СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок : "Строение и значение почек человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания о строении мочевыделительной системе человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок : "Строение и значение почек человека"»

Тема урока: «Строение и значение почек».

Тип урока: комбинированный

Общая часть


Цель урока:


сформировать знания о строении мочевыделительной системы; раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме; установить взаимосвязь строения почек с выполняемой ими функцией; воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены.


Планируемые образовательные результаты:


Личностные

Предметные

Формирование:

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

-готовности к самообразованию и самовоспитанию.

-адекватной позитивной самооценки.

-адекватного оценивания своих возможностей в достижении цели.

-интеллектуальных умений.

-понимания относительности мнений и подходов к решению проблем.

-основ коммуникации.

Формирование:

- формировать представление детей строении почек

- расширить знания детей о мочевыделительной системе


Задачи:


Воспитывающая

Развивающая

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

-формирование практических навыков и умений работы с ЭОРами разных типов (информационный, практический, контрольный тип электронного ресурса).

-развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Мочевыделительная система

Мочеточники

Локализация

Вид используемых на уроке средств ИКТ

таблицы: «Органы выделения человека», «Вред алкоголя»; фильм «Строение и работа почек»; модели почки, ЭОР, индивидуальные карточки

Организационная структура мероприятия


Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке цели урока.

Форма работы: групповая.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Добрый день. Желаю вам хорошего настроения на уроке.



Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний по организации класса птиц.

Форма работы: работа в малых группах


А) двое учащихся работают у доски

В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю

Проверка работ, учащихся у доски:

Вопросы первому ученику: Какое значение, имеет обмен веществ. Где происходят обменные процессы (в клетке), существует ли взаимосвязь между анаболизмом и катаболизмом, какая? (эти процессы неразрывны и протекают в клетке одновременно, энергия полученная при катаболизме расходуется при анаболизме).

Вопросы второму ученику (при затруднении помогает класс) – как преобразуется пищевой комок? Что происходит с конечными продуктами? (питательные вещества организм использует, часть веществ удаляется из организма.)

Каким образом происходит доставка нужных веществ, клеткам и как осуществляется удаление вредных веществ из организма? Какие органы принимают участие в процессах выделения? ( Кишечник, легкие, почки, кожа)

С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня, но прежде чем ответить на вопрос, давайте проанализируем таблицу.(Приложение)

Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.


(Первый учащийся составляет схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради на прошедшем уроке. Второй учащийся составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).


Этап 3. Физкультминутка

Цель: повысить умственную работоспособность детей


Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Учащиеся слушают и делают упражнения




4 этап. Основная часть. активизировать и систематизировать знания учащихся


Ребята посмотрите на данные таблицы, и сформулируйте определение понятию «Выделение». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ).

Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис. на странице …, составьте схему мочевыделительной системы. (почки – мочеточники - мочевой пузырь – мочеиспускательный канал)

Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на модели. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради). Просмотр видеофрагмента

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008a3-1000-4ddd-e811-3100475d60aa/index.htm

Главным органом выделительной системы являются почки: Это парный бобовидный орган.

У человека почки расположены в поясничной области по бокам от двух последних грудных и двух первых поясничных позвонков. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.

В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку. Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Морфо - функциональной единицей почки является нефрон — специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования. В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.

Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы Шумлянского-Боумена и системы канальцев, переходящих один в другой.


Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона.(Приложение)

Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи. (на картинках с обратной стороны приклеен 2х-сторонний скотч)

Один ученик выполняет задание у доски с помощью ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b7c6897-a74c-4d02-94be-fbf4bb96692e/%5BBIO8_07-39%5D_%5BIM_04%5D.swf

Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).

Процесс образования мочи и удаления ее из организма называется диурезом.

Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

Диурез протекает в две стадии (фазы). (Изображают в виде кластера)

1. Фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Это происходит за счет значительной разницы давления в клубочке (70 мм рт. ст.) и в полости капсулы (30 мм рт. ст.).

Такое высокое давление в капиллярах обеспечивается:

  • медленным током крови

  • высоким давлением крови в приносящей артериоле (почечная артерия отходит от аорты, где кровь находится под наивысшим давлением).

  • разностью давления в приносящей и выносящей артериолах


Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой. По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.

2. Реабсорбция – происходит при продвижении первичной мочи через извитые канальца, которые плотно оплетены капиллярами.

Реабсорбция протекает: а) пассивно – по принципу диффузии и осмоса;

б) активно – благодаря деятельности эпителия почечных канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии. При реабсорбции первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек).

Кроме реабсорбции в канальцах происходит выделение в их просвет вредных веществ, попавших в организм и в кровяное русло из внешней среды (красители, антибиотики, сульфаниламиды и др.). Если эти вещества не профильтровались в капсулы, то они удаляются из крови через капиллярную сеть, оплетающую извитой каналец. Желтый цвет мочи зависит от пигмента урохрома – продукта расщепления гемоглобина.

Задание:1 Заполните таблицу.


Органы выделения

Особенности строения

Функции

I. почки



II. мочеточники



III мочевой пузырь



IV. мочеиспускательный канал



Задание:2 Пользуясь таблицей №2 ответьте на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?







































http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b7c6897-a74c-4d02-94be-fbf4bb96692e/%5BBIO8_07-39%5D_%5BIM_04%5D.swf













































Таблица №2 Различие первичной и вторичной мочи

Характер мочи

Количество в сутки

Состав

Должно отсутствовать

Первичная

150-170 л

Вода, минеральные соли, витамины, гормоны, аминокислоты, мочевина.

Клеток крови, белка.

Вторичная

1,2-1,5л

Вода, мочевина, лекарственные вещества, аммиак, глюкоза – до 0,11%, сульфиты.

Клеток крови, белка, сахара более 0,2 %



Этап 5. закрепление.

Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: индивидуальная


Фронтальный опрос по теме.





Этап 6. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка собственной деятельности на мероприятие.

Форма работы: групповая.


Анализ полноты достижения поставленной цели и правильность выбора методов ее достижения (цель обучения - способы достижения цели - результат). Происходит обсуждение деятельности группы на уроке (чего удалось достичь, какие сложности возникали, причины их возникновения, что необходимо предпринять в следующий раз для предотвращения сложностей и т.д.) и самоанализ деятельности учащихся (наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока, что получилось хорошо, что не получилось или получилось с трудом).

Построение теории об использовании полученных знаний в жизни.


Оценивают степень достижения цели, поставленной в начале урока.

Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока.


Этап 7. Итог

Сравнительный анализ и выделение наиболее важной информации, полученной на уроке (чем пополнили багаж знаний).



Оценивают степень достижения цели, поставленной в начале урока.


Этап 8. Домашнее задание.

Цель: закрепление и углубление знаний по теме размножение организмов

Форма работы: индивидуальная.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!