СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе "Уровни организации живого"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : Уровни  организации  живой материи. Цель урока: Расширить  и  систематизировать  знания   учащихся  о  основных уровнях  организации  живой  материи,  формировать  представлении  о  единстве происхождения  и  взаимосвязи  всего живого  на  Земле. 

Образовательные: рассмотреть объект изучения биологии – живую природу, методы познания живой природы и многообразие живых организмов;изучить признаки живых организмов, свойства живой материи и их сущность, общие закономерности биологии (самообновление, саморегуляция, самовоспроизведение);познакомить обучающихся с уровневой организацией живой природы;выяснить роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей и медицине.

Развивающие: объяснить необходимость бережного отношения к природе; познакомить с правилами поведения в кабинете биологии, правилами техники безопасности, познакомить с учебником, привить навыки работы с учебником,

Воспитательные: эстетическое воспитание - показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Тип урока:  изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе "Уровни организации живого"»

Урок № 2, 10 класс

Тема урока : Уровни  организации  живой материи.
Цель урока: Расширить  и  систематизировать  знания   учащихся  о  основных уровнях  организации  живой  материи,  формировать  представлении  о  единстве происхождения  и  взаимосвязи  всего живого  на  Земле. 

Образовательные: рассмотреть объект изучения биологии – живую природу, методы познания живой природы и многообразие живых организмов;изучить признаки живых организмов, свойства живой материи и их сущность, общие закономерности биологии (самообновление, саморегуляция, самовоспроизведение);познакомить обучающихся с уровневой организацией живой природы;выяснить роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей и медицине.

Развивающие: объяснить необходимость бережного отношения к природе; познакомить с правилами поведения в кабинете биологии, правилами техники безопасности, познакомить с учебником, привить навыки работы с учебником,

Воспитательные: эстетическое воспитание - показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Тип урока:  изучение нового материала.
                                             ХОД УРОКА 
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль  ранее изученного.
Фронтальный опрос

Вспомните  основные методы биологических исследований.

Чем отличаются  наблюдение  и  мониторинг?

В  чем  заключается  метод  моделирования?

 Приведите  пример  биологического  эксперимента.

Докажите,  что  с  одной  стороны – биология – олодая наука,  а  с другой – древняя.

3.Актуализация опорных знаний. 
Беседа с  учащимися.

Объявление темы   урока.
Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет сформировать  понятие  «жизнь»,  ознакомиться  с основными уровнями организации  живого   на нашей  планете.

4. Изучение нового материала.

Понятие  «жизнь»

Рассказ  учителя,  работа  с учебником.

Ф. Энгельс -  Жизнь – форма  существования белковых тел.
Аристотель -  Питание , рост ,  отмирание.
И. П. Павлов -  сложный  химический процесс
 А. И. Опарин -  сложная  форма движения  материи.
  Волькенштейн -  Живые тела, существующие  на Земле,  есть  открытые саморегулирующиеся  системы,  построенные на основе полимеров -  белков  и нуклеиновых  кислот.

Свойства    живого.

 Рассказ  учителя с элементами  беседы,  работа  с конспектом.

Вспоминаем,  перечисляем  записываем известные  свойства  живой  материи.

Свойства жизни

Характеристика свойств

1. Единство химического состава

98% химического состава приходятся на 4 элемента: С, О, N, Н.

2. Обмен веществ — метаболизм

Живое — открытые системы, так как получают энергию, вещества: неоргани­ческие (автотрофы), органические (гетеротрофы), взаимосвязанные и сбалансирован­ные процессы ассимиляции и диссимиляции (гомеостаз)

3. Самовоспроизведе­ние: 
а)наследственность 
б)     изменчивость

Любой вид состоит из особей, каждая из которых рано или поздно перестает сущест­вовать, но благодаря самовоспроизведению жизнь вида не прекращается. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, которое обуслов­лено информацией, заложенной в ДНК

4. Способность к росту и развитию онтогенез филогенез

Рост — связан с увеличением в размерах, массе, сохранением черт строения. Рост связан с развитием — качественными изменениями



5. Дискретность (discre'tus) — состоя­щий из отдельных частей

Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей

6. Раздражимость

Благодаря раздражимости организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды

Уровни организации  живого.

Работа  с  презентацией и конспектом.

Уровни организации

Характерные признаки

1. Молекулярный

Нуклеиновые кислоты, белки, полисахариды и др. органические вещества, вода, минеральные соли

2. Клеточный

Различные процессы жизнедеятельности организма: метаболизм, передача наслед­ственной информации. Клетка — элемен­тарная структурная и функциональная единица ,

3. Организменный

Особь — элементарная единица, разви­вающаяся от момента рождения до смерти

4. Популяционно- видовой

Совокупность организмов, в этой системе осуществляются элементарные эволю­ционные преобразования

5. Биогеоценотический

Биогеоценоз — совокупность организмов различных видов, их взаимосвязь с окру­жающей средой обитания, устойчивое динамичное сообщество

6. Биосферный

Совокупность биогеоценозов на этом уров­не происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизне­деятельностью всех живых организмов

Все уровни живой природы взаимосвязаны и подчиняются общим

закономерностям существования. Каждый предыдущий уровень – структурная единица последующего, что свидетельствует о целостности и дискретности живой природы.

Основные свойства живых систем. Живые организмы могут быть рассмотрены как особые системы.

Открытость живой системы означает ее способность существовать только при условии постоянного обмена веществом и энергией с окружающей средой. Подавляющее большинство живых организмов использует энергию солнечных лучей. Зеленые растения потребляют эту энергию для синтеза органических веществ, необходимых как самим растениям, так и другим организмам, живущим на Земле. Все организмы используют энергию, содержащуюся в пище, для поддержания своей жизнедеятельности, роста и размножения.

Свойство саморегуляции связано со способностью любой живой системы поддерживать постоянство состава своей внутренней среды, т.е. с гомеостазом. Организмам свойственно относительное постоянство химического состава, их физико-химических особенностей. Это важнейшее условие для сохранения функций живой системы при изменении условий окружающей среды.

Преемственность жизни обеспечивается способностью организмов к самовоспроизведению.Все живое способно к размножению. Новые организмы возникают в результате размножения таких же организмов.

Самовоспроизведение тесно связано с явлением наследственности – способности организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

Свойство, противоположное наследственности и тесно взаимосвязанное с ней, - изменчивость. Изменчивость проявляется в способности организмов приобретать новые признаки. Благодаря изменчивости организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, т.е. адаптироваться.

Другие важные свойства живого – рост и развитие. Рост характеризуется изменением количественных параметров: увеличением размера и количества клеток, увеличением массы тела. Рост происходит благодаря усвоению питательных веществ и сопровождается развитием.

Неотъемлемая черта всего живого – раздражимость, которая проявляется в способности живых систем (клетка, орган, организм) отвечать специфическими реакциями на определенные внешние воздействия. Любые внешние воздействия можно рассматривать как информацию о чём-то.

Важнейшими свойствами живого следует считать целостность и дискретность. С одной стороны, живая природа целостна, так как представляет собой систему взаимосвязанных частей, организована определённым образом и подчиняется общим законам. С другой стороны, органический мир дискретен, так как состоит из изолированных единиц – организмов, или особей. Каждый организм также дискретен, поскольку образован изолированными, хотя и взаимодействующими органами, тканями, клетками. Вот почему любой организм представляет собой целостную систему.

5 . Закрепление и систематизация  знаний.

Какие практические задачи решает биология?

Тесты и задания

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают значение фотосинтеза в природе?
1) биосферном
2) клеточном
3) биогеоценотическом
4) молекулярном
5) тканево-органном

Ответ

13

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

Ответ

3

Выберите один, наиболее правильный вариант. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

Ответ

4

Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора
1) организм
2) биоценоз
3) вид
4) популяция

Ответ

4

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?
1) клеточное строение
2) изменение температуры тела
3) наследственность
4) раздражимость
5) перемещение в пространстве

Ответ

25

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?
1) биосферном
2) клеточном
3) популяционно-видовом
4) молекулярном
5) экосистемном

Ответ

24

Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биосферный
2) генный
3) популяционно-видовой
4) биогеоценотический
5) биогенный

Ответ

25

Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) популяционный
2) клеточный
3) видовой
4) биогеоценотический
5) молекулярно-генетический
6) организменный

Ответ

526134

Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера

Ответ

34215

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
1) бактериофагов
2) амёбы дизентерийной
3) вирус полиомиелита
4) кролика дикого
5) эвглены зелёной

Ответ

25

Установите соответствие между процессами и уровнями организации живой материи, на которых они происходят: 1) клеточный, 2) экосистемный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) транскрипция
Б) гликолиз
В) круговорот веществ
Г) передача энергии с одного трофического уровня на другой
Д) синтез белков

Ответ

11221

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Одна амеба обыкновенная одновременно находится на:
1) Молекулярном уровне организации жизни
2) Популяционно-видовом уровне организации жизни
3) Клеточном уровне организации жизни
4) Тканевом уровне организации жизни
5) Организменном уровне организации жизни

Ответ

35

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Живое от неживого отличается
1) способностью изменять свойства объекта под воздействием среды
2) способностью участвовать в круговороте веществ
3) способностью воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды
5) открытость для веществ, энергии и информации

Ответ

23

Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями: 1) биоценотический, 2) биосферный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) процессы охватывают всю планету
Б) симбиоз
В) межвидовая борьба за существование
Г) передача энергии от продуцентов консументам
Д) испарение воды
Е) сукцессия (смена природных сообществ)

Ответ

211221

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на … уровнях организации.
1) клеточном
2) молекулярном
3) организменном
4) органном
5) тканевом

Ответ

13

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие уровни организации живой материи изучает экология?
1) молекулярный
2) клеточный
3) органно-тканевый
4) организменный
5) популяционно-видовой

Ответ

45

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки присущи только живому веществу?
1) рост
2) движение
3) самовоспроизведение
4) ритмичность
5) наследственность

Ответ

35

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для всех живых организмов характерно
1) образование органических веществ из неорганических
2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ
3) активное передвижение в пространстве
4) дыхание, питание, размножение
5) раздражимость

Ответ

45

  • Рефлексия.

Докажите, что биология – это наука.

6.  Подведение итогов урока  и  домашнее задание 
Домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!