СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 7 классе по теме «Власть и церковь. Церковный раскол»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство обучающихся со взаимоотношениями власти и церкви в России в первой половине XVII века.  Представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 7 классе по теме «Власть и церковь. Церковный раскол»»


областное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Санаторная школа – интернат»

г. Шуя, ул. 5 Северная, дом 49

тел.(факс) 3-13-26; тел. 4-94-47

электронная почта: shool_deaf@ mail.ru













Открытый урок в 7 классе по теме

«Власть и церковь. Церковный раскол»














Составитель: учитель истории Уварова Л.В.


















Шуя 2017


Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол»

Цель урока: познакомить обучающихся со взаимоотношениями власти и церкви в России, дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.

Оборудование урока: карта «Россия в XVII в.

Раздаточный материал: Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», рабочие листы с предварительно заполненной правой колонкой

Основные понятия: раскол, старообрядчество, церковная реформа, протопоп

Эти слова определяют тему нашего урока. Итак, речь на уроке будет идти о…

Персоналии: патриарх Никон, протопоп Аввакум

План изучения новой темы:

1.Деятельность церкви в годы Смуты и её последствий.

2.Реформа патриарха Никона

Ход урока

орг. Момент

Ребята, я думаю, что сегодня у нас с вами состоится интересный урок. Мне хотелось бы видеть вас активными, внимательными слушателями, правильно выражающими свои мысли. Настройтесь на то, что вы узнаете много не только нового и интересного, но и полезного для себя.

проверка домашнего задания

1. 1 человек работает с таблицей у мольберта

2. 2-е ребят работают с карточками

3. 1 обучающийся выполняет работу на соответствие у экрана

4. Фронтальный опрос: каким вам запомнился царь Алексей Михайлович?

Б) какие органы власти сформировались в период правления Алексея Михайловича, охарактеризовать их.

В) дать характеристику политического устройства, сложившегося в нашей стране в царствование Алексея Михайловича. Доказать свою точку зрения.

Изучение новой темы

Вступительное слово учителя: « Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в XVII в. Церковь объясняла людям смысл их жизни с точки зрения христианской морали, следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей.

Задание: доказать это конкретным примером (после смуты патриарх Филарет стал практически соправителем Михаила Федоровича – усиление влияния церкви на власть)

К середине XVII в. с появлением книгопечатания и издания уже массовым тиражом Библии и других церковных книг, остро встал вопрос о внесении изменений в тексты рукописных книг в связи с накопившимися за семь столетий ошибками.

Вопрос классу: «вспомните, откуда на Русь пришло православие?» - из Византии, поэтому было решено исправить русские тексты по греческим первоисточникам. Однако этот, казалось бы, чисто грамматический вопрос перерос рамки технической правки перевода и вызвал раскол церкви и общества».

Проблемное задание: Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

Задание классу: найти в параграфе учебника: кто и в каком году был назначен патриархом? В чём суть реформы Никона?

На рабочих листах заполняют вторую колонку таблицы самостоятельно



Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы

До реформы - «староверы»

(сторонники протопопа Аввакума)

После реформы (сторонники Никона)

Крещение двумя перстами;
Земной поклон;
Двукратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;
Написание имени Христа: Иисус

Крещение тремя перстами;
Поясной поклон;
Троекратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца;
Написание имени Христа: Иисус



 Записи в тетрадях;

1653-1655гг. - церковная реформа патриарха Никона

Задания по группам:

I группа: проработать документ и ответить «какими методами проводилась реформа»?

II группа: проработать документ и ответить «почему реформа патриарха Никона привела к расколу русской православной церкви и общества»?

Примерные ответы учеников 1 группы: Никон взял дело реформы в свои руки, сам назначал «исправщиков», которые контролировали переписку книг, жестоко расправлялся с недовольными и теми, кто жаловался царю.  Реакция народа на проведение реформы была неоднозначна. Высшие слои общества, приближенные царя, восприняли ее как продолжение преобразований Алексея Михайловича, а часть бояр, общественность, священники подали челобитную царю. Царь не отреагировал на жалобу, в отличие от Никона.

Учитель: Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской  и,  по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?  (обсуждение)
- А теперь обратимся к учебнику и проверим наши высказывания. 

Выступление второй группы: «Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стране принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви»

Вопрос: Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»?

Запись в тетрадях:

Раскол - разделение Русской православной церкви на сторонников и противников реформы патриарха Никона

Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение (гари).
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.

Запись в тетрадях:

старообрядчество – религиозное течение, враждебное официальной церкви, возникшее после реформы Никона

Закрепление.
Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились? 

На столах у вас есть проверочный тест.
(Учащиеся самостоятельно выполняют тест).

1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:
а) Игнатий
б) Филарет
в) Никон

2. Причиной церковной реформы не было:
а) искажение церковных книг
б) искажение церковных обрядов
в) конфликт между царем и патриархом

3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:
а) Филарет
б) Никон
в) Аввакум

4. Церковная реформа привела:
а) к сплочению верующих
б) расколу между верующим
в) конфликту между царем и патриархом 

Подведение итогов: у Сергия Радонежского есть замечательные слова: «Единством и любовью спасемся»… О чем они, ребята? имеют ли они отношение к нашему уроку


Я благодарна вам за этот урок, за ваше активное участие, за ваши добрые слова и улыбки. Мне хотелось бы, чтобы от нашей сегодняшней встречи вы стали чуточку добрей, умели уважать и любить ближних, внимательно относились друг к другу, чаще говорили добрые слова, жили в радости как это делал духовный собиратель русского народа - Преподобный Сергий Радонежский.

Рефлексия



Домашнее задание пар. №8 , творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в XVII веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе в XVI веке?


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!