СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии в 5 классе «Русская народная кукла. «Конь»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока в учебном плане: «Художественные ремёсла»

Продолжительность урока 80 минут

Тип урока: комбинированный.

Вид занятия: урок творчества

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 5 классе «Русская народная кукла. «Конь»»

Урок технологии в 5 классе

«Русская народная кукла. «Конь»

Место урока в учебном плане: «Художественные ремёсла»

Продолжительность урока 80 минут

Тип урока: комбинированный.

Вид занятия: урок творчества.

Цели урока:

    Обучающие:

- организовать учебную деятельность обучающихся, направленную на усвоение ими знаний о народных обычаях и традициях;

- организовать учебную деятельность, направленную на выработку умений применять полученные знания в практической деятельности.

Развивающие:

- способствовать развитию универсальных учебных действий;

- развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, навыки работы с тканью, творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Воспитательные:

- создавать условия для выработки положительного отношения и соблюдению правил групповой работы, направленной на достижение общей цели;

- воспитывать уважение к народным обычаям и традициям, эстетический и художественный вкус, аккуратность.

Задачи:

обучить технологии изготовления игрушки;

закрепить знания.

  • развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

  • развивать сенсорные и моторные навыки.

  • способствовать воспитанию интереса к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

  • способствовать воспитанию аккуратности в работе, самостоятельности, художественного вкуса.

Ожидаемые результаты

1.Личностные результаты:

  • уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками;

  • бережно относиться к истории и традициям своей страны;

2.Предметные результаты:

-понимать предметную задачу урока и стремиться выполнить куклу из ткани - лошадь;

-осваивать технологию изготовления лоскутной куклы - лошадь;

-применять полученные знания и умения в дальнейшей деятельности.

Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:

-искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;

-конструировать новое знание;
-применять знание на практике;
-излагать свое мнение;
-способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Регулятивные УУД:

-определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;

-уметь анализировать свою деятельность;

-выявлять собственные затруднения;

-находить способы выхода из затруднений;
-организовывать свою деятельность;
-контролировать и анализировать собственную деятельность

Коммуникативные УУД:

-умение вести познавательный диалог по теме урока;

 -анализировать предложенный учителем текст и технологию изделия лоскутной куклы;

-уметь слушать товарища, не перебивать его;

- уметь делать выводы, отстаивать свою позицию

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, ИЗО

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа по алгоритму действий.

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.

Оборудование:

- Ноутбук

- Мультимедиа

- Ножницы

- Ткань х\б
- Нитки красные

Структура занятия:
1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).

2.Актуализация субъективного опыта.
3. Постановка целей и задач урока (проблема – формулировка задачи).

4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания). 
5. Этап проверки понимания урока.

6.Этап практической работы.
7. Рефлексивно-оценочный
8.Заключительный этап.



Технологическая карта

Этапы урока.

Цель этапов

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Самоопределение к деятельности, мотивация.

Цель - Вовлечение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

 

 Приветствует учащихся, проводит эмоциональную разминку «Теплые ручки».

Нужно соприкоснуться ладонями в парах. Если у кого руки холодные потрите ладони друг о друга и согрейте их. Приятной работы на уроке.


 Приветствуют учителя, выполняют разминку.


 

-вступление в коммуникативное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К)

Мобилизация сил к решению учебной задачи (Р)

-оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных знаний (Л);

- определять мотив и смысл деятельности(Л);


2.Актуализация субъективного опыта

Цель – Актуализировать субъективный опыт для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого

учащегося.

 Организует эвристическую беседу по вопросам:

Посмотрите на слайд, что мы с вами видим?

Что у него есть?

А чего не хватает, что бы растение росло?

Правильно. Без корней не может расти растение. Так и человек не может жить, не зная своих корней. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

О какой из традиций мы с вами сегодня узнаем?

Поговорим о теме урока. Определите, о чём идёт речь:

Они сопровождают нас всю жизнь?

Они развлекают, поучают, воспитывают?

Они украшают наш дом, их можно коллекционировать, служат хорошим подарком.

А если она сделана своими руками ценность и значимость такого подарка неизмеримо возрастает?

Их можно баюкать, спать сними, петь им песенки, играть. (иначе не ответят без подготовки)

1. Она бывает мягкая, она бывает твердая. Бывает молчаливая, бывает говорящая. Очень любит платьица блестящие.

Что же такое кукла?  В словаре С. Ожегова есть такое определение: «Детская игрушка в виде фигурки человека. Послушайте отрывок из сказки.

И ответьте на вопросы

Какую куклу отдала мать дочке?

Из чего она сделана?

Все ли куклы одинаковые?

А хотелось ли Вам разгадать тайну этой куклы»?

«Тогда в путь, к открытию неизведанного».

 Отвечают на эвристические вопросы:

Цветок, дерево.

Листья, цветы, ствол.

Не хватает корней.

Игрушка.

Кукла.

Разрешают проблемную ситуацию, выявляют свои затруднения при выполнении задания.














































Слушают сказку. Отвечают на вопросы.


Тряпичную, соломенную, детскую

Куклы бывают разные





понимать роль русских народных кукол в жизни русского народа


















- структурировать имеющийся опыт (П)

- построение логической цепи рассуждений (П)

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации (К);

- осмысливать полученную информацию (П)

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (К)

-осмысление темы урока

3.Постановка целей и задач (проблематизация)

Цель - Обеспечить построение обучающимися собственного плана деятельности по устранению возникших затруднений.

 Предлагает назвать тему урока при помощи технологии определения названия темы «Облако мыслей»

Определите собственную цель урока и план достижения цели.

Организует обсуждение возникших затруднений.

Исходя из первого задания и цели урока ответьте на вопросы и составьте свою деятельность на уроке.

Зачем мы будем осваивать эту тему?

Как она может понадобиться в жизни?


Определяют причины возникших затруднений и способы их разрешения;

Согласовывают тему урока;

Формулируют собственную цель урока

составляют план достижения цели на уроке;

Русская народная тряпичная кукла. «Конь».

Цель: Узнать о русской народной кукле.

Научиться делать русскую народную куклу.

-узнать историю куклы;

-узнать какие бывают куклы;

-узнать об образе коня;

-изучить технологию; изготовления народной куклы;

-сделать традиционную народную куклу

Отвечают на вопросы

Для того, чтобы знания применять в жизни.

Мы сможем сделать куклу для подарка близким, не затрачивая много времени и средств.

понимание предметной цели урока




-постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

-установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания)
Цель – Создать условия для вовлечения уч-ся в исследовательскую деятельность, для приобретения новых знаний.

Куклы делятся на три группы:

Обрядовые

Обереговые

Игровые

А какие они бывают и почему они так называются вы узнаете, изучив текст.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы в задании.

организует самостоятельную исследовательскую деятельность.

поиск разрешения поставленных проблемных вопросов.

(Приложение 1)

консультирует работу пар; корректирует, направляет;

проводит обобщение; полученной информации;

предлагает проанализировать ход работы:

что удалось выполнить легко, а что вызвало затруднения;

Итак, вернёмся к сказке. Какую же куклу подарила мать своей дочери? Обоснуйте ответы.

Физкультминутка.

Вы немного устали. Давайте поиграем.

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Организует беседу:

А все ли куклы были похожи на людей?

Какие ещё встречаются куклы? Что они олицетворяли для народа?

Вот, какую куклу мы с вами сегодня будем учится делать и как она называться отгадайте загадку.

Пашет землю трактор без колёс,

Для него горючее – овёс.

Давайте познакомимся с образом коня.

Организует показ слайдов и беседу.

Организуют свою деятельность.

Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из данных материалов);

представляют сведения о полученной информации

обобщают, аргументируютделают выводы.

Осуществляют взаимообучение при озвучивании найденных ответов на поставленные вопросы из предложенного текста.

Вступают в диалог с учителем и одноклассниками.















Мать подарила оберег, потому что девочка должна была носить её всегда с собой.




выполняют физ.упражнения.














Отвечают на вопросы учителя.

Куклы ещё бывают в виде животных.

Коза - оберег плодородия и хорошего настроения.

Корова - кормилица, ассоциируется с женщиной, невестой, несущей в дом счастье и благополучие.





 Изучение русских народных кукол и основных понятий «оберег», «обрядовая кукла» и др.

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

постановка и формулирование проблемы,




































 - искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи (П);

-приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении эвристических задач и обсуждения материала (П);

-воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, образной, символической формах (К);





- проявлять познавательный интерес и активность в освоении нового опыта (Л);

5.Этап проверки понимания урока. Цель - Обобщить полученные знания о народной кукле, её роли в жизни человека.


Предлагает

парам выполнить задание №1

Расположите кукол в соответствии с их названием.

Задание №2

(Приложение 2)

Зачеркни название кукол, которые не относятся к обереговым.

Задание №2

1.Соедините начало и окончание пословиц и поговорок.

2.Объясните смысл одной из них.


Не забываем оценивать себя.

Обобщение полученной информации.

Какую новую информацию вы узнали, проведя исследование?

Как она вам может пригодиться в жизни?


Включаются в работу.

Отвечают на поставленные вопросы.

Участвуют в диалоге.

Представляют результаты своей работы.

Оценивают в листе самооценки.

Обобщают свои знания.

отвечают на вопросы:

Историю куклы, виды кукол, название кукол, их применение.

Можно применить на других уроках: ИЗО - зная, как кукла выглядит, уметь зарисовать такую куклу с правильным орнаментальным оформлением, история – сделать реферат о народной кукле или доклад, литература – читая рассказы и сказки – пояснять, какая могла бы это быть кукла, либо при написании сочинения, сделать пример из народного творчества

А самое главное в жизни, когда можно будет со своим ребенком поиграть и сделать самодельную игрушку.


-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска


-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме


-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера


-осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать(П);

- делать выводы на основе полученного нового опыта (П);

- осознанно осуществлять планирование, самоконтроль и оценку результатов своей деятельности (Р);

-работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения (Р);

-владение умениями совместной деятельности в группе: согласование и координация деятельности с другими ее участниками (Р);

-объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива (Р);

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение) (К);

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним (Л);


6. Этап практической работы

Пробные действия, создание технологии изготовления игрушки. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель - обеспечить закрепление полученного нового опыта в решении практических задач.

Предлагает

- попробовать сделать из лоскутов ткани коня

Задает вопросы: почему не получается? Что нам требуется сделать, чтобы получилось правильно и красиво?

С чего следует начать?

Какие правила необходимо соблюдать для безопасной работы?

Дает технологическую карту изготовления куклы «Конь»

Этапы:

1 Определяем, из какой ткани надо делать

2. Какие инструменты понадобятся

3 Берем лосут… (опиши все этапы работы)


Предлагает:

-  повторить технологические этапы изготовления русской народной куклы. «Конь»

- обосновать выбор материалов для изготовления своей куклы;

-самостоятельно выполнить и

-презентовать своего коня.

Контролирует процесс выполнения задания

При необходимости оказывает помощь

Знакомит с критериями оценивания готовой куклы

-завершенность,

-аккуратность;

-эстетичность подачи;

-вкус.

Организует работу по анализу выполненного задания.

Выполняют пробные действия, оценивают затруднения, изучают технологическую карту выполнения коня из ткани.

Отвечают на вопросы:

- Мы не знаем с чего начать и последовательность выполнения куклы.

Проговаривают технику безопасности при работе с острыми и режущими предметами.

 Включаются в выполнение практического задания по технологической карте

Планируют последовательность практических действий для реализации поставленной задачи соблюдая приемы безопасного труда.


Представляют свою готовую куклу. Презентуют. (Читают стихи про коня)

Осуществляют самоконтроль и самопроверку полученных результатов.

Дают оценку собственной деятельности

- изучение

технологии

планировать последовательность практических действий для решения поставленной задачи;

- соблюдать приемы безопасного и рационального труда;

- обосновывать выбранные показатели качества конечного результата.



 

- осуществлять планирование, самоконтроль и оценку результатов своей деятельности (Р);

- осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать(П);

- определять причинно-следственные связи изучаемых понятий (П);

-определять для себя жизненно-важные ценности (П);

-делать выводы на основе полученного нового опыта (П);

 внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта (Р);

Нравственно-этическая ориентация усваиваемого содержания в практической работе


Закрепление личного опыта работы с тканью


Развитие моторики

7.Рефлексивно-оценочный
Цель - подвести обучающихся к анализу и осмыслению результата на уроке.

Предлагает ответить на вопросы:

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке

Вступают в диалог с учителем;

Обобщают, аргументируют, делают выводы.

Пишут «Сиквейн»

Делают вывод о достижении цели и задач урока. 

Заполняют лист самооценки


 

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него -делать выводы на основе полученного нового опыта (П);


адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);



8. Домашнее задание.


Предлагает домашнее задание.

Провести небольшое исследование своей семьи. Были в вашей семье народные куклы? Если да, то, какие и как их делали. Принесите на следующий урок и расскажите о ней.

Фиксируют домашнее задание



Мобилизация на выполнение домашнего задания







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!