Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными местами.
Цели: 1) организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями СПП с придаточными обстоятельственными со значением места, совершенствовать пунктуационный навык и навык синтаксического разбора; учить отличать придаточные места от других видов придаточных видов;
2) воспитание личностно ценностного отношения к предмету, любви к родному языку, нравственных качеств.
3) развитие аналитического мышления, речевой культуры учащихся, умение общаться, навыки самостоятельной работы.
Оборудование: компьютер, схемы, карточки, таблицы.
Ход урока:
Организационный момент.
Чтение эпиграфа
Эпиграф: Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка-_это лишать себя знаний.
К.Д. Ушинский
- Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла в эпиграфом?
2) Запись даты в тетрадь.
3 Словарная работа.
Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.
- Каково лексическое значение данного слова?
- Что такое канонады?
Канонада
Частая и мощная стрельба из многочисленных орудий.
- Составьте словосочетание, определите способы связи слов в них.
Мощная канонада, слышалась канонада.
4. Актуализация знаний учащихся.
- Итак, на протяжении нескольких уроков мы работаем по теме…
1) Заполните схему и составьте устный ответ. ( поменяйтесь и проверьте)
2) Фронтальный опрос.
- Какие придаточные обстоятельственные изучили?
- В чём особенности придаточных обстоятельств. со значением образа действия?
- на какие вопросы отвечают придаточные степени?
-Как различать однозначные и многозначные придаточные степени и образы действия?
-В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются СПП с придаточной степени, имеющими добав. знач. сравн.?
( в художественном стиле для создания ярких образов)
5. Проверка д/з.
Упр. 130 (выборочно)
6. Подготовка к изучению нового материала.
- Что является 1 условием для определения вида причастия ?
- Прочитайте причастие, найдите обстоятельство, определите его значение.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
- Найдите обстоятельство, определите значение( устно).
- Какой вид придаточных предложений будем изучать? ( тему записать)
7. Сообщение темы урока. Целеполагание.
Цели:
- Итак выявить особенности СПП с придаточными местами, учиться распознавать их, отличать от других видов придаточны, совершенствовать пунктуационные навыки, навыки синтаксического разбора.
1) Работа с учебником, стр.63, упр.134. Сравнительный анализ предложений.
2) Заполнение таблицы.
А) присоед.;
Б)относит.;
В) вопрсит.;
Г) мест.
8. Закрепление изученного.
Упр. 135
Записать, определите вид придаточного, расставить знаки препинания.
– Каково место придаточного по отношению к главному?
Разбор предложений. Схематический диктант.
Определите вид придаточного предложения, составьте схему.( у доски)
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. ( Л.Н. Толстой)
– Как понимаете смысл предложения?
Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок. ( А.С. Пушкин)
Конструирование предложений.
- Перестройте ПП в СПП с придаточным места.
4) Задание на карточке.
Задание 1
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, определите виды придаточных предложений.
Мне хотелось уйти туда где спокойно можно было предаться своим мыслям.
Куда иголка туда и нитка.
Задание 2
Дополните главные предложения придаточными с с. сл. где, определите вид придаточного.
Мы не знали…
Автобус остановился у той остановки…
Они условились встретиться там…
Задание 3. Опишите с помощью СПП с придаточными местами географическое положение свой деревни ( посёлка). Сочинение-миниатюра.
5)Проверка.
7. Итог.
8. Д/з: п. 12, упр. 135 (4-10) или упр. 138
9. Рефлексия.
Какую цель я ставил перед собой?
Достиг ли я поставленной цели?
Что я для этого делал?
Эти знания я могу применить…
Оценивание.