СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: формирование новых знаний, умений и владений способами деятельности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число»»


С.Л. Холостенко , учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.С.Сергеева» г.Курска.

Урок в 6 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число»


Часть 1


Дата

21.10

Урок №52

Класс: 6

Предмет: математика

ОУ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.С.Сергеева»

Тема урока: Деление десятичной дроби на натуральное число

Учебник : Е.А. Бунимович и др.

Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 8/1

Тип урока: формирование новых знаний, умений и владений способами деятельности.

Базовые понятия , утверждения, алгоритмы, методы

Новые понятия , утверждения, алгоритмы, методы

Десятичная дробь, алгоритм умножения и деления обыкновенных дробей

Алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число

Цель

Сформировать у учащихся умение делить десятичные дроби на натуральное число .Духовно-нравственное становление патриота России при изучении темы.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научится

Получит возможность научиться

научится

Получит возможность научиться

научится

Получит возможность научиться

применять алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число в устных и письменных вычислениях

использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления.


уметь определять тему и цель урока, уметь отбирать необходимый материал из текста учебника, составлять алгоритмы действий, находить общее решение практической задачи.

делать выводы, сравнивать, обобщать, анализировать, планировать пути для достижения целей познавательной деятельности

Формировать учебную мотивацию, понимать необходимость приобретения новых знаний

Преодолевать посильные трудности, уважению друг к другу, умению вести диалог, аккуратности.

Технология обучения

Форма обучения

Метод обучения

Технология развивающего обучения

Беседа, самостоятельная работа

объяснительно-иллюстративный

Средства обучения

Презентация, карточки с заданиями, задания на доске, листы самооценки

Оборудование: доска, компьютер, экран, проектор

Источники информации:

для учителя

для учащихся

1.Математика. Арифметика.Геометрия.6 класс: Задачник / Е.А. Бунимович и др. 2-е изд., –М.: Просвещение, 2013.

2.Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочные методические рекомендации. 6 класс. (Сафонова Н. В.)


  1. Математика. Арифметика.Геометрия.6 класс: Тетрадь-тренажер / Е.А. Бунимович и др. 2-е изд., –М.: Просвещение, 2013.

  2. Математика. Арифметика.Геометрия.6 класс: Задачник / Е.А. Бунимович и др. 2-е изд., –М.: Просвещение, 2013

Цель урока:

Задачи урока:

предметная

деятельностная


Формулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число, выполнять деление десятичной дроби на натуральное число по правилу.


Формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

  • Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне;

  • Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

  • Формулирование темы урока;

  • Построение детьми нового способа действий, формирование способности к его применению;

  • Формирование навыков деления десятичной дроби на натуральное число ;

  • Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности


Часть 2


Характеристика этапов урока

Этап урока,

время

Цель этапа

Формируемые УУД

Ф

О

У

Д

Деятельность учителя

Деятельность ученика



Продукт деятельности учащихся

Используемые на этапе СО

I. I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент(2 мин)


Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.


И

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку

Слушают учителя, настраиваются на работу.


Прослушивание вступительного слова учителя


II. Актуализация знаний(6 мин)


Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», воспитание чувства гордости своей малой Родиной


Познавательные: определение способов действий в рамках предложенных условий и требований.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

коррекция имеющихся знаний .


Ф


Организует повторение ранее изученного учебного материала, предлагая выполнить устное задание, обеспечивает тренинг мыслительных операций

.



Находят значения примеров, используя правила сложения, вычитания и умножения десятичных дробей, формулируют правила.

Оценивают свою работу





Составляют фразу « Моя малая Родина»



Презентация

III. Постановка учебной задачи (9мин)

.

Формулирование темы урока.

Познавательные:

Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, давать определения новым математическим понятиям.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли и знания с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: умение выделения новых понятий и знаний, способность формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.


Ф

Предлагает учащимся решить задачу, для решения которой у учащихся не хватает знаний. Создает проблемную ситуацию анализ которой позволит сформулировать тему и цель урока.


Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цель урока

Ответы на вопросы

Тема урока

презентация

IV. «Открытие» учащимися новых знаний (8 мин)

.

Познакомить с правилом деления десятичной дроби на натуральное число

Познавательные: уметь получать новые знания с помощью анализа под руководством учителя.

Коммуникативные: тактичное реагирование на фактические ошибки и речевые погрешности в высказываниях одноклассников.

Регулятивные: умение анализировать собственную работу и

корректировать её результаты.


Г

Предлагает учащимся:

--сформулировать и записать правило деления десятичной дроби на натуральное число.

.

- сверить сформулированное ими правило с правилом в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют правило.

Сверяют с учебником.



Правило деления десятичной дроби на натуральное число

Учебник

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(5 мин)


Организовать усвоение учениками новых знаний с проговариванием во внешней речи.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: умение анализировать собственную работу и

корректировать её результаты.

Коммуникативные сотрудничество при решении возникшей проблемы.

И

Предлагает выполнить задание. Контролирует выполнение заданий.

Выполняют задание с проговариванием алгоритма вслух


Решение задачи

доска

VI.Физкультминутка(2 мин)


Сохранение здоровья.

Личностные:

Забота о своём здоровье

И

Контролирует проведение физкультминутки

Выполняют зарядку по видеозаписи


Физические упражнения

презентация

VII. Применение полученных знаний к решению задач. (Включение новых знаний в систему знаний)(5 мин)


продемонстрировать применение правила деления десятичной дроби на на натуральное число при решении задач;


Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок

Коммуникативные

умение работать в парах,учебное сотрудничество в процессе решения задач

Ф

И

П

Предлагает выполнить задание в парах. Контролирует выполнение заданий.

Проверяет глубину понимания учащимися учебного материала.



Учащиеся выполняют задания , работая в парах.

Ученик решает задание у доски

Сверяют полученные результаты.


Работа в парах











доска












VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин)

Включить «открытие» в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму


И

Предлагает выполнить самостоятельную работу с последующей проверкой

Выполняют самостоятельную работу, сравнивают с эталоном, оценивают себя.

.

Выполнение самостоятельной работы

презентация

IХ. Подведение итогов урока, дом. задание, рефлексия.(3 мин)


-осознание учащимися своей учебной деятельности,

-самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Познавательные: установление учащимися значения результатов своей учебной деятельности; осмысление необходимости изученной темы в реальной жизни.

Коммуникативные: умение оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Ф

И

Подводит итоги урока, задавая вопросы.

Проводит рефлексию, задает домашнее задание

Воспроизводят цель урока. Записывают домашнее задание

Оценивают свою работу на уроке с помощью листа самооценки.




Заполнение листа самооценки.

Выставление оценки за работу на уроке






Часть 3. Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов


Деятельность ученика



Организационный момент


Включение в деловой ритм. Организует внимание, готовность к уроку

Вступительное слово учителя:

Будь внимателен, дружок. Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку “5”.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.


Подготовка класса к работе. Слушают, настраиваются на работу.


II. Актуализация знаний



Организует повторение ранее изученного учебного материала, делает акцент на основных учебных моментах.

Рассказывает, когда и как в русских летописях, появилось первое упоминание о Курске.

Учитель: Каждый свой урок мы начинаем с гимнастики ума - с устного счёта:

а) 0.72+0.8 ; 22,9 -2,4; 8 – 2,7
б) 0,76*2 ; 3,78 -1,78; 13 +1,3 ; 0,02*100 ; 53:10
в); 5*0,9; 205*0,1; 60*0,6 ; 1-0,8 ; 3,09+1,31; 200*0,01
(каждому ответу на пример соответствует буква из таблицы)
Решив правильно примеры, подставив вместо ответа соответствующую букву, получим фразу.

М-1,52 А -2 Р – 4,5 Л -14,3

Д – 36 И –0,2 Н-4,4 О- 20,5 Я- 5,3

-Оцените себя

-Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Для вас это?

- В семье городов российских Курск занимает достойное место. А чтобы узнать, когда в русских летописях появилось первое упоминание о Курске, надо выполнить задание

Работаем в парах. Найти значение выражения:

(14-3,68 )*(6,5+3,5)2

-Какие правила вы использовали, когда решали это задание?

--Мы не знаем, обрел ли настоящее счастье некто Феодосии Печерский, одиннадцатилетним мальчонкой отправленный в "лето от рождества 1032 из-под Киева далече воин град, порицаемый Курск". Но именно жизнеописание Феодосия в "Патерике" Киево-Печерского монастыря стало первым письменным упоминанием о городе Курске


Находят значения примеров, используя правила сложения, вычитания и умножения десятичных дробей









Составляют фразу « Моя малая Родина»

Оценивают свою работу







Город Курск



Работают в парах

Анализируют предложенное выражение, находят его значение

1032

Формулируют правила

сложения, вычитания, умножение десятичных дробей .



III. Постановка учебной задачи

Создает проблемную ситуацию, решение которой позволит сформулировать тему и цель урока:


Учитель: Почти тысячу лет возвышается Курск на правом берегу тихой реки Тускарь, у слияния с ней более спокойной речки Кур, которая, по преданию, и дала название городу.

Давайте решим задачу :

«Сегодня население в Курске составляет около 425,6 тыс.человек. Чему было равно население Курска в 11 веке, если оно увеличилось в 76 раз?»

-Ребята, а мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число?

Какова тема нашего урока?

Вот вы и сформулировали тему урока.

Итак, запишите тему урока в тетрадь.

-Какую цель мы сегодня поставим перед собой? (Найти правило деления десятичной дроби на натуральное число; научиться применять данное правило при выполнении заданий )






Перед учащимися возникает проблема: как вычислить

425,6 : 76 ?



Формулируют тему урока:«Деление десятичной дроби на натуральное число».

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

.

Организует реализацию

цели урока,

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Учитель: А сейчас нужно определить правило деления десятичной дроби на натуральное число


- Давайте попробуем записать деление столбиком.

- Сначала делим целую или дробную часть числа?

- Разделим целую часть, что в частном поставим?

-Что значит разделить десятичную дробь на натуральное число?



Итак, правило деления десятичной дроби на натуральное число мы определили, и оно состоит в следующем: (должны сформулировать дети):

.



Учитель: Прочтите правило в учебнике на стр. 72


Отвечают на вопросы учителя. Проводят анализ данных,

выявляют закономерность, анализируют.

Ученик на доске делит столбиком подробно



-значит найти такую дробь, которая при умножении на это натуральное число дает делимое.


Затем формулируют правило деления десятичной дроби на натуральное число :

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число нужно:

1). Выполнить деление так же ,как и деление натуральных чисел.

2). Как закончено деление целой части, в частном ставим запятую.


Работают с текстом учебника.

Заканчивают решать задачу

425,6 : 76 =5,6 тыс человек



V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Предлагает учащимся применить правило деления десятичной дроби на на натуральное число на практике.

Контролирует выполнение работы.

Учитель: ---Прошумели века над этим русским поселением, уже в начале зарождения своего ставшим важным звеном в цепи укрепленных городков, призванных защищать Русь от степных кочевников. О высокой боевой выучке и отваге древних курян повествуется в знаменитом "Слове о полку Игореве".
Какие бы испытания в многовековой истории не выпадали на долю курян, они всегда оставались на высоте своего назначения - быть частицей священной Руси, приумножать ее славу и честь в делах торговых, землепашеских, ратных.

Решаем задачу самостоятельно :Надел земли площадью 1,28 га должны вспахать 4 землепашца . По сколько га вспашет каждый?

- Чем отличается этот пример от предыдущего?

-где ставить запятую?

-Оцените свою работу


















Один учащийся у доски решает

1,28 : 4 = 0.32

Целая часть делимого меньше делителя

В частном пишут 0,после чего ставят запятую и продолжают деление

Оценивают свою работу

VI.Физкультминутка(2 мин)


Контролирует проведение Физкультминутки

Учитель: Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, а

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

Выполняют зарядку по видеозаписи


VII. Применение полученных знаний к решению задач. (Включение новых знаний в систему знаний)


Организует первичное закрепление знаний

---С годами, став одним из важных звеньев русских пограничных крепостей-городищ, Курск начал быстро развиваться. Все здесь делали местные мастера-умельцы, плавили металл, ковали оружие для войска и орудия труда для землепашцев, искусно делали гончарную посуду и всевозможные украшения из железа и стекла

Решаем задачу в парах: Какое количество кг металла идет на изготовление одного орудия, если на 16 было затрачено 93,2 кг

-С какой проблемой столкнулись ?

-Что делать?

-Оцените свою работу?


Анализируют. Решают. Первая пара, справившаяся с задачей, предлагает свое решение.

Все цифры делимого были снесены, а нуль в остатке не получился.

Вспомнили, если к десятичной дроби приписать справа нули, то дробь не изменится .

93,2:16=5,825 кг

Оценивают свою работу.



VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Организует первичную проверку усвоения материала

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

1 вариант 1) 9,36 : 6 2) 7,56 :9 3) 14,6 :5

4) 16,9:13 5) 0,26:8

2 вариант 1) 23,94: 7 2) 6,93 : 11 3) 9,8 : 8

4) 14,4:12 5) 0,39:6

Критерии оценивания: «+»- нет ошибок

«+-» –одна ошибка «-» – две ошибки


Решают , сравнивают с эталоном, оценивают себя.

.

IХ. Подведение итогов урока, дом. задание, рефлексия.


Организует фиксирование новых знаний, рефлексию, самооценку учебной деятельности

Обрученный с веками, заселенный талантливыми людьми, Курский край по праву стал важным звеном великой цепи в развитии русского государства, являясь в течение нескольких веков опорным пунктом сначала Киевской Руси, а потом и Московского государства в их борьбе с внешними врагами, в расширении торговых связей, в укреплении экономики и обороны. И если Киев называют матерью городов русских, то Курск и Рыльск - достойные сыны ее.

Домашняя работа: Стр.72 .№ 218,219,224

Давайте подведем итоги нашей работы. Какая у нас была цель? Достигнута ли она на уроке?

Пусть каждый ответит для себя на следующие вопросы (на слайде):

  1. Что нового я узнал(а)?

  2. Стал(а) ли я лучше?

  3. Что у меня не получилось? Над чем мне надо ещё поработать?

  4. Что я должен сделать дома?

5) Было ли мне интересно на уроке?

6) Что можно было поменять?












Записывают домашнее задание



Говорят, что нового узнали за урок, что получилось, и какие сложности испытывали, что им понравилось, что хотели бы изменить в ходе урока?

Сдают карточки самооценивания













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!