушений ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОСТУПОК

Виды

правонарушений

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

ПРОСТУПОК

ПРЕСТУПЛЕНИЕ   Умышленное По неосторожности Прямой умысел Легкомыслие Косвенный умысел Небрежность

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Умышленное

По неосторожности

Прямой умысел

Легкомыслие

Косвенный умысел

Небрежность

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние"

Виды юридической ответственности Виды Основания возникновения Наказание

Виды юридической ответственности

Виды

Основания возникновения

Наказание

Виды юридической ответственности Виды Основания возникновения Уголовная Наказание Преступление Административная Накладывается только судом (арест, лишение свободы и др.) Дисциплинарная Совершение административных проступков Предупреждение, штраф, дисквалификация и др. Нарушение трудовой, учебной дисциплины Гражданская Замечание, выговор, увольнение Нарушения имущественных прав и договорных обязательств Возмещение ущерба, уплата неустойки

Виды юридической ответственности

Виды

Основания возникновения

Уголовная

Наказание

Преступление

Административная

Накладывается только судом (арест, лишение свободы и др.)

Дисциплинарная

Совершение административных проступков

Предупреждение, штраф, дисквалификация и др.

Нарушение трудовой, учебной дисциплины

Гражданская

Замечание, выговор, увольнение

Нарушения имущественных прав и договорных обязательств

Возмещение ущерба, уплата неустойки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!