СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Проценты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике для 5»

Урок по математике для 5-го класса по теме "Проценты"


Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов деятельности по решению задач на проценты.

Задачи урока:

  • обучающие: научить учащихся обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно ;

  • развивающие: формирование и развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, навыков устного счёта, самостоятельной работы;

  • воспитывающие: экономическое воспитание в современных условиях формирования рыночных отношений.


Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 1)

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Пусть удача ждет вас.

За работу, в добрый час!


  1. Открыть тетради, записать число, классная работа.

Создание проблемной ситуации

На экране высвечиваются круги с числами и буквами

Учитель: Посмотрите на экран.

Задание 1. Выясните, в каком кружке верно записано число, выпишите букву, ему соответствующую. В результате получите слово, которое мы будем использовать в дальнейшем на уроках математики (слайд 2-3)

3. Объявление темы, цели, задач урока (слайд 4 – 6)

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока – «Проценты».–

Ребята, где в повседневной жизни встречаются проценты?

Примерные ответы учащихся:

– В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов.

Учитель: Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться с деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам.

А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕГЭ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.

Итак, сегодня на уроке мы должны:

  • познакомиться с понятием «процент»,

  • НАУЧИТЬСЯ переводить десятичную дробь в проценты

  • НАУЧИТЬСЯ переводить обыкновенную дробь в проценты

  • НАУЧИТЬСЯ переводить проценты в обыкновенную дробь

  • НАУЧИТЬСЯ переводить проценты в десятичную дробь

4. Актуализация знаний (устная работа)

Задание 2. Переведите обыкновенные дроби в десятичные. Вы узнаете, кто впервые ввел понятие «процент» ( слайд 7-8)

6. Объяснение нового материала:

Вспомните:

  • правило умножения десятичной дроби на 100;

  • правило деления десятичной дроби на 100;

Вопросы:

1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?

2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?

3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?

Учащиеся дают ответы, на доске появляются записи.

1 ц=100 кг;

1 м=100 см;

1 га = 100 а;

Записывают в тетради.

Ребята, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения, которые связаны с одной сотой частью.

Итак, принято называть сотую часть любой величины - процентом.
Процент - одна сотая часть.
Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти»), указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%». (слайд 9)

5. Минутка истории (о возникновении процентов) ( слайд 10)


Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:

Выводы: 1 кг – 1% центнера;

1 см – 1 % метра;

1 а – 1 % га.

Так как 1% равен одной сотой части величины, то вся величина равна 100%.

Как переводить проценты в дробь и наоборот? 
Проценты и дроби тесно связаны друг с другом. Покажем это на примере: переведем проценты в десятичную дробь. Для этого нужно убрать знак "%" и затем разделить число на 100. 
Переведем десятичную дробь в проценты. Для это умножаем дробь на 100 и в конце числа ставим знак "%". 
Таким образом:

1) Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.(слайд 11)

2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.(слайд 12)
Переведем обыкновенную дробь в проценты. В данном случае необходим промежуточный шаг - превратить обыкновенную дробь в десятичную. 


7.Физкультминутка


8. Формирование навыков.

№ 1561, № 1562, № 1563 (решение у доски с пошаговой проверкой) (слайд 13)

9. Проверочная работа.

Дробь

1/5

3/20

1/50

1

1/20

Десятичная дробь

0,2

0,15

0,02

1

0,05

Проценты

20%

15%

2%

100%

5%



10. Взаимопроверка проверочной работы с помощью интерактивной доски ( слайд 14)

11. Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы ( слайд 15)

12. Домашнее задание ( слайд 16-17)

13. Подведение итогов, выставление оценок.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Давайте попробуем с вами оценить свою работу.

Кто работал так, как первый человек?
Кто работал добросовестно?
Кто принимал участие в строительстве храма?

Спасибо за урок!

























Дробь

1/5

3/20

1/50

1

1/20

Десятичная дробь






Проценты








Дробь

1/5

3/20

1/50

1

1/20

Десятичная дробь






Проценты








Дробь

1/5

3/20

1/50

1

1/20

Десятичная дробь






Проценты









Дробь

1/5

3/20

1/50

1

1/20

Десятичная дробь






Проценты









Дробь

1/5

3/20

1/50

1

1/20

Десятичная дробь






Проценты












Просмотр содержимого презентации
«pril1_2»

Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книга, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пусть удача ждет вас. За работу, в добрый час !

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Пусть удача ждет вас.

За работу, в добрый час !

Задание Выясните, в каком кружке верно записано число, выпишите букву, ему соответствующую. В результате получите слово, которое мы будем использовать в дальнейшем на уроках математики  1) Пять целых две десятых  2) Нуль целых восемь тысячных  3) Три целых двадцать пять тысячных 4) Шестнадцать целых пять сотых  5) Восемнадцать целых восемь сотых 6) Пять целых пятнадцать стотысячных 7) Тридцать четыре целых сто пять тысячных   5,02 5,002 5,2 0,008 0,08 0,8 3,25 30,25 3,025 16,05 16,5 16,5 16,005 18,008 18,08 18,8 5,0015 5,00015 5,015 34,105 34,005 34,0105

Задание Выясните, в каком кружке верно записано число, выпишите букву, ему соответствующую. В результате получите слово, которое мы будем использовать в дальнейшем на уроках математики

1) Пять целых две десятых

2) Нуль целых восемь тысячных

3) Три целых двадцать пять тысячных

4) Шестнадцать целых пять сотых

5) Восемнадцать целых восемь сотых

6) Пять целых пятнадцать стотысячных

7) Тридцать четыре целых сто пять тысячных

5,02

5,002

5,2

0,008

0,08

0,8

3,25

30,25

3,025

16,05

16,5

16,5

16,005

18,008

18,08

18,8

5,0015

5,00015

5,015

34,105

34,005

34,0105

знать

знать

  • НАУЧИТЬСЯ переводить десятичную дробь в проценты
  • НАУЧИТЬСЯ переводить обыкновенную дробь в проценты
  • НАУЧИТЬСЯ переводить проценты в обыкновенную дробь
  • НАУЧИТЬСЯ переводить проценты в десятичную дробь
Задание  Переведите обыкновенные дроби в десятичные. Вы узнаете, кто впервые ввел понятие «процент» 1,4 0,025 0,25 1) 1/4=  2) 3/4=  3) 1/5=  4) 4/25=  5) 2/25=  6)10/25=  7) 12/25= 3,4 0,075 0,75 0,2 0,902 9,2 0,68 0,16 4,25 0,8 0,08 4,25 0,04 0,4 10,25 0,48 0,048 12,25

Задание Переведите обыкновенные дроби в десятичные. Вы узнаете, кто впервые ввел понятие «процент»

1,4

0,025

0,25

1) 1/4=

2) 3/4=

3) 1/5=

4) 4/25=

5) 2/25=

6)10/25=

7) 12/25=

3,4

0,075

0,75

0,2

0,902

9,2

0,68

0,16

4,25

0,8

0,08

4,25

0,04

0,4

10,25

0,48

0,048

12,25

1/100= 1% 0,01=1%

1/100= 1%

0,01=1%

Слово

Слово "процент" происходит от латинских слов pro centum, что буквально означает "со ста". Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше - вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не "со ста", а "с шестидесяти", так как в Вавилоне пользовались шестидесятиричными дробями).

Знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом " cento " (сто) и писали его сокращенно - cto . В 1685 в Париже была напечатана книга - руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.

Правила перевода десятичной  дроби в проценты

Правила перевода десятичной дроби в проценты

  • О, 85 * 100 = 85%
  • 4,25 =
  • 0,4=
  • 1,2=
Правила перевода процентов в десятичные дроби

Правила перевода процентов в десятичные дроби

  • 45%= 45 : 100 =0,45
  • 24,5% =
  • 5%=
  • 1,2%=
А) Б) В) Г)

А)

Б)

В)

Г)

Проверь себя! Дробь 1/5 Десятичная дробь 0,2 3/20 Проценты 20% 0,15 1/50 0,02 1 15% 1/20 1 2% 0,05 100% 5%

Проверь себя!

Дробь

1/5

Десятичная дробь

0,2

3/20

Проценты

20%

0,15

1/50

0,02

1

15%

1/20

1

2%

0,05

100%

5%

Вопросы по теме

Вопросы по теме

  • Что называют процентом?
  • Как обратить десятичную дробь в проценты?
  • Как перевести проценты в десятичную дробь?
  • Как обратить обыкновенную дробь в проценты?
Очень хорошо! Вы изучили проценты. .

Очень хорошо!

Вы изучили проценты.

.

Домашнее задание:  п.40  № 1598, № 1599

Домашнее

задание:

п.40

1598,

1599


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!