Тема урока: «Вероятность события».
Предмет: алгебра и начала анализа.
Класс: 11.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: рассмотреть простейшие понятия теории вероятностей.
Задачи урока:
образовательные: научить в процессе реальной ситуации определять достоверные, невозможные, равновероятностные, совместные и несовместные события; научить решать задачи из жизни;
воспитательные: воспитание умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда;
развивающие: развитие умения анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, презентация по теме «Вероятность события», экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учеников, сообщение темы и цели урока
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Задание 1.Для каждого из следующих опытов определить, какие события являются достоверными, случайными, невозможными.
Опыт 1. В группе 25 студентов, есть юноши и есть девушки.
События:
случайным образом выбранный студент – девушка;
у двоих студентов день рождения 31 февраля;
всем студентам группы больше 13 лет.
Опыт 2. При бросании трех игральных костей.
События:
сумма выпавших на трех костях очков меньше 15;
на первой кости выпало 2 очка, на второй – 3 очка, на третьей – 6 очков;
сумма выпавших на трех костях очков равна 19.
Задание 2. Найти пары совместных и несовместных событий, связанных с однократным бросанием игральной кости.
выпало 3 очка,
выпало нечетное число очков,
выпало менее 4 очков,
выпало 6 очков,
выпало четное число очков,
выпало более 4 очков.
III. Изучение нового материала
Вероятностью события называется отношение числа элементарных исходов опыта, благоприятствующих данному событию, к числу всех равновозможных элементарных исходов опыта:
, где А – событие, m - число благоприятствующих исходов опыта,
n - число всех равновозможных элементарных исходов опыта,
P(A) - вероятность наступления события А.
Свойства вероятностей события.
Если А – событие, то .
Если А – достоверное событие, то P(A) = 1.
Если А – невозможное событие, то P(A) = 0.
Если А – случайное событие, то
Если А и - противоположные события, то
Если А1, А2, А3, . . . , Аn – полная группа событий, то
.
IV. Закрепление знаний. Решение задач на вычисление вероятности слу чайного события.
Задача 1.
В урне находится 15 белых, 5 красных и 10 чёрных шаров. Наугад извлекается 1 шар, найти вероятность того, что он будет: а) белым, б) не чёрным.
Дано: А – «Наугад извлеченный шар окажется белым»; mA = 15; В – «Наугад извлеченный шар окажется не черным»; mB = 15+5 = 20; n = 30. | Решение: Ответ: |
а) P(A) = ? б) P(B) = ? |
Задача 2. На завод привезли партию из 1000 подшипников. Случайно в эту партию попало 30 подшипников, не удовлетворяющих стандарту. Определить вероятность Р(А) того, что взятый наудачу подшипник окажется стандартным.
Решение. Число стандартных подшипников равно 1000 – 30 = 970. Будем считать, что каждый подшипник имеет одинаковую вероятность быть выбранным. Тогда полная группа событий состоит из n = 1000 равновероятных исходов, из которых событию А благоприятствуют m = 970 исходов.
Поэтому Р(А) = Ответ: 0,97.
Задача 3. Найдем вероятность того, что при одном бросании игральной кости (кубика) выпадает: а) три очка; б) число очков, кратное трем; в) число очков больше трех; г) число очков, не кратное трем.
Решение. Всего имеется n=6 возможных исходов: выпадение 1,2,3,4,5,6 очков. Считаем, что эти исходы равновозможные.
а) Только при одном из исходов m=1 происходит интересующее нас
событие А – выпадение трех очков. Вероятность этого события Р(А) = .
б) При двух исходах m = 2 происходит событие B: выпадение числа очков кратных трем: выпадение или трех или шести очков. Вероятность такого события Р(B) = .
в) При трех исходах m = 3 происходит событие C: выпадение числа очков больше трех: выпадение четырех, пяти или шести очков. Вероятность этого события Р(C) = .
г) Из шести возможных выпавших чисел четыре (1, 2, 4 и 5) не кратны трем, а остальные два (3 и 6) делятся на три. Значит, интересующее нас событие D,
наступает в четырех случаях, т.е. m = 4. Вероятность такого события: P(D)= .
Ответ: а) ; б) ; в) ; г) .
Задача 4. В среднем из 1000 аккумуляторов, поступивших в продажу, 6 неисправны. Найдите вероятность того, что один купленный аккумулятор окажется исправным.
Решение. Элементарный исход – случайно выбранный аккумулятор. Поэто- му n = 1000.
Событию А = {аккумулятор исправен} благоприятствуют 1000 – 6 = 994 исхода.
Поэтому n = 994.
Тогда P(A)=
Ответ: 0,994.
Эту задачу можно решить с помощью формулы вероятности противоположного события = {аккумулятор неисправен}. Тогда m=6.
Имеем P( Значит, P(A) = 1- P( )=1 – 0,006 = 0,994.
V. Итоги урока
Ученики проговаривают, что нового узнали на уроке. Учитель оценивает работу ребят. При выходе из кабинета каждый ученик выбирает прямоугольник по цвету, соответствующему надписями “всё понятно и усвоено”, “трудно и не всё понятно”, “не понятно и не усвоено”, и опускает в соответствующий конверт.
VI. Домашнее задание
Учить:§67, решать:№1127,1129.