3 | Изучение нового материала А) изучение понятия «правонарушение» Б) Рассмотрение видов правонарушений В) Рассмотрение понятия «юридическая ответственность» Г) Рассмотрение видов юридической ответственности | Слова учителя: «Для начала дадим определение понятию “правонарушение”». Слова учителя: «Правильно. Но это слишком общее определение. Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы обратимся к документу (раздаточный материал 1). В данном документе мы должны найти основные признаки правонарушения, которые мы представим в виде схемы (слайд 3). Схему мы рисуем в тетради. В ней мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и несколько свойств и отмечаем их в самом тексте следующим образом: признак – с помощью квадрата, свойства – с помощью кружков. После этого мы проверяем результаты вашей работы и заносим их в схему». Слова учителя: «Теперь проверим результаты вашей работы». Учитель демонстрирует готовую схему в презентации (слайд 4, приложение 1) и говорит: «Сравним найденные вами признак и свойства с образцом. Занесём данные в свои тетради. Теперь давайте составим из этих признаков определение понятия “правонарушение”. Какое определение вы могли бы дать?». Учитель формулирует определения понятия «правонарушение»:Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица (слайд 5). «Теперь запишем данное определение». Слова учителя: «Правонарушения принято разделять на два вида». Показывает схему «Виды правонарушений» (слайд 6, приложение 2). «Записываем схему в тетрадях». Слова учителя: «Вначале запишем определение понятия «проступок». Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью общественного вреда (слайд 7). А теперь дадим самостоятельно определение понятию “преступление”». Учитель формулирует определения понятия «преступление»: Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью общественного вреда (слайд 8). «Теперь запишем данное определение». Слова учителя: «Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике примеры проступка и преступления. Ваша задача – определить, где указывается проступок, а где преступление» (слайд 9, приложение 3). Слова учителя: «Теперь выполним аналогичное задание, текст которого можно увидеть на экране (слайд 10, приложение4). Смотрим на экран и поднимаем руки, если у нас готов ответ». Слова учителя: «Таким образом, как мы все увидели, любое правонарушение характеризуется определённой степенью общественной опасности, т.е. той угрозы, которую оно представляет для общества». Слова учителя: «“Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (слайд 11), — говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду?». Слова учителя: «Правильно. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запишем его.Юридическая ответственность – это ответственность засовершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания (слайд 12)». Слова учителя: «Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?» Слова учителя: «Правильно. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 2) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте (слайд 13,раздаточный материал 3). В шаблоне таблицы мы отмечаем название вида ответственности, характеристику и наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности. Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы учащиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу». Учитель демонстрирует учащимся таблицу-образец (слайд 14, приложение 5). Слова учителя: «Откроем учебник на странице 90 и сравним данные в таблице с материалом параграфа. Что можно добавить?». | Презентация (слайды 3-5) Презентация (слайды 6-10) Презентация (слайды 11-12) Презентация (слайды 13-14) | Ответ учеников: «Правонарушение – это нарушение права, правового предписания». Ученики чертят схему в тетрадях, читают текст, отмечают нужный материал. Ученики называют выделенные ими признак и свойства. Ученики заполняют схему в тетради и дают свои варианты определения Ученики записывают определение в тетрадях Ученики чертят схему в тетрадях Ученики записывают определение понятия «проступок» в тетрадях, дают свои варианты определения понятия «преступление». Ученики записывают определение в тетрадях Ученики слушают, дают свои ответы Ученики смотрят на экран проектора, дают свои ответы Ученики слушают слова учителя. Ответ учеников: «Ответственность за совершённое правонарушение». Ученики записывают определение в тетрадях Ответ учеников: «Строгость наказания зависит от характера правонарушения». Ученики работают в группах, читают текст документа, заполняют свою часть таблицу, выбирают эксперта для выступления. По прошествии пяти минут эксперты от каждой группы выступают, остальные ребята слушают и заполняют таблицу. Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя Ответы учеников |