СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии по теме "Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит успешно подготовиться к занятиям по технологии. В ней используется метод фокальных объектов.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии по теме "Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее"»


Технологическая карта урока технологии в 6 классе


Тема урока: Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее


Дата: 05.04.2021г.

Тип урока: урок развития творческих способностей и применения знаний на практике.

Цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся при выработке первоначальных идей. Развитие творческого мышления методом проектов.

ТДЦ: 

Обучающий аспект:

  1. Создать условия для усвоения учащимися отдельных приёмов мыслительной деятельности, их осмысления и применение в практической работе.

  2. Усвоение учащимися приёмов выработки первоначальных дизайн – идей на творческом уровне.

  3. Создать условия для формирования умения ставить цель, делать выводы, слушать и слышать друг друга, анализировать свою деятельность.

Развивающий аспект:

  1. Создать условия для формирования у учащихся пространственного мышления, творческого и критического воображения, познавательного интереса.

  2. Создать условия для развития графических навыков.

Воспитательный аспект:

Создать условия формирования у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, уважение к мнению одноклассников. Сформировать у школьников отношение через выдвижение новых собственных идей.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

МО: исследовательский метод, проблемного изложения, частично – поисковый метод, репродуктивный метод.

Метод придумывания «креативная педагогика» - метод фокальных объектов, эвристическая беседа, упражнения на развитие творческого воображения, обратная мозговая атака, мозговая атака, ассоциация.

Цели учащихся:

Знать:

 1) Приёмы развития творческого мышления.

(нелогические связи, метод фокальных объектов).

2) Понимать важность развития творческого мышления для успешного выполнения проекта.

Уметь: 1) Вырабатывать идеи, зарисовывать их и правильно располагать на дизайн – листах, создавать банк идей.

2) Используя «способы получения информации», проводить исследования.

3) Используя критерии оценки творческих работ, выбирать лучшую идею.

4) Используя «способы отражения информации», изображать итоги исследования на бумаге.

   

Прогнозируемый результат: 

  1. Дизайн – листы: «поиск новых зрительных образов» зад. 1,2;

«Нестандартные варианты использования предметов» зад. 3;

«Обратная мозговая атака» - дизайн анализ изделия зад. 4;

«Метод фокальных объектов» зад. 5;

«Выработка первоначальных идей» зад. 6;

«Исследование мнения людей» зад. 7.

2) Банк дизайн – идей для выполнения индивидуального творческого проекта.  

Модель урока.

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.              Организационный момент (2 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на урок

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность и настраиваются на урок

2. Подготовка к основному этапу (10 мин)

а) мотивация и целеполагание (актуализация жизненного опыта) 


Сказка «Зимовье зверей»

Воспринимают сообщения учителя

Вопрос: много ли у нас в жизни возникает проблем? Какие это проблемы?

Какие примеры решения проблем вы можете привести из вашей жизни?

- Мы приступили с вами к выполнению творческого проекта, который так же решает ваши проблемы

Участвуют в эвристической беседе, отвечая на вопросы учителя, и принимают цели урока:

Перечисляют проблемы, существующие дома, с транспортом, в школе и т.д.

Делятся опытом эм. – ценного отношения к жизни. (приводят примеры решения проблем)

Вопрос: что вы понимаете под творческим проектом?

Каким людям под силу решать проблемы?

Ответ: творческий проект – это работа ученика под руководством учителя от идей до результата

Мы сегодня подошли к новому этапу выполнения творческого проекта. Давайте все вместе прочитаем тему урока.

«Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее»

Вывод:

Многие проблемы можно решить, если люди будут обладать творческим мышлением


Прочитав тему урока, зная, что проблему решить легче обладая творческим мышлением. Какие цели вы поставите для себя на уроке?

Ставят цели урока:

1) Научиться вырабатывать идеи;

2) Выбирать лучшие идеи;

3) Развить творческое мышление.

Если есть затруднения, то предлагаю выбрать одну из целей, записанных на доске.


Для того чтобы достичь поставленных целей давайте вспомним некоторые понятия и методы конструирования:

- Что такое идея?

- Как проводят интервью?

- Что мы понимаем под анализом изделия?

Вспоминают или находят в тетради.

Идея – основная, главная мысль;

Интервью – задают вопросы одному, или нескольким людям, по какой – либо теме;

Анализ – это определение положительных и отрицательных качеств изделия


- Какие способы получения информации вы знаете? Какие способы отражения информации вам известны?

Отвечают на вопрос. В случае затруднения ответ ищут в путеводителе.


-На уроках ОБЖ мы изучали различные психические процессы. Информацию о психических процессах (мышление, внимание, воображение, представление) приготовил в своём сообщении учащийся.

Учащийся выступает перед классом с сообщением «Психические процессы человека»


- Какой известный метод проектирования можно применить, чтобы разблокировать творческое мышление? Напоминает нам о нём учащийся.

Метод фокальных объектов.

Сообщение учащегося «Метод фокальных объектов»

3. Основной этап (30 мин)

Усвоение новых приёмов развития творческого мышления

Существует много приёмов разблокирования творческого мышления и с некоторыми из них мы сегодня познакомимся, а также отработаем и известные нам приёмы развития творческих способностей


Закрепление знаний и способов действий

1. «Поиск новых зрительных образов»

Задание 1. 

- Учащимся на выбор предлагается простая геометрическая фигура

«Вспомните предметы, в изображении которых она присутствует»

  Задание 1. выбирая геометрическую фигуру, вспоминают предметы, в которых она присутствует.


- Используются приёмы наглядно – образной рефлексии

- Предлагает показать выполнение

Используются карточки наглядно – образной рефлексии (красное – бедствие, голубое – всё хорошо)

По желанию


Задание 2. На рисунке изображены неопределённые линии. Ваша задача – увидеть за ними предмет, животное, птицу, человека

  Задание 2. выбирают вариант задания ,представляют образы одушевленных или неодушевленных предметов.


- Карточки наглядно – образной рефлексии

- Демонстрация выполненного задания у доски или с места

- Новый приём

2. «Нестандартные варианты использования различных предметов»


-Закрепление

Задние 3. Предложить различные варианты использования привычного предмета

  Задние 3. выбирают вариант


- Используются карточки наглядно – образной рефлексии


- Предлагается демонстрация выполненного задания у доски или с места

Индивидуально демонстрируют по желанию выполнение задания

- Новый приём

3. Дизайн – анализ изделия (обратная мозговая атака)


-Закрепление

Задание 4.

Выбрав любое изделие (по желанию) изготовленное в мастерской определить недостатки и пути их устранения.

 Задание 4. в группах, парах. Один из участников группы, пары представляет результаты работы.


- Используются карточки наглядно – образной рефлексии

- Применение

4. «Метод фокальных объектов»

Задание 5.

Выбранное учащимися проектируемое изделие ставится в центр внимания – фокус. Перенести признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие

 Задание 5. выбирая любые 3 предмета, переносят их признаки на проектируемое изделие (доска разделочная).


- Используются карточки наглядно – образной рефлексии

- Учащимся предлагается зачитать 1), или 2) примера разнообразных вариантов по желанию.

4. Закрепление знаний и умений. Применение новых знаний (20 мин).

Предлагает перейти к следующему этапу проектной деятельности «Выработка первоначальных идей».



Задание 6.

Даётся задание разработать различные варианты «доски разделочной», предоставив свои идеи в форме рисунков.

 Задание 6.

Выдают «фейерверк идей»


- Используются карточки наглядно – образной рефлексии


Задание 7.

Провести исследование мнения людей. Информацию оформить, выбрав любые способы отражения информации на бумаге из путеводителя. 

Для этого предлагается сформулировать вопросы потребителям

Формулируют вопрос и проводят исследования. Оценка людей по критериям.

Обрабатывают информацию, выбрав способ отражения информации на бумаге.


При оценке идей предлагается использовать следующие критерии:


Критерии ∕Идеи

Идея 1.

Идея 2.

Идея 3.


1. Оригинальность формы

2.Красивый внешний вид.

3.Практическая польза





- Используются карточки наглядно – образной рефлексии


Анализирует внимание на том, что без анализа идей объективной оценки быть не может


5. Обобщение и систематизация (10 мин).

Работаем с доской. Предлагает восстановить в памяти стадии проектной деятельности прошлых уроков и мысленно соединить со схемой, составленной по ходу занятия

Учащиеся просматривают дизайн листы двух занятий, восстанавливают деятельность:

1) формулировка проблемы; обоснование проекта.

2) краткая формулировка и задачи.

3) Выработка идей. Оценка и выбор лучшей идеи    

6. Подведение итогов; Рефлексия (5 мин).

Задаёт вопросы:

Какие творческие задания помогли выработке первоначальных идей?

Ответы:

«Поиск зрительных образов»; «Нестандартное использование предметов», дизайн – анализ изделия, метод фокальных объектов.


Как оценивают лучшую идею?

По критериям.


Давайте посмотрим в тетради, выбранные вами цели. Достигли ли вы поставленных целей?

Какие трудности возникли в ходе выполнения заданий? Что вам понравилось на уроке?

Отвечают на предложенные вопросы. Делятся впечатлениями о своём самочувствии.


С каким настроением вы идёте с урока?

Тем, кто не желает высказаться предлагает закончить фразу: «На сегодняшнем уроке мне понравилось…»

Красный – хорошо

Синий – не очень

7. Информация о домашнем задании (3 мин).

По аналогии выбрать первоначальные идеи в соответствии с темой проекта. Провести исследования, оценив идеи, выбрать лучшую. Оформить дизайн папку.


Результативность.


В процессе урока была решена проблема «разблокирования» творческого потенциала учащихся. Подбором заданий были созданы условия для успешного достижения целей урока, поддерживался высокий уровень мотивации и интерес. В 6 классе на протяжении всего урока господствовала атмосфера взаимопонимания и уважения к мнению других (это хорошо было видно во время работы в группе и выступлениях).

Наиболее трудным для детей оказалось выполнение задания 5. с использованием метода «фокальных объектов», где необходимо перенести признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие, но, т.к. на уроке были созданы условия для успеха, с заданиями справились все учащиеся 6 класса.

Задание 1.

На рисунке изображены простые геометрические фигуры – круг, трапеция, треугольник. Они могут присутствовать в изображении самых различных предметов.

Вспомните знакомые предметы, в изображении которых она присутствует. Чем больше комбинаций за отведённое время вы сможете назвать, нарисовать, тем успешнее справитесь с задачей.

Задание 2.

На рисунке изображены неопределённые линии. Ваша задача – увидеть за ними предмет, животное, птицу, человека и т. д.

Задание 3. Предложить различные (нестандартные) варианты использования привычного предмета

Что это такое?

НОЖ

Что это такое?

КАРАНДАШ

Задание 4. Дизайн – анализ изделия (в группах).

Выбрав любое изделие (по желанию), изготовленное в мастерской, ответить на вопросы:

1.Расскажите, о каких требованиях вам говорит название изделия?

2.Какие ошибки вы нашли в конструкции изделия?

3.Как эти ошибки можно исправить?

Задание 5.   Проектируемое изделие ставится в центр внимания – фокус. Используя метод «фокальных объектов» перенесите признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие.

Запиши варианты:

  1. с резьбой, покрыта лаком, основание из стали;

  2. с фасонной деревянной ручкой;

  3. основание твёрдое, прочное

Задание 6. Предложить различные варианты «доски разделочной», представив свои идеи в форме рисунков.

Задание 7. Провести исследование мнения людей. Информацию оформить в форме круговой диаграммы.

Вопрос:

Какой из вариантов изделия «доска разделочная» больше всего соответствует критериям?

Критерии:

1) Оригинальность формы

2) Красивый внешний вид

3) Практическая польза

Ответы учеников.

Вывод: лучший вариант под № 4.



Самоанализ урока

Вашему вниманию был представлен урок «технологии» в 6 классе.

Состав класса 3 человека. На высоком уровне обучаемости

2 человека, на среднем 1 человек. Развитие внимания, мышления и памяти по уровням распределилось приблизительно в таком же соотношении. На данный период темп обучения средний.

По характеру класс спокойный. Между детьми и учителем сложились доброжелательные отношения.

Условия воспитания созданы во всех семьях. Данный урок находится в теме «Творческий проект». Проектная деятельность учащихся нами понимается как вид учебной деятельности, направленный на освоение профессионального опыта проектировщиков (дизайнеров, конструкторов, предпринимателей) и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями в процессе создания субъектно- значимого реального продукта. В качестве мотивов проектной деятельности выступают социальные и личностные потребности в материальных и духовных ценностях. Содержание проектной деятельности составляет проведение исследовательских операций и опытно – экспериментальной работы, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности.

К уроку поставлена общая дидактическая цель (ОДЦ):

«Создать условия для развития творческих способностей учащихся при выработке первоначальных идей. Развитие творческого мышления методом проектов»

Тип урока: «урок развития творческих способностей и применение знаний на практике»

ТДЦ; обучающий аспект:

  1. Создать условия для усвоения учащимися отдельных приёмов мыслительной деятельности, их осмысление и применение в практической работе

  2. (в технологической карте урока)

Чтобы организовать эффективность содержания учебного материала (СУМ), необходимо ответить на вопросы:

1) Над какими понятиями я работала

2) Какие причинно- следственные связи и закономерности были установлены

3) Как учитывались индивидуальные особенности детей.

На протяжении всего урока я работала над понятиями: проблема, идея, способы отражения информации на бумаге (диаграмма, график, схема) метод фокальных объектов, структура проекта, психические процессы (мышление, память, воображение, представление, внимание), критерии.

Формирование понятий шло через определение и выделение существенных признаков. Считаю, что данные понятия были усвоены, т.к. ученики своими словами давали определения. Считаю, что на уроке шла работа по установлению причинно – следственных связей. Доказательством этого служат следующие задания:

- дизайн- анализ изделия

- «метод фокальных объектов» - это задание на синтезсопоставление и выделение общего.

На уроке шла систематизация теоретических знаний, в процессе «восстановления» в памяти стадии проектной деятельности прошлых уроков и мысленного соединения со схемой, составленной по ходу учебного занятия. Анализировались известные факты, выделялось главное, делались выводы.

При выполнении задания 7 на исследование мнений людей и выбор лучшей идеи идёт сравнение по критериям различных вариантов и выбор лучшей идеи. На уроке также велась работа над установлением закономерностей - логических цепочек.

В течение всего урока учитывались индивидуальные особенности детей. Для поддержания внимания сменялось 7 видов работ. В каждом виде работ учащимся предлагался выбор варианта задания, способов получения информации, способов отражения информации на бумаге, выбор целей, выбор различных форм рефлексии (образной, словесной, письменной), ФОПД.

 На уроке прослеживались структурные элементы личностно- ориентированного урока (активизация, мотивация, целеполагание, выбор (задания, ФОПД, рефлексии, цели, партнёров), рефлексию.

Работоспособность поддерживалась за счёт физкультминутки для глаз.

Интерес и заинтересованность – за счёт постоянного одобрения. Был выдержан гигиенический режим, учитывался уровень обучаемости (о чём свидетельствует дифференциация заданий по вариантам). СУМ подбиралось для развития креативных способностей детей.

Таким образом, я считаю, что СУМ эффективно работало для достижения поставленных целей.

Рассмотрим эффективность выбранных форм организации познавательной деятельности для достижения целей:

 При отборе ФОПД пользование таблицей соответствия ФОПД – целям урока

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая

На основе сочетания данных форм я добилась:

  1. Включение каждого учащегося в активную познавательную деятельность.

  2. Выбранные ФОПД, способствовали формированию ЗУН по наиболее короткому пути.

  3. ФОПД подбирались и соответствовали СУМ, целям, МО. Таким образом ФОПД работали эффективно.

При отборе методов обучения МО выбрала в соответствии с целями урока.

На уроке применялся следующий комплект методов:

- репродуктивный;

- объяснительно = иллюстративный;

-частично – поисковый;

- исследовательский;

- метод креативной педагогики (метод продумывания)

- метод проблемного изложения.

Репродуктивный  реализовал себя через:

- наводящие вопросы учащимся; побуждение к актуализации знаний, способов действия;

- задание учащимся на индивидуальное, речевое проговаривание определений.

Объяснительно – иллюстративный метод реализовал себя через:

- интонационное выделение учителем важных моментов;

-инструктаж учащихся (по составленной схеме, образцов выполнения задания, графиков, диаграмм);

- записи логической цепочки, понятий, темы, целей на доске;

- предъявления учащимся переформулированных текстов, заданий, облегчающих   понимание их смысла.

Метод проблемного изложения реализовал себя через:

-  интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса.

Частично- поисковый метод реализовал себя через:

- демонстрацию объекта;

- наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей;

-организацию конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формированию проблемы.

Исследовательский МО реализовал себя через:

- задание учащимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений.

Метод продумывания –это способ создания учениками нового, неизвестного ранее продукта был реализован через:

- замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового результата;

- отыскание свойств объекта в иной среде (метод фокальных объектов);

- изменение какого-то элемента в объекте и описание его новых свойств

Формами реализации методов были: самостоятельная работа, эвристическая беседа, упражнения на развитие творческих способностей, практические работы

Результаты на уроке были промежуточные и конечные. И те, и другие контролировались в соответствии с выбранной системой построения:

- самоконтроль;

- контроль учителя;

- использование обратной связи;

-  цветовые сигналы.

Таким образом СУМ, ФОПД, МО, система контроля, выбранная мною на уроке, эффективно работали по достижению поставленных целей, т.е. планируемая цель совпала с реальными результатами.








Список литературы:

  1. С. И. Мелехина «Проектная деятельность учащихся 8 – 9 классов на уроках технологии», г. Киров 2003 г.

  2. О. Г. Селиванова «Реализация личностно – ориентированного подхода в образовании в условиях муниципальной школы», г. Киров 2001 г.

  3.  В. Д. Симоненко «Технология» - 6 кл. учебник для общеобразовательной школы 2000 г.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!