СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11 классе на тему Грамматические нормы современного русского литературного языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

все мы готовимся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и знаем, что есть ряд заданий, которые повышают нашу грамотность и дают возможность строить правильно, в соответствии  с нормамми русского языка   нашу речь. К ним относятся задания 6-7.на уроке обучающимся предлагаются разные варианты решения этих заданий, чтобы исключить возможность сделать грамматичсекие ошибки и , конечно, найти правильные решения во время экзаменов.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе на тему Грамматические нормы современного русского литературного языка»


11 класс 18.11. 2022 г

Технологическая карта урока русского языка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 11

Тема урока:. Грамматические нормы современного русского литературного языка .

Педагогические технологии – развитие критического мышления, поисково-проблемная.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, урок-практикум

  • Учебно-практическое оборудование: проектор, экран, компьютер.

. На уроке:

  • Презентация «Грамматические нормы современного русского языка. Готовимся к ЕГЭ. Задание 7».

Раздаточный материал

презентация

социальная реклама Грамотная речь преображает.mp4

Цели урока:



  1. деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности

  2. образовательная:. расширить представление о грамматической норме; сформировать умение работать по алгоритму при выполнении заданий 6- 7; стимулировать развитие способности к самостоятельной работе с информацией



Методы обучения: проблемно- поисковый, словесный, практический. Приемы развивающего обучения.

Используемые технологии: ИКТ; проблемное обучение

Ожидаемые результаты:

-личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, умение их пояснить, умение проставить цель и организовать ее достижение;

  • Предметные:

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; расширить представление о грамматической норме;

Метапредметные:

Познавательные: формулируют учебную задачу, извлекают нужную информацию, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; работают по плану.

Коммуникативные: Стремятся к речевому самосовершенствованию. Умеют формулировать собственное мнение и позицию, задать вопросы.

Ход урока:

  1. Организационный момент ( слайд № 1)

  2. Что нужно соблюдать, чтобы наша речь была правильной, грамотной.? ( культура речи) Что это за наука? ( слайд № 2)

Все вы готовитесь к ЕГЭ и знаете, что существует целый ряд заданий, которые повышают нашу грамотность, дают нам возможность правильно и в соответствии с нормами русского языка строить нашу речь. К ним относится задания 6 ,7 части 1. Мы с вами постараемся найти такие формы подготовки к решению этих заданий, чтобы исключить возможность совершать грамматические ошибки и конечно, найти правильные решения их во время экзамена

Сообщение темы и целей урока, постановка задач Слайд 3

- Вообще, задумывались ли вы о том, что такое языковые нормы, нужно ли соблюдать их сегодня? Какие языковые нормы вы знаете? Какие нормы относятся к грамматическим?

какие грамматические нормы входят в задания ЕГЭ по русскому языку? (слайд № 4)

3. . Орфоэпическая разминка ( 1 человек у доски самостоятельно)

дешевИзна , мусоропровОд, назвалАсь, закУпорит, укрепИт, докумЕнт, столЯр, жилОсь, отозвалА, опОшлить,налитА.

Остальные работают по тесту ( варианты 6- 7 ) задание № 4. самопроверка по доске.



Задание 4 . таблица « Виды грамматических ошибок» (Работа с памяткой через экран).

«Выбери правильный ответ» ( у учеников памятки на столах) ( самопроверка по доске)



Задание 5. Все вы знакомы с творчеством такого писателя, как Антон Павлович Чехов, и, наверное, слышали о том, что он был блестящим знатоком русского языка. Но вот в его рассказе «Жалобная книга» мы встречаем такое предложение: (слайд №3)

«Подъезжая к … станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»

И.Ярмонкин (Из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»)

Всё ли в порядке в этом предложении? Можем ли мы считать это предложение нормой? Почему? Проверим, правильно ли мы рассуждали. (Слайд №8)

ОСМЫСЛЕНИЕ. Знание грамматических норм проверяется на экзамене в задании

. Цель: научиться, пользуясь алгоритмом, правильно выполнять задание 7.

Вспомните формулировку этого задания.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Какую позицию, на ваш взгляд, мы будет рассматривать?

(Рассмотрим позицию, которая сформулирована так: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. Задача: указать грамматически правильное продолжение предложения)

Памятка 1 для ученика.

Помните! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. (Слайд №6)

Алгоритм выполнения задания

  1. Найдите грамматические основы каждого предложения.

  2. Определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием.

Если найденное вами подлежащее может выполнить действие, названное сказуемым и деепричастием, то вы нашли правильный ответ.

6. Тренировочные упражнения на владение грамматическими и синтаксическими нормами. ( слайд

Указать тип ошибки в приведенных примерах. Предложить исправленный вариант.

1. Невольно задумываешься о жизни людей ,о том, как им тяжело жить, считав себя ненужными.(ошибка в образовании деепричастия)

2 Появившийся страх в вагоне поезда загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик. (ошибка в построении предложения с причастным оборотом)

3. Беседа пошла свободнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга! (ошибка в конструировании предложения с однородными членами)

4. Прочитав данный текст, у меня возникло желание согласиться с автором.(ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом)

5. Левитан писал Чехову из Финляндии, что «вновь я захандрил без меры и границ. Здесь нет природы».( построение предложения с косвенной речью)

6. Го­то­вясь к эк­за­ме­нам, я не толь­ко делаю прак­ти­че­ские за­да­ния, но и вы­учил тео­рию.

(нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм).



Работа над заданием № 7 по тестам ( вариант 6)

  • Словарная работа. Узнать слово по толкованию

Работник издательства, типографии, который правит тексты. Абсолютная грамотность – вот что обязательно должно быть у каждого представителя данной профессии. Сфера его компетенций – грамматика. Неправильно поставленная запятая, неверно употребленный падеж, ошибки в склонении – все это он должен заметить и исправить. В печатных изданиях представители этой профессии очень востребованы.

Задание 7. «Я корректор».

Цель: закрепить полученную информацию на практике, научить видеть и исправлять грамматические недостатки текста.

1) Готовясь к уроку, мне попалась книга Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». 2) В ней писатель, размышляя о сохранении чистоты родного языка, советует каждому начинать с себя и даёт хорошие рекомендации. 3) Правильная речь играет большое значение в создании образа человека. 4) Читая произведения наших классиков, у нас создаётся представление о литературной речи. 5) Прикладывая определённые усилия, можно научиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи.

  1. Грамотно ли написан этот текст?

  2. Как называются ошибки, допущенные автором?

  3. Сколько ошибок допущено?

  4. Отредактируйте текст.

Задание IV. «Я корректор».


№ предложений

Грамматически верный вариант

Готовясь к уроку, я прочитал книгу Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

2

Все правильно

3

Правильная речь имеет большое значение в создании образа человека

4

Когда мы читаем произведения наших классиков, у нас создаётся представление о литературной речи

5

Все правильно

3. работа по тесту ( вариант 6) – задание 7.

IV. Задание «Я эксперт»

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал, что «учиться хорошей речи надо долго и внимательно». Сегодня мы попытаемся, анализируя фрагмент письма из книги «Письма о добром и прекрасном», учиться у великого мастера слова мыслить, говорить и писать.



(1) Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(2) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,- распространеннейшее явление, и оно свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

(3) Наш язык - это важнейшая часть нашего поведения. (4) И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело.

(5) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (6) Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. (7)Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии – следует заботиться прежде всего о точности мысли.

(8) Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды.

(По Д. Лихачёву)



Задания к тексту.

1. Какую проблему поднимает автор текста?

2. Какова позиция Д.С.Лихачёва по поводу обозначенной проблемы?

3 Собстенная позиция



Беседа по вопросам:

– Что можно определить по речи человека, имеет ли это значение? (Его пол, возраст, профессию, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры)

– Каково значение умения создать свой речевой образ? (Соблюдая правила речевого этикета и культуры речи, говоря выразительно, правильно, соблюдая нормы языка и логику, учитывая обстановку, мы создаём благоприятный речевой образ, производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, нам доверяют, готовы помочь)

– Какой выразительный приём позволяет ярче представить проблему? (Текст строится на развёрнутом сопоставлении внешнего вида человека и его речи. Слово «одежда» выступает в прямом и метафорическом значении, соотносясь со словом «язык», позволяя выявить роль языка в отражении интеллектуального и нравственного облика человека. Также можно отметить использование риторического вопроса, с помощью которого автор заостряет внимание на проблеме и побуждает читателя к размышлению.)



Проблема


Авторская позиция


1. Проблема связи языка и культуры человека.

(Культурная речь – визитная карточка современного человека. Владение ею требуется в любой профессии).

«Язык … свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения … но и нашей личности, души, ума, способности не поддаваться влиянию среды…»


2. Проблема отношения к родному языку, своей речи.


«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая»




Подведём итоги. Узнали ли вы что-то новое и полезное на уроке? Выполнили ли мы с вами поставленные цели и задачи? Какие пробелы в своих знаниях вы обнаружили в ходе урока?



Задание на дом. работа по тестам вариант 6-7 ( задания 7)

вариант 6 полностью.





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!