Педагогические цели:
образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков по теме, сфор-мировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монар¬хии; раскрыть предпосылки, сущность и по-следствия цер¬ковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.
• воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве¬нных качеств личности;
• развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих спо-собностей, речи, памяти, внимания, воображения.
• создать условия для развития УУД:
объяснять значение понятий самодержавие, церковный раскол, старообрядцы, церковная ре-форма, протопоп; раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Тип и вид урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Основное содержание темы. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложе-ние» 1649г. Центральное и местное управление. Приказная система. положение Русской право-славной церкви после Смуты; личность патриарха Филарета и но¬вые отношения высшей государ-ственной и церковной вла¬стей при нём; личность и церковная реформа патриарха Никона; причи-ны усиления разногласий между церковной и светской властями; основные решения церковного Собо¬ра 1666—1667 гг.; личность и жизненный путь протопопа Аввакума.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: самодержавие, церков-ный раскол, церковная реформа, старообрядцы, протопоп.
Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.
Даты и событие: 1653—1655 гг. — церковная реформа патриарха Никона.
Образовательные ресурсы: : 1) учебник, Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- 2-е изд.- М.: Просве-щение, 2014.
2) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2013.
Внутрипредметные связи: Новая история: Реформация и Контрреформация в Европе.
Наглядность, ТСО: портреты исторических деятелей: www/ imfourok.net: История 7 класс