Урок технологии в 3классе
ТЕМ А: «Работа с соломой»
Цель: познакомить детей с новым природным материалом - соломой, ее особенностями, учить мастерить композиции из соломки, развивать ручные умения каждого ученика, развивать навыки самоконтроля, воспитывать усидчивость, развивать фантазию, формировать навыки коллективного труда.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; строить логическое рассуждение, находить ответы на вопросы, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Знания: узнают новое о соломе.
Умения: научатся выполнять индивидуальные и групповые задания на тему.
Навыки: Составить свою картину.
Метапредметные:
Регулятивные: различать способ и результат действий.
Познавательные: проводить сравнение, классифицировать по заданным критериям
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Форма работы индивидуальная, групповая
ОБОРУДОВАНИЕ: Солома, образцы из соломы, бумага.
Инструменты: Ножницы, кисточки.
МАТЕРИАЛЫ: Солома, бумага, клей.
ХОД УРОКА
Весной - травкой шелковистой
Летом - нивой золотой,
Ну, а зимнею порою –
Аппликацией - игрою
Сухая очень ломка.
Зовут ее (Соломка)
НА ДОСКЕ: С... Л О М К А (Вставьте пропущенную букву)
( стебли хлебных злаков, остающиеся после обмолота ).
Подберите однокоренные слова:
СОЛОМЕННЫЙ
СОЛОМОРЕЗКА - машина для резка
Возникла проблема. Чтобы её решить разделим класс на 2 группы.
Работа 1 группы: НЕТБУКИ
ЗАДАНИЕ: Найти значение слова- «солома» (в интернете найти словарь Ожегова и значение слова «солома»)
http://www.ozhegov.org/words/33648.shtml
Я приглашаю вас отправиться в музей прикладного искусства. Обратите внимание на экспонаты. Из чего они сделаны?
http://www.dudutki.by/museum/solomopletenie.html
Задание2 группы: ОТПРАВИТЬСЯ В МУЗЕЙ СТАРИНЫХ РЕМЁСЕЛ - найти в интернете
СОЛОМА- это универсальный поделочный материал, из которого на Руси издавна делались разнообразные изделия и игрушки. Из соломки делают: сумки, коврики, мебель, корзинки, бытовые предметы. С
соломкой приятно работать: возьмите в руки соломку и потрогайте.
Практическая работа: рассмотреть соломку, определить признаки и свойства. (3группа)
Заготовку соломы производят после созревания растений, когда она приобретает золотистый оттенок, для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают соломку вместе с узлами и разрезают сразу на части по узлам. Затем соломку запаривают (20 мин.). После такой обработки соломка становится эластичной, прочной, легко сгибается и плетется, трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля, разрезанную солому необходимо разгладить, превращая в плоскую ленту. Отдал стебель людям целый колос налитых зерен, а теперь и сам послушно будет сгибаться в ваших умелых руках.
Вы, наверно догадались, с каким материалом мы будем работать?
Приглашаю Вас в мастерскую, где вы станете соломенных дел мастерами.
Чтобы стать настоящим мастером, надо работать аккуратно, дружно.
А работать мы будем под девизом "КАКОВ МАСТЕР ТАКОВА И РАБОТА".
Как понимаете?
- (по результатам труда судят о мастере, говорят хороший мастеровой)
НА ДОСКУ
Внимательно рассмотрите эту работу.
Кто хочет рассказать, как сделать это изделие? (высказывают дети) (Эта работа не завершена, и нам предстоит ее завершить).
Чтобы вы хотели поместить в эту корзинку?
Что является фоном нашей работы? ( круг - дерево ).
Для фона какой еще материал можно использовать? (бумагу, картон, ткань).
Проверим рабочее место
Индивидуальная работа учеников
Название, назначение, форма
(аппликация) сувенир круглая
Основные детали, материалы,
(шаблоны) (бумага, солома)
Способ изготовления изделия: (пособие стр. 67).
а) Прочитаем порядок работы.
Сплошь - "Как понимаете? (рядом). ( I вариант наклеивания).
По вертикали укладываем от края листа - ровно.
б) Положите под пресс.
Подготовь детали к работе:
а) провести разметку деталей на оборотной стороне. Экономно расходуя материалы
Вырезать детали.
Способ соединения деталей
Каков способ соединения деталей? ( клеевое соединение).
Наполним корзину цветами.
Оформим выставку работ.
Убрать рабочее место.
Оцените свою работу сигнальчиком. (красный молодец, жёлтый — здорово)
УРОК ТВОРЧЕСТВА
Тема:
« Художественная обработка разных материалов. Вырезание национальных узоров ».
Цель:
Познакомить с традиционными художественными изделиями и их национальной спецификой, активизировать ребят при изучении традиционных узоров и орнаментов.
Оборудование:
Шаблоны, песок, опилки, выставка работ.
ХОД УРОКА
1.Приветствие гостям.
2.Организационный момент:
Сегодня на уроке нам помогут фразы « Догадался!»
«Хочу сказать!»
«Нужна помощь!»
«Могу помочь!»
Если у вас возникнет интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом.
На уроке нас ждут открытия. Какие они будут большие или маленькие? У каждого они будут свои. За работу!
Прочитайте слова: Мастер
Мастерица
Мастерская
Мастерить
Мастерство
- Как назвать, одним словом эту группу слов?
- Почему слово мастерская я выделила?
- А кем будете вы?
- Кого называют мастерами, мастерицами?
- Что мы с вами будем делать?
- Мастерство, какого народа вы видели в музее?
Учитель - В каждом селении имелись мастера, владеющие секретами старинных ремесел, умеющих создавать новые орнаменты.
- Что такое орнамент? (словарь Ожегова)
- Сегодня работаем в группах. Мы попробуем изготовить одежду, которую украсим узорами по мотивам национального орнамента.
Учитель - Существовала издавна традиция украшения тканевых халатов. Декоративно отделывались определенные части: подол, концы рукавов, края левой полы, вокруг ворота. А рукавицы орнаментировались вышивкой, или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обувь украшали по-разному, это и выпуклые амурские завитки, либо рисование красками, или отделывали меховыми мозаичными полосками с узорами.
Цвет в изделиях играл существенную роль. Он должен соответствовать назначению предмета и делать вещь весёлой и радостной.
Какие краски использовали мастера в украшении одежды? (это - цветовые сочетания: белое с красным, белое с чёрным, чёрное с красным).
Какова цветовая гамма этих изделий? (коричневый, фиолетовый, зеленый, желтый).
Учитель - Господствующим мотивом орнамента является парная спираль, напоминающая змея, побеги растений, маска и окраска тигра, совы, оленя, бабочек, рыб, птиц, ящериц. Встречается и геометрический орнамент.
Попробуем сегодня все это переложить на наши модели одежды, используя разные материалы.
- Какие материалы перед вами?
- Какой это материал?
- Назови свойства песка и опилок?
- Каковы приемы работы с опилками и песком?
- Что можете сказать о материале бересте?
- Каковы ее свойства?
- Проведите линию на этом материале. Что вы видите? Сделайте вывод.
- При помощи чего будем скреплять?
- Как наносим клей?
- Какой инструмент нам нужен?
- О чем надо помнить работая с ножницами?
- Составим план работы.
План:
1.Работа по шаблонам.
2. Составить эскиз.
3.Вырезать орнамент.
4.Наложить на модель, обвести.
5.Украсить тем материалом, который мы выбрали.
- У вас на столах план, который поможет организовать вашу деятельность. (план прилагается)
Работаем под девизом: «Одна пчела немного меда принесет»
- Как понимаете?
Теперь, когда наша тема рассмотрена с разных сторон, приступим к практическому ее воплощению.
Практическая работа учеников
Выставка работ.
Итог:
Поднимите руки, кто почувствовал себя мастером?
Что вы делили с удовольствием?
Что вам понравилось?
Что было трудным?
Какие открытия вы для себя сделали?
У вас на столах лежат заготовки. Обсудите, нарисуйте общее настроение своей группы.
Я вижу, что у всех отличное настроение.
Спасибо за урок.