СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему «Правонарушения и юридическая ответственность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока по обществознанию в 11 классе. Тема :Правонарушения и юридическая отвественность"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему «Правонарушения и юридическая ответственность»»

Москалевой С. 502 гр. 2014

План-конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему

«Правонарушения и юридическая ответственность»

Цель: расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление обучающихся о понятиях правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность; применять полученные знания на практике.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с учебным материалом; умение анализировать информацию, формулировать выводы; развитие умения работать в группах.
Воспитательная: продолжить формирование правовой культуры обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Используемые ИКТ

Деятельность учеников

1

Организационно-психологический этап

Учитель входит в класс, приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока (слайд 1): «Сегодня мы изучаем новую тему – “Правонарушения и юридическая ответственность”. Записываем её в тетрадях. Наша цель на уроке – охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность”.

Презентация (слайд 1)

Ученики записывают тему в тетрадях

2

Постановка проблемного вопроса

Слова учителя: «Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? При ответе на этот вопрос нам пригодится схема, которая висит на доске и которая нам будет помогать во время урока» (слайд 2).

Презентация (слайд 2)

Ученики смотрят на доску и схему на доске, слушают учителя

3

Изучение нового материала

А) изучение понятия «правонарушение»

Б) Рассмотрение видов правонарушений

В) Рассмотрение понятия «юридическая ответственность»

Г) Рассмотрение видов юридической ответственности

Слова учителя: «Для начала дадим определение понятию “правонарушение”».

Слова учителя: «Правильно. Но это слишком общее определение. Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы обратимся к документу (раздаточный материал 1). В данном документе мы должны найти основные признаки правонарушения, которые мы представим в виде схемы (слайд 3). Схему мы рисуем в тетради. В ней мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и несколько свойств и отмечаем их в самом тексте следующим образом: признак – с помощью квадрата, свойства – с помощью кружков. После этого мы проверяем результаты вашей работы и заносим их в схему».

Слова учителя: «Теперь проверим результаты вашей работы».

Учитель демонстрирует готовую схему в презентации (слайд 4, приложение 1) и говорит: «Сравним найденные вами признак и свойства с образцом. Занесём данные в свои тетради. Теперь давайте составим из этих признаков определение понятия “правонарушение”. Какое определение вы могли бы дать?».

Учитель формулирует определения понятия «правонарушение»:Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица (слайд 5). «Теперь запишем данное определение».

Слова учителя: «Правонарушения принято разделять на два вида». Показывает схему «Виды правонарушений» (слайд 6, приложение 2). «Записываем схему в тетрадях».

Слова учителя: «Вначале запишем определение понятия «проступок». Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью общественного вреда (слайд 7). А теперь дадим самостоятельно определение понятию “преступление”».

Учитель формулирует определения понятия «преступление»: Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью общественного вреда (слайд 8). «Теперь запишем данное определение».

Слова учителя: «Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике примеры проступка и преступления. Ваша задача – определить, где указывается проступок, а где преступление» (слайд 9, приложение 3).

Слова учителя: «Теперь выполним аналогичное задание, текст которого можно увидеть на экране (слайд 10, приложение4). Смотрим на экран и поднимаем руки, если у нас готов ответ».

Слова учителя: «Таким образом, как мы все увидели, любое правонарушение характеризуется определённой степенью общественной опасности, т.е. той угрозы, которую оно представляет для общества».

Слова учителя: «“Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (слайд 11), — говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду?».

Слова учителя: «Правильно. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запишем его.Юридическая ответственность – это ответственность засовершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания (слайд 12)».

Слова учителя: «Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?»

Слова учителя: «Правильно. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 2) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте (слайд 13,раздаточный материал 3). В шаблоне таблицы мы отмечаем название вида ответственности, характеристику и наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности. Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы учащиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу».

Учитель демонстрирует учащимся таблицу-образец (слайд 14, приложение 5).

Слова учителя: «Откроем учебник на странице 90 и сравним данные в таблице с материалом параграфа. Что можно добавить?».

Презентация (слайды 3-5)

Презентация (слайды 6-10)

Презентация (слайды 11-12)

Презентация (слайды 13-14)

Ответ учеников: «Правонарушение – это нарушение права, правового предписания».

Ученики чертят схему в тетрадях, читают текст, отмечают нужный материал.

Ученики называют выделенные ими признак и свойства.

Ученики заполняют схему в тетради и дают свои варианты определения

Ученики записывают определение в тетрадях

Ученики чертят схему в тетрадях

Ученики записывают определение понятия «проступок» в тетрадях, дают свои варианты определения понятия «преступление».

Ученики записывают определение в тетрадях

Ученики слушают, дают свои ответы

Ученики смотрят на экран проектора, дают свои ответы

Ученики слушают слова учителя.

Ответ учеников: «Ответственность за совершённое правонарушение».

Ученики записывают определение в тетрадях

Ответ учеников: «Строгость наказания зависит от характера правонарушения».

Ученики работают в группах, читают текст документа, заполняют свою часть таблицу, выбирают эксперта для выступления. По прошествии пяти минут эксперты от каждой группы выступают, остальные ребята слушают и заполняют таблицу.

Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя

Ответы учеников

4

Закрепление

А) Выполнение тестового задания

Б) Решение проблемного вопроса

Слова учителя: «Сейчас мы проверим полученные нами на уроке знания. С этой целью мы выполним задания теста, которые лежат у вас на партах (раздаточный материал 4). Задания теста близки к тем, которые используются в ГИА по обществознанию. Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты».

Слова учителя: «Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока (слайд 16). Обратимся к схеме на доске. О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества?».

Выставление учителем оценок за работу на уроке.

Презентация (слайд 16)

Ученики выполняют задания теста

Ответ учеников: «Государство обеспечивает исполнение права. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений».

5

Домашнее задание

§ 10, найти крылатые фразы и стихи, относящиеся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность» (слайд 17).

Презентация (слайд 17)

Запись домашнего задания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!