СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с технологией критического мышления

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю объяснить тему урока, а ребятам с лёгкостью её понять.

Просмотр содержимого документа
«Урок с технологией критического мышления»

Тема: «Ветер» 6класс


Технология: критического мышления


Цели:

  1. образовательные:

формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения;

ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;

2) развивающие:

развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

3) воспитательные:

обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

обучение рефлексии учебной деятельности.


Оборудование:

флюгер;

анемометр;

слайды;

раздаточный материал;

учебник «Начальный курс географии» 6 кл.



Ход урока


  1. Организационный момент


Методические рекомендации

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.


А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.


Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.

II. Стадия вызова


Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?


Классу демонстрируется слайд с прогнозом погоды на предстоящие дни, на котором изображены температура и атмосферное явление.

Вопросы классу:

Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

Какого явления не достает?

Ветер – это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.


Заполнение таблицы.


Лист №1

знаю

хочу узнать

узнал

- движение


- сила


- скорость


- направление





Задание:


Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.


Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах.


Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно

Данный методический прием технологии критического мышления возрастных особенностей учащихся. Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу.

Несколько учащихся называют что они вписали.

Вписанные вопросы и будут планом урока.

Задание классу:


На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

Выявить причины возникновения ветра.

Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.

Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.



Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом.

III. Стадия осмысления


Тема нашего урока: «Ветер». Попытаемся сформулировать определение ветра.


Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.


Выделим ключевое слово и признаки.


Вопросы классу:


Какие причины могут вызвать это движение?

Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия.

Опираясь на жизненный опыт, слайды, учащиеся делают вывод:


- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);


- над сушей и морем разная температура;


- разное давление;


- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).


Рассмотрели образование ветра днем.


Задание классу:


Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?


Формируем понятие бриз (дневной, ночной).


Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?


Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.

Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору.

Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.

Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером.

В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.


Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:

«О какой характеристике ветра идет речь?».


Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.


А.С. Пушкин


Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может.


С.Я.Маршак


- Сила, скорость ветра.

Применение отрывков из литературных произведений – активное средство для развития мышления учащихся.

Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя форзац учебника.


Формулировка вывода.


Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.


Знакомство с флюгером и анемометром.


Нанесение на графическую опору, характеристик ветра, видов ветра.








На листе №3 представлены результаты наблюдений за направлением ветра в г. Ногинске (январь 2009 г.).


По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).


Работа с розой ветров.

Какой вывод можно сделать по графическому изображению?

Для каких целей нужно знать розу ветров?

На данном этапе урока продолжилось формирование технологической компетентности. Дети с графиками не знакомы (на этом уроке получают только первоначальное представление), поэтому работа была организована по инструкциям.

Задание по слайду: на определение правильности размещения жилых кварталов.

Прием мультимедийной презентации позволил сэкономить время.

Говоря об использовании силы, скорости ветра, учащиеся подходят к выводу, что


ветер может быть разрушителем и созидателем.


IV. Стадия рефлексия.


1. В листе №1 заполняется третья колонка (узнал).

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.

1.Восстановление перепутанной логической цепочки.



Правильный ответ: 2 – 1 – 4 – 3 – 5.

Прием «перепутанная логическая цепочка», целью которого является определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей, использовался на стадии рефлексии.


V. Домашнее задание.


§4


по выбору:

Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

Подготовить сообщение о видах ветра.

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления.

На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!