СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное выступление о произведениях народного промысла

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык – 6 класс

     Тема: «Р/р. Публичное выступление о произведениях народного промысла».

     Тип урока: развитие связной речи.

     Форма проведения: заочная экскурсия, презентация.

     Цели урока:

     познавательный  аспект:

- знать особенности публичного выступления о произведении народного промысла;

- знать народные промыслы;

-уметь использовать в своей речи слова, связанные с народно-прикладным искусством;

- уметь ориентироваться в информационном пространстве, собирать материал к выступлению;

     развивающий аспект:

-развитие письменной и устной речи;

- развитие мышления (умение анализировать, выделять главное), творческого потенциала детей;

     воспитывающий аспект:

-воспитание уважения и интереса к русским народным промыслам, любви к малой родине;

- воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к труду;

- содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.

     Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация “Народные промыслы России”.

     Предварительная подготовка к уроку: ученики, получив индивидуальное задание, подбирают материал, учитель консультирует по отдельным вопросам.

     Технологии: - метод проектов

                            -элементы развития критического мышления

Эпиграфы к уроку:

“Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

Ход урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент. Приветствие учеников. 

.

Славилась Россия чудо-мастерами,  Дерево и глину в сказку превращали.  Красками и кистью красоту творили;  Своему искусству молодых учили.

Сувенир, сувенир, русский сувенир.  Русский сувенир покорил весь мир.

Русские матрешки в сарафанах ярких,  Хохломские ложки - лучше нет подарка.  Дымковские барыни, кони, петушки  И Павловские все в цветах платки

 

 

 

2. Сообщение темы урока.

Учитель:

 Обратите внимание на выставку, которая представлена вашему вниманию. Здесь у нас резные и расписные доски, жестяные разносы, расписные шкатулки, яркие платки, великолепные кружева, матрешки – все это произведения народного промысла неслучайно появились у нас на уроке.

Скажите как называли человека в древности , который выступал перед большим количеством людей? (оратор)

- А люди слушающие эти выступления назывались -…. (публикой)

- Отсюда и пошло название - публичное выступление

 

- Запишите число и тему урока «Устное публичное выступление о произведениях народного промысла». Подберите слова на эту тему, запишем их.

(Запись уч-ся в тетрадях. Ученики: «Хохлома, Жостово, Гжель, дымковская игрушка, матрёшка». (записывают в тетрадь))

3. Работа с учащимися

- Молодцы! Вот видите, в вашей памяти уже это хранится! Значит, это необходимо знать! А зачем?

(Ученики: «Чтобы расширять свой кругозор, правильно употреблять слова, связанные с народными промыслами, развивать свою речь».)

- Молодцы! Да ребята, сегодня урок особенный, так как связан с уроками изобразительного искусства. Мы попробуем себя в роли искусствоведов и расскажем о народных промыслах России.

 

Ученик.

Русь всегда славилась своими умельцами и изобретателями. До сих пор в мире широко известны и очень ценятся изделия лаковой миниатюры Федоскино, Палеха, художественная роспись подносов Жостово, фарфоровое, фаянсовое и стекольное производства. Многие изделия наших народных мастеров являются гордостью частных художественных коллекций.

Большинство  народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы). В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал - место залежей железной руды и полудрагоценных и поделочных камней - знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня.

Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха - существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них - матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.

   Учитель.

  Давайте запишем названия лучших образцов народного искусства. (Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы - лучшие образцы народного искусства) 

(Один уч-ся работает у доски (остальные в тетрадях).Запись предложения)

Учитель: 

- Объясните постановку знаков препинания.

(Ученик: В предложении ставлю знак разделения тире, т.к подлежащее и сказуемое выражены существительным в им.п.)

Учитель: 

     В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами. Что такое “ремесло”? 

     Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

     Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества. И появилось название “промыслы”.

     Откуда появилось это название?

     Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

     Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

     И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Ученик  подготовил сообщение о дымковской игрушке. Итак, отправляемся.

1.Дымковская игрушка.

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

 В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

 Вечера зимою длинные и лепили там из глины.

 Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

 И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

 

Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные.. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.). (слайд )

- Экскурсия в зале дымковской игрушки закончена. Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще Ломоносов МВ. сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, как наша гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее”.

2.Гжель.

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

 

Ученик.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

 Животные и птицы невиданной красы.

 Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

 Известно всем в народе ее название – Гжель.

 Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

 Не встретите на свете вы красоты такой.

 Голубизну небесную, что сердцу так мила,

 Кисть мастера на чашку легко перенесла.

 У каждого художника есть свой узор любимый

 И в каждом отражается сторонушка родимая.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.(слайд)

3.Матрёшка

Учитель.

А сейчас отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?

Ученик.

 Кто матрешку сделал, я не знаю.

 Но известно мне, что сотни лет

 Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

 Покоряет кукла белый свет.

 Где он краски брал, искусный мастер,

 В нивах шумных, в сказочном лесу?

 Создал образ неуемной страсти,

 Истинную русскую красу.

 На щеках навел зари румянец,

 Неба синь всплеснул в ее глаза

 И матрешка через всю планету

 До сих пор уверенно идет.

 Выступает гордо, величаво,

 С удалой улыбкой на лице,

 И летит за ней по миру слава

 О безвестном мастере-творце!

Ученик

Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Матрешка еще довольно «молода», потому что первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы - буддийского мудреца Фукуруму. А игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу.

Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.

(слайд)

4Расписные платки.

А теперь вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада.

Издавна на Руси принадлежностью женской одежды был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, наносили на них узоры. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции, но и сегодня это рукотворное искусство востребовано. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре 1 ношение кружев было предписано всем дворянам обязательно. Всем известны и популярны вологодские, кировские, елецкие кружева.  Эта  работа требует как творчества, так и большого терпения.

Учитель: (слайд)

 

Учитель.

-В какой республике мы живем?

Дагестан – не просто экзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы, не только снежные вершины и белые облака. Дагестан – это республика, у которой есть три сокровища.

Первое сокровище – земля, горы, равнины.  Второе сокровище – вода: реки, родники, озера, море. Недаром в Дагестане говорят: «Очаг – это сердце дома, а родник – сердце аула»

Третье сокровище – люди, их мастерство и свершения. И самым крупным алмазом в этом сокровище Расул Гамзатов считает дружбу трудолюбивого, мужественного дагестанского народа с другими народами страны и земли и его гостеприимство. Дагестан – страна гор. На склонах гор лепятся аулы. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен. Кубачи – златокузнецами, Табасаран – коврами, а маленькое лакское селение Балхар – керамикой. Послушаем сообщение о балхарской керамике:

Самые прекрасные кувшины Делают из обычной глины,  Так же, как прекрасный стих Создают из слов простых.

История Балхара затерялась высоко в горах – когда-то они жили совсем в другом месте .В настоящее время, лакское село Балхар, единственный «живой» керамический центр Дагестана. Здесь вы обязательно услышите легенду об очень бедном человеке по имени Калкуччи. Сидя как-то на берегу местного озера и грустно размышляя о том, как жить дальше, он обратил. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитое керамики.

В горах Дагестана за водой к роднику всегда идет женщина. В большинстве сел у нее на плече железный кувшин. В древнем селе Балхар сегодня тоже так, но в старые времена кувшин был  глиняный. Глиняные кувшины и вообще посуда из глины – это главная достопримечательность и национальная гордость аула Балхар и его жителей. Особенностью балхарской керамики является не только местная глина, но и способ изготовления сосудов. После нанесения цветной глиной самобытного балхарского рисунка, изделие подсушивают, а затем отправляют на обжиг в старую печь, которую топят исключительно местным кизяком и хворостом. В основном делается посуда мелкой и средней формы. Но есть и шедевры гончарного искусства высотой почти человеческий рост. А еще балхарцы делают глиняные игрушки, как в старину. 

Демонстрация презентации «Простое балхарское чудо»

 

Учитель

Один кубачинец сказал: «Золото или серебро сами по себе еще ничего не значат. Нужно, чтобы у мастера были золотые руки».

Ученик.

Более всего прославило народное искусство Дагестана во всем мире небольшое село Кубачи - аул Дахадаевского района республики. Оно является уникальным центром культуры. Здесь зародился и расцвел знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайно тонкой работы с причудливым переплетением линий, узоров и невиданных цветов, войдя в историю мирового прикладного искусства. Холодное оружие, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия во все времена поражали воображение изяществом линий, характерным причудливым орнаментом и высочайшим искусством исполнения.

Тайну кубачинского изделия Не ищите в нитках серебра. Носят тайну этого искусства  В сердце кубачинцы – мастера.

 

Демонстрация презентации «Кубачинское искусство».

Ученик: У кубачинцев

У кубачинцев нынешней весною Я наблюдал, как тонко и хитро Вплетает мастер кружево резное В черненое литое серебро. Стекло очков вооружает зренье, Нетороплива чуткая рука. В глазах – любовь, а в сердце – вдохновенье, Крылатое, как в небе облака. Придя к нему, вы увидали б сами, Что мастер верен до конца себе. Спины не разгибает он часами, Чтоб новый знак родиться мог в резьбе. А если ошибется ненароком И знак резцом неверный нанесет, То загрустит в молчании глубоком И всю работу сызнова начнет. И, славы кубачинцев не нарушив, Он вновь блеснет высоким мастерством, Которое волнует наши души И кажется порою волшебством.

 

Ученик.Ковроделие, наряду с ювелирным и гончарным искусством, является традиционным национальным промыслом многих народов Дагестана. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане

Первые упоминания о дагестанских коврах встречаются еще у Геродота. Говорят, что по готовому изделию пропускали табун лошадей, выжигали под солнцем и держали в воде. Так проверяли их качество. Мастерство ручного изготовления дагестанского ковра передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери. При этом они не только вручную изготавливали сам ковер, но и производили исходные материалы: стригли овец и обрабатывали шерсть, готовили красители.

Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Милана, Токио, Измира и других городов. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам.

Ученик.

Да будет мир над цепью гор,

Да не коснется зло родного края.

Так, заклиная, ты ткала ковер

За нитью нить в раздумье выбирая.

В узор вплетались горы и снега,

Крик журавлей и облачные перья,

Цветущие альпийские луга,

Старинные преданья и поверья.

И расцветал ковер к цветку цветок,

Как Дагестан родной в разгаре лета.

За нитью нить, так из прекрасных строк

Рождается творение поэта.

 

Учитель.

В книге «Мой Дагестан» Расул Гамзатов написал: «В ауле Цовкра — ауле знаменитых канатоходцев — днем рождения сына считают тот день, когда маленький мальчик начинает впервые ходить по канату, а в ауле знаменитых златокузнецов Кубачи днем рождения сына считается тот день, когда мальчик приносит отцу свою первую работу — нанесенные на серебро узоры — и тогда обрадованный отец говорит: «Вот и у меня родился сын!»

О человеке без призвания и таланта, который не приносит пользы своим трудом, не знает сердечной дружбы, не мечтает о подвигах, в горах говорят: «Дожил до седин, а на свет не родился»

 

Народы Дагестана славились не только мастерами, создающими произведения искусства, но и поэтами, художниками, музыкантами.

Я пела в Москве фестивалю всему, Пою и на свадьбах и в клубе, Но как бы я спела тому одному, Мой бубен, мой бубен, мой бубен...

 

 

 Итоги урока

     Учитель:

     - Вы познакомились с некоторыми народными промыслами России, вы узнали много нового, участвовали в работе по собиранию материала, увидели, как можно подготовить интересное сообщение. Давайте вернёмся к теме сегодняшнего урока. Чему мы научились? Какие новые слова узнали? Что запомнили?

     -Вы сегодня хорошо поработали и в награду получаем следующие оценки.

  Релаксация

     - Определите своё настроение

   

 

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление о произведениях народного промысла»

Русский язык – 6 класс

     Тема: «Р/р. Публичное выступление о произведениях народного промысла».

     Тип урока: развитие связной речи.

     Форма проведения: заочная экскурсия, презентация.

     Цели урока:

     познавательный  аспект:

- знать особенности публичного выступления о произведении народного промысла;

- знать народные промыслы;

-уметь использовать в своей речи слова, связанные с народно-прикладным искусством;

- уметь ориентироваться в информационном пространстве, собирать материал к выступлению;

     развивающий аспект:

-развитие письменной и устной речи;

- развитие мышления (умение анализировать, выделять главное), творческого потенциала детей;

     воспитывающий аспект:

-воспитание уважения и интереса к русским народным промыслам, любви к малой родине;

- воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к труду;

- содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.

     Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация “Народные промыслы России”.

     Предварительная подготовка к уроку: ученики, получив индивидуальное задание, подбирают материал, учитель консультирует по отдельным вопросам.

     Технологии: - метод проектов

                            -элементы развития критического мышления

Эпиграфы к уроку:

“Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

Ход урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент. Приветствие учеников. 

.

Славилась Россия чудо-мастерами,
 Дерево и глину в сказку превращали.
 Красками и кистью красоту творили;
 Своему искусству молодых учили.

Сувенир, сувенир, русский сувенир.
 Русский сувенир покорил весь мир.

Русские матрешки в сарафанах ярких,
 Хохломские ложки - лучше нет подарка.
 Дымковские барыни, кони, петушки
 И Павловские все в цветах платки







2. Сообщение темы урока.

Учитель:

 Обратите внимание на выставку, которая представлена ващему вниманию. Здесь у нас резные и расписные доски, жестяные разносы, расписные шкатулки, яркие платки, великолепные кружева, матрешки – все это произведения народного промысла неслучайно появились у нас на уроке.

Скажите как называли человека в древности , который выступал перед большим количеством людей? (оратор)

- А люди слушающие эти выступления назывались -…. (публикой)

- Отсюда и пошло название - публичное выступление



- Запишите число и тему урока «Устное публичное выступление о произведениях народного промысла». Подберите слова на эту тему, запишем их.

(Запись уч-ся в тетрадях. Ученики: «Хохлома, Жостово, Гжель, дымковская игрушка, матрёшка». (записывают в тетрадь))

3. Работа с учащимися

- Молодцы! Вот видите, в вашей памяти уже это хранится! Значит, это необходимо знать! А зачем?

(Ученики: «Чтобы расширять свой кругозор, правильно употреблять слова, связанные с народными промыслами, развивать свою речь».)

- Молодцы! Да ребята, сегодня урок особенный, так как связан с уроками изобразительного искусства. Мы попробуем себя в роли искусствоведов и расскажем о народных промыслах России.



Ученик.

Русь всегда славилась своими умельцами и изобретателями. До сих пор в мире широко известны и очень ценятся изделия лаковой миниатюры Федоскино, Палеха, художественная роспись подносов Жостово, фарфоровое, фаянсовое и стекольное производства. Многие изделия наших народных мастеров являются гордостью частных художественных коллекций.

Большинство  народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы). В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал - место залежей железной руды и полудрагоценных и поделочных камней - знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня.

Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха - существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них - матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.

   Учитель.

 Давайте запишем названия лучших образцов народного искусства. (Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы - лучшие образцы народного искусства) 

(Один уч-ся работает у доски (остальные в тетрадях).Запись предложения)

Учитель: 

- Объясните постановку знаков препинания.

(Ученик: В предложении ставлю знак разделения тире, т.к подлежащее и сказуемое выражены существительным в им.п.)

Учитель: 

     В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами. Что такое “ремесло”? 

     Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

     Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества. И появилось название “промыслы”.

     Откуда появилось это название?

     Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

     Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

     И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Ученик подготовил сообщение о дымковской игрушке. Итак, отправляемся.

1.Дымковская игрушка.

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

 В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

 Вечера зимою длинные и лепили там из глины.

 Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

 И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.



Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные.. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.). (слайд )

- Экскурсия в зале дымковской игрушки закончена. Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще Ломоносов МВ. сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, как наша гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее”.

2.Гжель.

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.



Ученик.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

 Животные и птицы невиданной красы.

 Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

 Известно всем в народе ее название – Гжель.

 Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

 Не встретите на свете вы красоты такой.

 Голубизну небесную, что сердцу так мила,

 Кисть мастера на чашку легко перенесла.

 У каждого художника есть свой узор любимый

 И в каждом отражается сторонушка родимая.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.(слайд)

3.Матрёшка

Учитель.

А сейчас отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?

Ученик.

Кто матрешку сделал, я не знаю.

 Но известно мне, что сотни лет

 Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

 Покоряет кукла белый свет.

 Где он краски брал, искусный мастер,

 В нивах шумных, в сказочном лесу?

 Создал образ неуемной страсти,

 Истинную русскую красу.

 На щеках навел зари румянец,

 Неба синь всплеснул в ее глаза

 И матрешка через всю планету

 До сих пор уверенно идет.

 Выступает гордо, величаво,

 С удалой улыбкой на лице,

 И летит за ней по миру слава

 О безвестном мастере-творце!

Ученик

Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Матрешка еще довольно «молода», потому что первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы - буддийского мудреца Фукуруму. А игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу.

Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.

(слайд)

4Расписные платки.

А теперь вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада.

Издавна на Руси принадлежностью женской одежды был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, наносили на них узоры. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции, но и сегодня это рукотворное искусство востребовано. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре 1 ношение кружев было предписано всем дворянам обязательно. Всем известны и популярны вологодские, кировские, елецкие кружева. Эта работа требует как творчества, так и большого терпения.

Учитель: (слайд)



Учитель.

-В какой республике мы живем?

Дагестан – не просто экзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы, не только снежные вершины и белые облака. Дагестан – это республика, у которой есть три сокровища.

Первое сокровище – земля, горы, равнины.  Второе сокровище – вода: реки, родники, озера, море. Недаром в Дагестане говорят: «Очаг – это сердце дома, а родник – сердце аула»

Третье сокровище – люди, их мастерство и свершения. И самым крупным алмазом в этом сокровище Расул Гамзатов считает дружбу трудолюбивого, мужественного дагестанского народа с другими народами страны и земли и его гостеприимство. Дагестан – страна гор. На склонах гор лепятся аулы. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен. Кубачи – златокузнецами, Табасаран – коврами, а маленькое лакское селение Балхар – керамикой. Послушаем сообщение о балхарской керамике:

Самые прекрасные кувшины
Делают из обычной глины, 
Так же, как прекрасный стих
Создают из слов простых.

История Балхара затерялась высоко в горах – когда-то они жили совсем в другом месте .В настоящее время, лакское село Балхар, единственный «живой» керамический центр Дагестана. Здесь вы обязательно услышите легенду об очень бедном человеке по имени Калкуччи. Сидя как-то на берегу местного озера и грустно размышляя о том, как жить дальше, он обратил. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитое керамики.

В горах Дагестана за водой к роднику всегда идет женщина. В большинстве сел у нее на плече железный кувшин. В древнем селе Балхар сегодня тоже так, но в старые времена кувшин был глиняный. Глиняные кувшины и вообще посуда из глины – это главная достопримечательность и национальная гордость аула Балхар и его жителей. Особенностью балхарской керамики является не только местная глина, но и способ изготовления сосудов. После нанесения цветной глиной самобытного балхарского рисунка, изделие подсушивают, а затем отправляют на обжиг в старую печь, которую топят исключительно местным кизяком и хворостом. В основном делается посуда мелкой и средней формы. Но есть и шедевры гончарного искусства высотой почти человеческий рост. А еще балхарцы делают глиняные игрушки, как в старину. 

Демонстрация презентации «Простое балхарское чудо»



Учитель

Один кубачинец сказал: «Золото или серебро сами по себе еще ничего не значат. Нужно, чтобы у мастера были золотые руки».

Ученик.

Более всего прославило народное искусство Дагестана во всем мире небольшое село Кубачи - аул Дахадаевского района республики. Оно является уникальным центром культуры. Здесь зародился и расцвел знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайно тонкой работы с причудливым переплетением линий, узоров и невиданных цветов, войдя в историю мирового прикладного искусства. Холодное оружие, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия во все времена поражали воображение изяществом линий, характерным причудливым орнаментом и высочайшим искусством исполнения.

Тайну кубачинского изделия
Не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства 
В сердце кубачинцы – мастера.



Демонстрация презентации «Кубачинское искусство».

Ученик: У кубачинцев

У кубачинцев нынешней весною
Я наблюдал, как тонко и хитро
Вплетает мастер кружево резное
В черненое литое серебро.

Стекло очков вооружает зренье,
Нетороплива чуткая рука.
В глазах – любовь, а в сердце – вдохновенье,
Крылатое, как в небе облака.

Придя к нему, вы увидали б сами,
Что мастер верен до конца себе.
Спины не разгибает он часами,
Чтоб новый знак родиться мог в резьбе.

А если ошибется ненароком
И знак резцом неверный нанесет,
То загрустит в молчании глубоком
И всю работу сызнова начнет.

И, славы кубачинцев не нарушив,
Он вновь блеснет высоким мастерством,
Которое волнует наши души
И кажется порою волшебством.



Ученик.Ковроделие, наряду с ювелирным и гончарным искусством, является традиционным национальным промыслом многих народов Дагестана. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане

Первые упоминания о дагестанских коврах встречаются еще у Геродота. Говорят, что по готовому изделию пропускали табун лошадей, выжигали под солнцем и держали в воде. Так проверяли их качество. Мастерство ручного изготовления дагестанского ковра передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери. При этом они не только вручную изготавливали сам ковер, но и производили исходные материалы: стригли овец и обрабатывали шерсть, готовили красители.

Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Милана, Токио, Измира и других городов. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам.

Ученик.

Да будет мир над цепью гор,

Да не коснется зло родного края.

Так, заклиная, ты ткала ковер

За нитью нить в раздумье выбирая.

В узор вплетались горы и снега,

Крик журавлей и облачные перья,

Цветущие альпийские луга,

Старинные преданья и поверья.

И расцветал ковер к цветку цветок,

Как Дагестан родной в разгаре лета.

За нитью нить, так из прекрасных строк

Рождается творение поэта.


Учитель.

В книге «Мой Дагестан» Расул Гамзатов написал: «В ауле Цовкра — ауле знаменитых канатоходцев — днем рождения сына считают тот день, когда маленький мальчик начинает впервые ходить по канату, а в ауле знаменитых златокузнецов Кубачи днем рождения сына считается тот день, когда мальчик приносит отцу свою первую работу — нанесенные на серебро узоры — и тогда обрадованный отец говорит: «Вот и у меня родился сын!»

О человеке без призвания и таланта, который не приносит пользы своим трудом, не знает сердечной дружбы, не мечтает о подвигах, в горах говорят: «Дожил до седин, а на свет не родился»



Народы Дагестана славились не только мастерами, создающими произведения искусства, но и поэтами, художниками, музыкантами.

Я пела в Москве фестивалю всему,
Пою и на свадьбах и в клубе,
Но как бы я спела тому одному,
Мой бубен, мой бубен, мой бубен...





Итоги урока

     Учитель:

     - Вы познакомились с некоторыми народными промыслами России, вы узнали много нового, участвовали в работе по собиранию материала, увидели, как можно подготовить интересное сообщение. Давайте вернёмся к теме сегодняшнего урока. Чему мы научились? Какие новые слова узнали? Что запомнили?

     -Вы сегодня хорошо поработали и в награду получаем следующие оценки.

  Релаксация

     - Определите своё настроение

   




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!