СкобелинаЛ.К
МАОУ СОШ№7
Открытый урок биологии в 6-м классе
"Ткани растений" (в рамках городского «Дня школы»)
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.
УУД:
Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодалевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, учавствовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Задачи:
- сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.
- Выработать умение распознавать виды тканей.
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая
Методы: проблемно-поисковый, создание минипроекта,
Оснащение урока: мультимедиа, микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений, шкатулка с тканями.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Актуализация знаний: Таинственная шкатулка.
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
- Достаньте разные виды тканей, возьмите в руки по лоскутку
- Чем же они отличаются?(по цвету, качеству, структуре, толщине)
- Поднимите вверх лоскутки покажите друг другу.
-Что вы увидели и можете сказать о тканях (они разные, у них есть волокна)
- Как связать о чем мы сейчас говорим с растительным организмом? ( у растений тоже есть ткани)
- Какие знания и с какого предмета вам сегодня пригодились? ( технологии)
- Сформулируйте тему урока
Тема урока. Ткани растительного организма
Само определение понятия - ткань в процессе мини-исследования, для вас подготовила(……_).
Ученица(Мы на предыдущих уроках выяснили, что все состоит из клеток. Рассматривая мякоть плодов, видели рыхло расположенные клетки, в кожице лука и элодеи они плотно прилегают друг к другу.
РЕШИЛА ВЫЯСНИТЬ ВСЕГДА ЛИ ЭТО ТАК.
1.Взяла срез сырого картофеля, рассмотрела под микроскопом…
2. Надавила на клубень, не изменил свою форму
3.Сварила картофель, надавила на клубень, он разрушился
4. С помощью учебника выяснила, что связывает клетки между собой
5. Сделала вывод: ткань состоит из клеток и межклеточного вещества, которое удерживает клетки между собой.
- Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество)- слайд.1
III. Изучение нового материала:
Целеполагание: Что такое ткань мы выяснили, а еще что бы вы хотели узнать по теме?
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
Учитель- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) - слайд.2
- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу.
Демонстрирую гербарий древесного растения и водоросли )
Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе)
Обсуждение групп - ключевые слова появляются на доске.
Одежда, защита -
Опора -
Вода -
Питание -
Рост -
- Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани.
К примеру древесные растения отличаются от травянистых тем, что они многолетние, их защита - кора намного прочнее, толще. Как и мы с вами ведь в разные сезоны носим одежду из разных тканей, летом лучше натуральные в них не жарко, защищают от перегрева.
- Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет)
Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты.(слайд3)
Различают : несколько видов тканей. (слайд 4)
Задание: на партах конверты, ваша задача познакомиться с разновидностями тканей, каждая группа получает индивидуальное задание по инструктивной карточке, есть информационный материал, листы чертежные, где отражаете свою работу
.после выполнения вы должны подготовить отчет по работе, выступают представители, а у вас на партах есть оценочные карты, которыми вы должны оценить группу
3.Физкультминутка (слайд 5)
4.Работа в группах. Время работы 7 минут
Отчет групп - всем приготовиться к оцениванию, цветные карточки
При ответе, попытайтесь определить на схеме строения цветкового растения место, куда вы поместите свою ткань (Слайд 6-10)
Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет ткань.
IV. Закрепление: (практико-ориентированный подход)
Привести учащихся к ситуации успеха
Задание:
1.Работа с раздаточным материалом
1.Определить тип тканей у следующих объектов:
Берёста -
Мякоть томата -
корень -
чешуя лука -
Жилка листа –
Скорлупа ореха
2.Выполните упражнение, вставив пропущенные слова(слайд12)
3.Подведем итог. Сформулируйте определение, что такое ткань (слайд 13)
Где вам могут пригодится знания о тканях?
V. Рефлексия: на слайде – 14
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
Выяснил…
Выучил…
Познакомился…
Запомнил…
(выбрать и закончить предложение) (слайд)
VI. Д/З:
1 Выучить определение ткань
2. Пользуясь информационным листом.
Заполнить таблицу по всем видам тканей
Тип ткани | Место нахождения | Функции | Особенности клеток |
Приложение1
Группа №1 Задание: 1.Изучите характеристику образовательной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани
| Группа №2
Задание: 1.Изучите характеристику основной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №3 Задание: 1.Изучите характеристику покровной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани |
Группа №4 Задание: 1.Изучите характеристику проводящей ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани |
Группа №5 Задание: 1.Изучите характеристику механической ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани |
Группа №6 Задание: 1.Приготовьте микропрепарат кожицы листа традесканции 2. Поперечный срез герани или традесканции 3. Поперечный срез стебля традесканции 4. Настройте микроскоп, рассмотрите увиденное. |
Приложение2
Информационный лист
1.Образовательная ткань состоит из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения, поэтому они располагаются на верхушках молодых побегов, кончиках корней, молодых почках. Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. Благодаря делению они образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. Появившиеся в ходе деления образовательных тканей клетки затем преобразуются в клетки других тканей растения.
2.Основная ткань выполняет такие функции в организме растения, как создание и накопление веществ. Например, в основной ткани находится пигмент хлорофилл, а значит, создается органическое вещество и запасается энергия солнечного излучения. Ткань, в которой образуются (синтезируются) органические вещества, преимущественно находится в мякоти листа.
Ткани, в клетках которых накапливаются запасные вещества, называют запасающими тканями. Пример запасающих тканей – мякоть плодов.
Рассматривая клетки листа элодеи, мы познакомились с примером фотосинтезирующей ткани. В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.
Запасающие и фотосинтезирующие ткани объединяют в одну группу основных тканей, т.к. они действительно обладают сходными функциями – создания и накопления веществ.
3.Покровная ткань защищает снаружи все органы растения. Клетки покровной ткани могут быть плотно сомкнутыми между собой. Например, в кожице, которая покрывает листья и молодые побеги, эти клетки с очень тонкой, прозрачной клеточной оболочкой легко пропускают солнечный свет в глубь растения. В корнях и стеблях оболочки клеток покровной ткани (пробки) могут опробковевать. Покровная ткань защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.
4.Проводящая ткань осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами, трахеидами и ситовидными трубками). В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.
Проводящая ткань образует в теле растения непрерывную разветвленную сеть, соединяющую все его органы в единую систему – от тончайших корешков до молодых побегов, почек и кончиков листа.
5.Механическая ткань образована клетками с очень прочными оболочками. Благодаря ей растения могут противостоять большим механическим нагрузкам (например, переносить раскачивание ствола порывами ветра, удерживать тонкими стеблями и ветвями огромные кроны деревьев).