Урок по математике для 5-го класса по теме "Проценты"
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов деятельности по решению задач на проценты.
Задачи урока:
обучающие: научить учащихся обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно ;
развивающие: формирование и развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, навыков устного счёта, самостоятельной работы;
воспитывающие: экономическое воспитание в современных условиях формирования рыночных отношений.
Ход урока
Организационный момент (слайд 1)
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть удача ждет вас.
За работу, в добрый час!
Открыть тетради, записать число, классная работа.
Создание проблемной ситуации
На экране высвечиваются круги с числами и буквами
Учитель: Посмотрите на экран.
Задание 1. Выясните, в каком кружке верно записано число, выпишите букву, ему соответствующую. В результате получите слово, которое мы будем использовать в дальнейшем на уроках математики (слайд 2-3)
3. Объявление темы, цели, задач урока (слайд 4 – 6)
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока – «Проценты».–
Ребята, где в повседневной жизни встречаются проценты?
Примерные ответы учащихся:
– В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов.
Учитель: Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться с деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам.
А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕГЭ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.
Итак, сегодня на уроке мы должны:
познакомиться с понятием «процент»,
НАУЧИТЬСЯ переводить десятичную дробь в проценты
НАУЧИТЬСЯ переводить обыкновенную дробь в проценты
НАУЧИТЬСЯ переводить проценты в обыкновенную дробь
НАУЧИТЬСЯ переводить проценты в десятичную дробь
4. Актуализация знаний (устная работа)
Задание 2. Переведите обыкновенные дроби в десятичные. Вы узнаете, кто впервые ввел понятие «процент» ( слайд 7-8)
6. Объяснение нового материала:
Вспомните:
правило умножения десятичной дроби на 100;
правило деления десятичной дроби на 100;
Вопросы:
1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?
2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?
3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?
Учащиеся дают ответы, на доске появляются записи.
1 ц=100 кг;
1 м=100 см;
1 га = 100 а;
Записывают в тетради.
Ребята, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения, которые связаны с одной сотой частью.
Итак, принято называть сотую часть любой величины - процентом.
Процент - одна сотая часть.
Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти»), указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%». (слайд 9)
5. Минутка истории (о возникновении процентов) ( слайд 10)
Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:
Выводы: 1 кг – 1% центнера;
1 см – 1 % метра;
1 а – 1 % га.
Так как 1% равен одной сотой части величины, то вся величина равна 100%.
Как переводить проценты в дробь и наоборот?
Проценты и дроби тесно связаны друг с другом. Покажем это на примере: переведем проценты в десятичную дробь. Для этого нужно убрать знак "%" и затем разделить число на 100.
Переведем десятичную дробь в проценты. Для это умножаем дробь на 100 и в конце числа ставим знак "%".
Таким образом:
1) Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.(слайд 11)
2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.(слайд 12)
Переведем обыкновенную дробь в проценты. В данном случае необходим промежуточный шаг - превратить обыкновенную дробь в десятичную.
7.Физкультминутка
8. Формирование навыков.
№ 1561, № 1562, № 1563 (решение у доски с пошаговой проверкой) (слайд 13)
9. Проверочная работа.
Дробь | 1/5 | 3/20 | 1/50 | 1 | 1/20 |
Десятичная дробь | 0,2 | 0,15 | 0,02 | 1 | 0,05 |
Проценты | 20% | 15% | 2% | 100% | 5% |
10. Взаимопроверка проверочной работы с помощью интерактивной доски ( слайд 14)
11. Закрепление изученного материала.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы ( слайд 15)
12. Домашнее задание ( слайд 16-17)
13. Подведение итогов, выставление оценок.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
Давайте попробуем с вами оценить свою работу.
Кто работал так, как первый человек?
Кто работал добросовестно?
Кто принимал участие в строительстве храма?
Спасибо за урок!
Дробь | 1/5 | 3/20 | 1/50 | 1 | 1/20 |
Десятичная дробь | | | | | |
Проценты | | | | | |
Дробь | 1/5 | 3/20 | 1/50 | 1 | 1/20 |
Десятичная дробь | | | | | |
Проценты | | | | | |
Дробь | 1/5 | 3/20 | 1/50 | 1 | 1/20 |
Десятичная дробь | | | | | |
Проценты | | | | | |
Дробь | 1/5 | 3/20 | 1/50 | 1 | 1/20 |
Десятичная дробь | | | | | |
Проценты | | | | | |
Дробь | 1/5 | 3/20 | 1/50 | 1 | 1/20 |
Десятичная дробь | | | | | |
Проценты | | | | | |