СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе" Уравнение состояния идеального газа"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 10 класса "Уравнение состояния идеального газа".

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе" Уравнение состояния идеального газа"»


Физика 10 класс



Тема урока: «Уравнение состояния идеального газа».

Пояснительная записка.

Особенность урока: этот урок нацелен не только на повторение материала, на продолжение работы по формированию умений искать информацию, решать задачи, применять знания в разных ситуациях, делать самостоятельно сопоставления.

Тип урока: урок закрепления и проверки знаний, изучение нового материала

Цель урока:

  1. Обобщить, повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

  2. Проверить степень усвоения практически всеми учащимися основных понятий темы.

  3. Изучить новую тему

Задачи урока:

  1. Образовательные: закрепить основные положения МКТ теории идеального газа, Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач, выполнении эксперимента;

  2. Развивающие: продолжить формирование элементов творческого поиска, уметь сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить.

  3. Воспитывающая: продолжить воспитание личностных качеств; взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность. познавательного интереса, творческой мыслительной деятельности.

Оборудование и материалы к уроку:

  • мультимедиапроектор, экран (ноутбук);

  • презентация «Биографии учёных»;

  • самостоятельная работа «Основы МКТ»

План урока.


Название этапа

Форма работы

Время

1

Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

1

2

Актуализация знаний учащихся

квест

17

3

Изучение нового материала

Вывод уравнения состояния идеального газа

3

4

Решение задач

Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач

10

5

Закрепление: контроль и самоконтроль знаний.

Проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы

8

6

Подведение итогов урока

Общая характеристика работы класса и отдельных учеников, отметить успешное овладение содержания урока, отметить и недостатки в ЗУН.

5

7

Формулировка домашнего задания.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1



Ход урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Актуализация знаний учащихся

Видеофрагмент

Задания квеста

ЗАДАНИЕ 1. Числовой ответ в задаче соответствует букве в слове



Какое давление на стенки сосуда производит молекулярный кислород, если средняя квадратичная скорость движения его молекул 400м/с, концентрация 2,7 ● 1019 м-3 .

ЗАДАНИЕ 2. Числовой ответ в задаче соответствует букве в слове

Найдите среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул гелия, если при давлении 0,5 ●105 Па их концентрация равна 1,5●109 м-3.

ЗАДАНИЕ 3. Первая буква слова- отгадки

Мы не видим их глазами,

Но из них все состоит

Не потрогать их руками

Мелкий атом в них бежит.

ЗАДАНИЕ 4. Тест

1.Масса газообразного водорода в сосуде равна 4 г.Сколько примерно молекул водорода содержится в сосуде?

А) 10-23

Б) 1023

В)4●1023

Г)12●10-23

Д)24●1023

Е) 12●1023

2.Чем обусловлено броуновское движение?

А) Столкновением молекул жидкостей ( газов) друг с другом

Б)Столкновением частиц , взвешенных в жидкости ( или газе)

В) Воздушными потоками

Г) Конвекцией в жидкостях

Д) Молекулы « живые»

Е) Столкновением молекул жидкости ( газа) , с взвешенными в них частицами

3. При повышении температуры газа в запаянном сосуде его давление увеличивается. Это объясняется тем, что с повышение температуры:

А) Увеличиваются размеры молекул

Б) Увеличивается потенциальная энергия молекул газа

В) Увеличивается объем сосуда

Г) Увеличивается расстояние между молекулами

Д) Правильными являются А) и Г)

Е) Увеличивается энергия движения молекул газа

4. Какое давление оказывает газ концентрацией 1023м -3 при температуре 27С

А) 414кПа

Б)829МПа

В) 0,414МПа

Г)4,14Па

Д) 829Па

Е)414Па

ЗАДАНИЕ 5. Разгадайте ребус

ЗАДАНИЕ 6. Дописать формулу

… =

…=

n=



Из полученных букв составляем слово « Менделеев» На карте отмечены географические объекты, связанные с именем

  1. Изучение нового материала

Получим уравнение , связывающего три термодинамические параметра

P= nkT

n=

N= Na

P=NakT

R=Nak

PV= RT



  1. Обобщение и систематизация знаний (беседа)

    1. Почему пыль, представляющая частицы твёрдого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?

Ответ: Пылинки испытывают непрерывные удары со стороны хаотически движущихся молекул воздуха.

    1. Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород? Во сколько раз скорость его проникновения больше, чем скорость проникновения кислорода?

Ответ: Скорость молекул угарного газа больше, чем скорость молекул кислорода, так как при одинаковой температуре их средние кинетические энергии равны, а масса молекул кислорода больше, чем масса молекул угарного газа.

    1. Серёжа дежурил в столовой. Вот уже минут пять он терпеливо возился с чистыми стаканами: стаканы после мытья были вставлены один в другой и не хотели разделяться. «Что делать?» - спросил сам себя Серёжа. Как бы вы посоветовали ему разделить стаканы?

Ответ: При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются, поэтому наружный стакан надо опустить в горячую воду, а во внутренний налить холодную воду.

    1. Будет ли гореть спичка, зажжённая внутри искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту?

Ответ: Нет, так как в невесомости нет конвекции воздуха, а значит, и притока кислорода к зажжённой спичке.

4. Презентация «Биографии учёных»



Демонстрация презентации.



5. Решение задач

Учащиеся записывают в тетрадях решение задач.



Задача 1.

Какое давление на стенки сосуда производит кислород, если V =400m/c, n =2,7*1019m-3

Дано:

Решение:


O2

Mмол=16∙2∙10-3кг/моль

Мг=32

V=400m/c

N=2,7∙1019m-3

__________________



Опр: р-?


p = 1/3 ∙mo∙n∙v2,

m0=m/NA, M =MЧ∙10-3

m 0= MЧ∙10-3/ NA

p = 1|3 * MX*10-3 |NA*v2&



p = 1/3 *2,7*1019m-3 *32*10-3кг/моль/6,02*1023 моль-1* (400м/с)2 =72000Па

Ответ:72 кпа




Задача 2.

Найдите среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул гелия, если при давлении 0,5*105Па их концентрация n=1,5*109m-3

Дано:

Решение:


He

Mч=4

Ммол=4*10-3кг/моль

Р=0,5*105Па

n= 1,5*109м-3



Опр: Е-?


p = 2/3 n *Е

Е=3р/2 n

Е=3*0,5*105Па/2*1,5*109м-3 =

Е= 5*10-21дш

Ответ: 5*10-21дш






6. Закрепление: контроль и самоконтроль знаний.

Ответьте на вопросы теста:

1. Масса газообразного водорода в сосуде равна 4г. сколько примерно молекул водорода находится в сосуде?

А. 10 -23

Б. 1023

В. 4? 1023

Г. 12? 10 -23

Д. 12 ? 1023

2. Где число молекул больше: в одном моле водорода или одном моле воды?

А. Одинаковое

Б. В одном моле водорода

В. В одном моле воды

Г. Данных для ответа недостаточно

3. Чем обусловлено броуновское движение ?

А) Столкновением молекул жидкости (или газа) друг с другом;
Б) Столкновением частиц, взвешенных в жидкости (или газе)

В) Столкновением молекул жидкости (или газа) с частицами, взвешенными в ней (нём)
Г) Ни одной из указанных причин.

4. При повышении температуры газа в запаянном сосуде его давление увеличивается. Это объясняется тем, что с повышением температуры:

А) Увеличиваются размеры молекул газа;

Б) Увеличивается энергия движения молекул газа;

В) Увеличивается потенциальная энергия молекул газа;

Г) Расширяется сосуд (увеличивается его объём)

5. Если - средняя кинетическая энергия поступательного движения одной молекулы газа, а n –концентрация молекул, то основное уравнение молекулярно – кинетической теории идеальных газов может быть записано в виде:

А)
Б) p=n
В) p=n

Г) p=n

Д) p= n

6. Если в 1дм3 объёма при давлении 105 Па находится 3• 1021 молекул кислорода (молекулярная масса кислорода m =0,032 кг/моль), то средняя квадратичная скорость молекул кислорода при этих условиях равна:

А) 650 м/с ;

Б) 1220 м/с;

В)1370 м/с ;

Г)1560 м/с ;

Д) 1800 м/с.



Учащиеся меняются работами и проверяют работы друг у друга (на доске записаны правильные ответы)

7. Подведение итогов урока

Общая характеристика работы класса и отдельных учеников, отметить успешное овладение содержания урока, отметить и недостатки в ЗУН.

Учитель выставляет и комментирует оценки.

8. Домашнее задание

§66, письменно ответить на вопросы к §66. Упр.11 (№5, 10)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!