СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе по теме "Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают  проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют  правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям. Именно в этом помогает технология проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе по теме "Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балаганская средняя общеобразовательная школа №2


Селиванова Александра Николаевна, учитель русского языка и литературы.


Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, психологическим условиям является проблемное обучение.

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельность учащихся по её решению.

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям. Именно в этом помогает технология проблемного обучения.

«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

Бернард Шоу


Тема урока: Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений.


Цель урока: познакомить с видами односоставных предложений и их ролью в тексте.

Задачи:

Обучающая: научить распознавать односоставные предложения, употреблять их в устной и письменной речи;

Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь, умение анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст);

Воспитательная: показать богатство русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксических конструкций.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с основными группами односоставных предложений; способствовать развитию познавательных процессов; формировать навык правописания изученных орфограмм в предложениях; содействовать уважительному отношению к русскому языку.

Планируемые результаты

Метапредметные:

  • познавательные – владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести поиск информации самостоятельно, применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

  • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты.

  • коммуникативные –совместное выполнение поставленной учебной задачи, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Тип урока: решение частных задач с применением технологии проблемного обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, задания для учащихся, тексты, орфографический словарь, карточки, учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.

I. Орг. момент.

К уроку все готовы? (да)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

II. Создание проблемной ситуации.

Дан текст: Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Я быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведём отлично! Поэтому весело!

(У всех на столе текст, читают ученики текст вслух).

Учитель: Найдите и выпишите из каждого предложения грамматическую основу. Учащиеся выписывают в тетради грамматические основы, 1 ученик работает у доски. (Возникновение проблемной ситуации).

Учитель (побуждает к формулировке проблемы): С какой проблемой вы столкнулись?

Учащиеся: Не в каждом предложении есть известная грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого; есть предложения, в которых мы нашли или только одно подлежащее, или только сказуемое.

Учитель (побуждает к выдвижению гипотезы): Какие будут гипотезы относительно таких необычных предложений?

Учащиеся (выдвигают свои предложения, которые принимаются учителем до появления верной). Значит, в русском языке существуют предложения не только с двумя главными членами, но и с одним главным членом: или подлежащим, или сказуемым.

Учитель: Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершёнными по смыслу? Какой можно сделать вывод?

Учащиеся формулируют определение односоставных предложений.


Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершённости.


Существуют разные группы односоставных предложений, где главный член предложения – только подлежащее, или только сказуемое.


Учитель: Теперь, ребята, вам несложно будет сформулировать тему урока. Какова же она?

III. Воспроизведение нового знания. Работа в группах.

Задание. Разгадайте шифровку, и вы получите ответ на вопрос: какие группы односоставных предложений существуют в русском языке?

1группа. …….предложения, где главный член предложения - сказуемое.


1

15

10

3

8

16

11

2


7

6

17

5

13


9

14

4


12



о

н

н

р

е

о

о

п


л

е

е

д

и


н

ч

е


л



2 группа. К приставке не присоедините то, что получится в шифровке.

..предложения, где главный член предложения – сказуемое.


1

15

10

3

8

16

11

2


7

6

17

5

13


9

14

4


12



о

н

н

р

е

о

о

п


л

е

е

д

и


н

ч

е


л


3 группа. ..…предложения, где главный член предложения –сказуемое.




4

7

1

8

2

5

9

6

3



л

н

б

о

е

и

е

ч

з


4 группа. .......предложения, где главный член предложения –подлежащее.



4

6

1

7

2


8

5

3



ы

н

н

о

а


е

в

з


IV. Практическая часть. Озвучив расшифрованные ответы, составьте опорную схему: Односоставные предложения.

У учащихся получились разные схемы, выбираем лучшую и заносим в тетрадь для правил.

Получилось так:





Физминутка.


Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе


V. Закрепление материала.


Задание 1. Работа с текстом. Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский).

Учитель: какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие –либо изменения или нет?

Учащиеся делают вывод, что односоставные предложения делают нашу речь более точной, лаконичной, яркой, образной, помогают избежать тафталогии.

Выполнение упражнения 231. Для проверки знаний учеников по типам Односоставных предложений рекомендуется использовать данное упражнение, в нём для образования разных по типу предложений использованы разные формы одного слова. (Пишу рассказ. О нас в газетах пишут. О нас в газетах написано). Особенно трудно для ученика определить тип предложений, если сказуемое выражено кратким причастием. (В комнате убрано. Комната убрана) или формами глагола, которые не употребляются для образования односоставных предложений (Купила пальто к зиме. Пришёл в вам в гости).

Упражнение это позволяет закрепить умение разграничивать односоставные и двусоставные предложения, понять особенности функционирования разных форм глагола в разных типах предложений.


Задание 2. Составить текст, используя односоставные предложения на тему «Природа вокруг нас». Проверка творческий работ.

VI. Подведение итогов.

Учитель: Используя слова: грамматическая основа, подлежащее и сказуемое, односоставные и двусоставные предложений, сделайте выводы по уроку.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились?



VII. Выставление и комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание и его комментарий. Найти в тексте любого произведения И.С.Тургенева и выписать из него 3 односоставных и 3 двусоставных предложений, подчеркнуть в них грамматические основы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!