областное государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Санаторная школа – интернат»
г. Шуя, ул. 5 Северная, дом 49
тел.(факс) 3-13-26; тел. 4-94-47
электронная почта: shool_deaf@ mail.ru
Открытый урок в 7 классе по теме
«Власть и церковь. Церковный раскол»
Составитель: учитель истории Уварова Л.В.
Шуя 2017
Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол»
Цель урока: познакомить обучающихся со взаимоотношениями власти и церкви в России, дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.
Оборудование урока: карта «Россия в XVII в.
Раздаточный материал: Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», рабочие листы с предварительно заполненной правой колонкой
Основные понятия: раскол, старообрядчество, церковная реформа, протопоп
Эти слова определяют тему нашего урока. Итак, речь на уроке будет идти о…
Персоналии: патриарх Никон, протопоп Аввакум
План изучения новой темы:
1.Деятельность церкви в годы Смуты и её последствий.
2.Реформа патриарха Никона
Ход урока
орг. Момент
Ребята, я думаю, что сегодня у нас с вами состоится интересный урок. Мне хотелось бы видеть вас активными, внимательными слушателями, правильно выражающими свои мысли. Настройтесь на то, что вы узнаете много не только нового и интересного, но и полезного для себя.
проверка домашнего задания
1. 1 человек работает с таблицей у мольберта
2. 2-е ребят работают с карточками
3. 1 обучающийся выполняет работу на соответствие у экрана
4. Фронтальный опрос: каким вам запомнился царь Алексей Михайлович?
Б) какие органы власти сформировались в период правления Алексея Михайловича, охарактеризовать их.
В) дать характеристику политического устройства, сложившегося в нашей стране в царствование Алексея Михайловича. Доказать свою точку зрения.
Изучение новой темы
Вступительное слово учителя: « Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в XVII в. Церковь объясняла людям смысл их жизни с точки зрения христианской морали, следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей.
Задание: доказать это конкретным примером (после смуты патриарх Филарет стал практически соправителем Михаила Федоровича – усиление влияния церкви на власть)
К середине XVII в. с появлением книгопечатания и издания уже массовым тиражом Библии и других церковных книг, остро встал вопрос о внесении изменений в тексты рукописных книг в связи с накопившимися за семь столетий ошибками.
Вопрос классу: «вспомните, откуда на Русь пришло православие?» - из Византии, поэтому было решено исправить русские тексты по греческим первоисточникам. Однако этот, казалось бы, чисто грамматический вопрос перерос рамки технической правки перевода и вызвал раскол церкви и общества».
Проблемное задание: Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?
Задание классу: найти в параграфе учебника: кто и в каком году был назначен патриархом? В чём суть реформы Никона?
На рабочих листах заполняют вторую колонку таблицы самостоятельно
Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы
До реформы - «староверы» (сторонники протопопа Аввакума) | После реформы (сторонники Никона) |
Крещение двумя перстами; Земной поклон; Двукратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу; Написание имени Христа: Иисус | Крещение тремя перстами; Поясной поклон; Троекратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца; Написание имени Христа: Иисус |
Записи в тетрадях;
1653-1655гг. - церковная реформа патриарха Никона
Задания по группам:
I группа: проработать документ и ответить «какими методами проводилась реформа»?
II группа: проработать документ и ответить «почему реформа патриарха Никона привела к расколу русской православной церкви и общества»?
Примерные ответы учеников 1 группы: Никон взял дело реформы в свои руки, сам назначал «исправщиков», которые контролировали переписку книг, жестоко расправлялся с недовольными и теми, кто жаловался царю. Реакция народа на проведение реформы была неоднозначна. Высшие слои общества, приближенные царя, восприняли ее как продолжение преобразований Алексея Михайловича, а часть бояр, общественность, священники подали челобитную царю. Царь не отреагировал на жалобу, в отличие от Никона.
Учитель: Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха? (обсуждение)
- А теперь обратимся к учебнику и проверим наши высказывания.
Выступление второй группы: «Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стране принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви»
Вопрос: Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»?
Запись в тетрадях:
Раскол - разделение Русской православной церкви на сторонников и противников реформы патриарха Никона
Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение (гари).
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.
Запись в тетрадях:
старообрядчество – религиозное течение, враждебное официальной церкви, возникшее после реформы Никона
Закрепление.
Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились?
На столах у вас есть проверочный тест.
(Учащиеся самостоятельно выполняют тест).
1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:
а) Игнатий
б) Филарет
в) Никон
2. Причиной церковной реформы не было:
а) искажение церковных книг
б) искажение церковных обрядов
в) конфликт между царем и патриархом
3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:
а) Филарет
б) Никон
в) Аввакум
4. Церковная реформа привела:
а) к сплочению верующих
б) расколу между верующим
в) конфликту между царем и патриархом
Подведение итогов: у Сергия Радонежского есть замечательные слова: «Единством и любовью спасемся»… О чем они, ребята? имеют ли они отношение к нашему уроку
Я благодарна вам за этот урок, за ваше активное участие, за ваши добрые слова и улыбки. Мне хотелось бы, чтобы от нашей сегодняшней встречи вы стали чуточку добрей, умели уважать и любить ближних, внимательно относились друг к другу, чаще говорили добрые слова, жили в радости как это делал духовный собиратель русского народа - Преподобный Сергий Радонежский.
Рефлексия
Домашнее задание пар. №8 , творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в XVII веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе в XVI веке?