СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе по теме: «Видоизменения подземных побегов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок способствует формированию знаний о видоизмененных подземных побегах, их строении и функциях; раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме: «Видоизменения подземных побегов»»

Бюджетное образовательное учреждение

Вашкинского муниципального района

«Андреевская основная общеобразовательная школа»

Урок в 6 классе по теме: «Видоизменения подземных побегов»











Учитель биологии

Грушина О.А.





















2014г.


Цели

образовательная: способствовать формированию знаний о видоизмененных подземных побегах, их строении и функциях; раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.

воспитательная: способствовать развитию умений и навыков групповой работы; содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала; продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

развивающая: способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами; продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.

Тип: комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы работы: практический метод, частично-поисковый, эвристическая беседа.

Материальное обеспечение урока: учебник Пономаревой И.Н. Биология: 6 класс; клубни картофеля, луковицы репчатого лука, корневища, гербарии растений с корневищами (пырей), лупы, бланки для оформления лабораторной работы, побеги липы и комнатных растений.

п/п

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

I.

II.

Ш.

IV.

1.

2.

V.

VI.

VII.

VIII.

Организационный момент.

Проверка подготовленности к занятию (слайд 1).

Настроение (слайд 2)

Ребята, последние несколько уроков вы изучали особенности строения вегетативных органов растения. Давайте вспомним, какие главные вегетативные органы растения вам известны?

- Корень, побег.

- Что такое побег? Из каких частей он состоит? Слайд 3

-Побег – это сложный орган, который состоит из стебля, листьев и почек. Слайд 4

Давайте вспомним строение побега. Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова, эти слова перед вами на слайде. По ходу моего чтения вы должны найти нужное слово.

Внимание!

1. Основной надземный орган растения – это …В (побег).

2.Он состоит из осевой части, которая называется …А (стебель).

3. К боковым частям побега относятся …Б (листья).

4. Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется …Д (узел).

5. Новый побег развивается из …Г (почки).

6. Главный признак, отличающий побег от корня …Е (образование листьев). Слайд 5

* Как называется стебель, с расположенными на нем листьями и почками?

- Побег. Слайд 6

Подготовка к основному этапу занятия.

Итак, ребята, я убедилась в том, что вы знаете строение побега. А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о каких растениях идет речь? (На слайде 2 после ответов появляются растения).

1. Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (слайд 7)

(лук). Слайд 8

2. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (слайд 9)

(картофель). Слайд 10

3. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари освещают фонари. (Слайд 11)

На больших столбах подряд лампы белые висят (ландыш). слайд 12

Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ландыша – корневище.

Клубень, корневище, луковица, как вы считаете, какими органами они являются – побегами или корнями?

(Дети дают разные варианты ответов).

Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей.

Как вы думаете, как их называют?

И правильно их называть видоизмененные побеги.

Запишите тему урока: «Видоизменения подземных побегов» (слайд 13).

* Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?

- Нужно изучить строение этих органов.

* Следовательно, какова цель нашего урока?

Цели урока: изучить строение и функции корневища, клубня, луковицы; доказать принадлежность их к побегам. Слайд 14

Назовите пожалуйста задачи которые надо решить нам на уроке

Учебные задачи (слайд 15)

1. Изучить строение корневища, клубня, луковицы.

2. Определить функции видоизмененных побегов, их значение в жизни растений и для человека.

Изучение нового материала.

Нам предстоит доказать, что корневища, клубни, луковицы являются видоизмененными побегами. Для этого вам нужно выполнить лабораторную работу.

Инструктивные карточки у вас на столах.

Возьмите карточку №1.

Работать будете в группах: 1 группа исследует картофеля,

2 группа – луковицу,

3 группа – корневище.

Результаты работы занесете в таблицу, Ознакомьтесь с ходом работы, прочитайте задание.

Слайд 16-17

Приложение 2

ЛАБОРАТОРНАЯ    РАБОТА

Тема: «Внешнее строение клубня, луковицы, корневища».

Оборудование и материалы:

    1. Лупа ручная.

    2. Клубень картофеля, луковица лука репчатого, корневище.

Ход работы:

1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. Рассмотрите под лупой глазки, найдите в них почки. Рассмотрите поперечный срез клубня. Найдите в нем слои и сравните их со слоями стебля.

2. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья.

3.Рассмотрите корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Определите, в чем отличие луковицы от клубня и корневища.

4.Сделайте общий вывод.

Приступайте к выполнению. Время работы 7-8 минут.

Заполните таблицу (слайд 18)

Обсуждение результатов.

1. Клубень (слайд 19).

1.Как можно доказать, что клубень – это побег? Какие части вы обозначили у клубня?

- Стебель, почки, ростки.

У клубней стеблевая часть утолщенная, т.к. в ней откладываются в запас питательные вещества.

2. А как называются почки у клубня?

- Почки называются глазками.

Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.

3. Обозначьте части клубня на своём рисунке.

2. Луковица (слайд 20).

1. Что общего у луковицы с побегом?

- У луковицы есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья. Сухие листья выполняют защитную функцию. Также имеются придаточные корни и почки, которые расположены в пазухах сочных листьев. Из почек образуются дочерние луковицы, которые называются детками или зубками.

2. Обозначьте части луковицы на своём рисунке.

3. Корневище (слайд 21).

Вопросы:

1. Откуда корневище получило свое название?

- Из-за внешнего сходства с корнем.

2. Как отличить корневище от корня?

- У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия.

Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья - пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы. От корневища отрастают придаточные корни.

3. Обозначьте части корневища на своём рисунке.

Кроме ириса, корневища имеют черника, сныть, пырей.

Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?

- Корневище – это видоизмененный побег, т.к. он имеет все части побега.

Посмотрите на слайд 22 и сравните свою таблицу с эталоном

Давайте подведем итог тому, что мы уже изучили.

1. Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?

- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.

2. А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?

- Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.

3. Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?

- Различием в среде обитания, различием в функциях.

* Давайте вспомним функции частей побега (слайд 23, 24). Укажите соответствие частей побега выполняемой функции.

Части побега: Функции: А) - 5

А) Почка 1. Фотосинтез Б) – 1, 3

Б) Лист 2. Опорная В) – 2, 4, 6.

В) Стебель 3. Испарение воды

4. Проведение веществ

5. Образование побегов

6. Осевая

* Какие еще функции вы можете назвать для корневища, клубня, луковицы?

Вспомните, как человек использует картофель, лук, чеснок?

1. Запас питательных веществ.

Это главная функция подземных видоизмененных побегов. В корневищах, клубнях, в сочных листьях луковиц откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и разные сахара. Кроме того, в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и придающие горький вкус этим растениям. Корневища многих растений накапливают вещества, которые человек использует для получения лекарственных препаратов (солодка, ландыш).

2. Вегетативное размножение.

Из почек, имеющихся у этих побегов, могут вырасти надземные побеги. Так человек выращивает картофель, репчатый лук, чеснок, гладиолусы, тюльпаны, нарциссы. Но есть у этой функции и отрицательные последствия для человека. Пырей древние греки называли «агропирон» - «огонь полей». На 1 м2 это растение может дать корневищ общей длиной 500 м, с 25 тыс. почек. Единственный эффективный способ борьбы с ним - удаление корневищ.

    1. Переживание неблагоприятных условий

Луковицы в отличие от корневища и клубня служат, прежде всего, для выживания в период жесткой летней засухи. Вода, которая содержится в тканях чешуевидных мясистых листьях луковицы, обеспечивает растению жизнь. Дикорастущие луковичные растения рябчик русский, гусиные луки в Ульяновской области охраняются.

После обсуждения функций записать их в тетрадь (слайд 25).

Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока?

Закрепление:

А. Проверьте себя, как вы поняли материал урока. Даны утверждения. Вам нужно оценить их правильность (слайд 26).

1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

2. Подземные побеги нельзя использовать для размножения, так как у них нет почек. (Есть).

3.Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.

4. Верхушечные и боковые почки клубня называются детками. (Глазками).

5. Наличие запасных питательных веществ отличает корневище от корня. (Наличие листьев, почек).

6. Основная масса луковицы образована листьями.

Б. Отгадайте загадки и объясните их с биологической точки зрения.

1)У лысой головки

Есть глазки и бровки,

Глаза чуть-чуть раскосы,

А брови – безволосы.

(Клубень картофеля) слайд 27

* О каких глазках и бровках идет речь?

2) Десять бочек туго

Вставлены друг в друга,

И только дно у них одно.

(Луковица, общее дно - укороченный стебель) слайд 28

* Про какие бочки и дно говорится в загадке?

3) В земле веревочка, а в ней – кладовочка. (Корневища растений - пырея, ландыша, ириса, солодки.) слайд 29

* Что за кладовочка находится в корневище?

Подведение итогов занятия.

Рефлексия. Слайд 30

Задание на с/п: § 21, в. 1-3 с.79 (устно); подготовить сообщение о способах размножения картофеля (слайд 31).






Видоизменения

(рисунок)

Строение

Функции

Пример

растений

1.

Корневище

1-стебель

2-почки

3-чешуи-листья

4-придаточные корни

1. запас питательных веществ;

2. переживание неблагоприятных условий;

3. вегетативное размножение


2. Клубень

1-верхушечная почка (росток)

2-толстый стебель

3-глазки-боковые почки

4-основание клубня


3.Луковица

1-придаточные корни

2-донце-стебель

3-почки

4-сочные чешуи-листья




















ЛАБОРАТОРНАЯ    РАБОТА

Тема: «Внешнее строение клубня, луковицы, корневища».

Оборудование и материалы:

    1. Лупа ручная.

    2. Клубень картофеля, луковица лука репчатого, корневище.

Ход работы:

1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. Рассмотрите под лупой глазки, найдите в них почки. Рассмотрите поперечный срез клубня. Найдите в нем слои и сравните их со слоями стебля.

2. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья.

3.Рассмотрите корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Определите, в чем отличие луковицы от клубня и корневища.

4.Сделайте общий вывод.


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!