Урок биологии в 5-м классе
по новым федеральным государственным образовательным стандартам
по теме "Ткани растений"
подготовила учитель биологии
Суровцева Марина Николаевна
Дата проведения___23.04,2015________
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- познакомится с понятием ткань;
- рассмотреть типы тканей и их функции ;
- уметь отличать различные типы тканей.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником; находить отличия;
- составлять таблицу; объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;
Задачи:
- сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.
- Выработать умение распознавать виды тканей.
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия, изучаемые на уроке Ткань, образовательная, покровная (кожица, пробка, , кора), основная (фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная), механическая (опорная), проводящая и выделительная ткани.
Оборудование и вид используемых на уроке средств ИКТ Таблицы: «Ткани растений», рельефные таблицы «Клеточное строение корня», «Клеточное строение листа», презентация, подносы с раздаточным материалом, электронный микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений, шкатулка с тканями.
Методическое назначение средств ИКТ
| Усиление мотивации, повышение интерактивности обучения. Создание ситуации, дающей возможность ученику пережить успех с установкой на непрерывное образование в течение жизни. |
Образовательные интернет-ресурсы drofa.ru, school-collection.edu.ru
Ход урока:
Организационный момент
Проверка настроения – 1 мин.
Проверка выполнения домашнего задания – 10 мин.
А). Фронтальная беседа по вопросам:
- Что такое «Клетка» как понятие в биологии?
- Какие бывают организмы?
- Какие вы знаете одноклеточные организмы?
Б). Биологический диктант:
Форма тела непостоянная
Форма тела постоянная
Передвигается при помощи многочисленных ресничек тупым концом вперед
Передвигается при помощи ложноножек
Питается бактериями, мельчайшими водорослями, простейшими
В темноте питается как животное, на свету – как растение, при помощи хлоропластов
Жидкие продукты жизнедеятельности избыток воды удаляются через поверхность тела и 1 сократительную вакуоль
Жидкие продукты жизнедеятельности, избыток воды удаляются через две сократительные вакуоли
Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях
В цитоплазме одно ядро
В цитоплазме два ядра
Есть порошица для удаления твердых частичек из организма
Ответы: 1В.- 1,4,5,7,9,10
2 В.- 2,5,6,7,9,10
3 В. – 2,3,5,8,9,11,12
Изучение нового материала
Актуализация знаний – 5 мин.
1. Таинственная шкатулка: Достаю разные виды тканей.
- Чем же они отличаются?
- Для чего предназначена каждая ткань?
2. Ребус (тема урока) – слайд 1
3. Объявление темы «Ткани растений» - слайд 2 - 3
4. Формирование конкретного образовательного целеполагания – слайд 4
5. Эвристическая беседа с элементами игры:
- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) – слайд 5
- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ей нужны будут на суше. (Ключевые слова появляются на экране)
Слайд 6.
Первичное осмысление и закрепление
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала - 12 мин.
Примерный рассказ: клетки разных растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет – слайд 8 - 9
Выделяют 5 основных типов тканей: образовательная, основная, проводящая, покровная, механическая слайд – 10
Задание : Работа с учебником стр. 56-59, 60-61, 62-63) – слайд 11
- Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Подведение итогов по новой теме – 5 мин
Просмотр слайдов с описанием строения и функций тканей – слайды 12 - 22.
Итоги урока.
Учитель предлагает работу с тренажером из коллекции ЦОР – 5 мин. Слайды 23 - 28
Рефлексия
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников – 5 мин. Слайд 29.
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Домашнее задание – 2 мин
По параграфам 21 – 23 составить кластеры по тканям растений. Cлайд 30.