СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с презентацией по окружающему миру "Семейный бюджет".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся получат  представление о семейном бюджете; будут знать источники доходов семьи, научатся определять первостепенные и второстепенные расходы, понимать сходство и различие государственного и семейного бюджета.

Просмотр содержимого документа
«кроссворд по теме бюджет»

Ф.и.











6






1





4














5







2






























3





















8










7







































































9














































































По горизонтали:

2.Платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

3. Шкуры животных, морские раковины ,раньше заменяли их.

5. Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?

6. Кто принимает государственный бюджет?

7. Кто получает зарплату из бюджета?

9. Как называется прямой способ обмена товарами?

По вертикали:

1. Денежные средства, внесённые в банк на хранение или для получения прибыли.

4. Доходы больше, чем расходы.

6. Как называются деньги, которые поступают в бюджет?

8.Расходы больше, чем доходы.

9. План расходов и доходов.

Просмотр содержимого документа
«kvitanciya»

















Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема урока: Семейный бюджет .

Задачи:

-формировать представления уч-ся о семейном бюджете, доходах и расходах;

-показать уч-ся источники доходов и основные статьи расходов семьи.

Планируемые результаты:

Предметные:

-иметь представления о семейном бюджете;

-знать источники доходов семьи, уметь определять первостепенные и второстепенные расходы;

- понимать сходство и различие государственного и семейного бюджета.

Метапредметные:

-понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

-оценивать достижения на уроке;

-работать в группе: высказывать свою точку зрения, договариваться о выполнении задания;

- моделировать процессы в экономике;

- работать с терминами.

Личностные:

-проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

-проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

-проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Межпредметные связи: математика.

Ресурсы урока : учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение, интерактивная доска.

Оборудование: карточки для работы в группах и парах, картинки с персонажами, интерактивная доска.

Ход урока



I. Организационный момент

Повторение изученного

- Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? ( о государственном бюджете)

- Как вы поняли и запомнили термины прошлого урока , проверим решая кроссворд. Работать будем в парах, помогая друг другу. Откройте ноутбуки , найдите документ «кроссворд бюджет» , приступайте к работе. Если будут вопросы, оставьте, потом ответим все вместе.

Проверка

Какие вопросы остались без ответа?(Помощь класса)

Введение в тему.

-Как вы думаете, а бюджет может быть только у государства?

А семья может иметь собственный бюджет?

О каком бюджете мы будем сегодня говорить? ( о семейном бюджете)

2. Работа над новой темой.

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов)

Что такое семья? Это тоже свое маленькое государство.

- На уроке мы должны разобраться из чего состоят доходы и расходы в семейном бюджете.

Для этого послушайте, что же произошло в одной сказочной семье.

Муха, Муха-Цокотуха.

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

О какой сказочной семье пойдёт речь?

Вечером собралась дома вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались мальчишки-мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы.

Мальчишки-мушата громко спорили о том, что у соседского жучка появился новый самокат., и им тоже он срочно нужен!

Так,- сказал отец.- Сейчас разберёмся. Только сидите тихо. Ты наш будущий учёный, сказал отец старшему сыну , студенту Жужику, неси калькулятор, посчитаем.

Папа взял кусок высушенного лопуха и написал «Доход».( интер. доска 1 стр.)

-Доход- это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса. Как называется такой доход?( заработная плата) каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 2000 денежек.(пишу на доске)

Мальчики с уважением посмотрели на отца. Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.

-Мы тоже получаем денежки, по зоо каждый. Раз нас двое, то это 600 денежек.

Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка с дедушкой?( раньше они тоже работали и получали заработную плату, а теперь, когда состарились и больше не могут работать, стали получать денежки, которые называют пенсия)

Студент Жужик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.

О каких деньгах говорил студент Жужик? (О стипендии, которую платит институт, за хорошую учебу ,пока студент не выучится)

-Наша малышка тоже получает денежки и называются эти денежки- пособие на ребёнка, 200 денежек - добавила мама -Муха-Цокотуха.

-А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, - сказал отец.

Семья Цокотухиных не сможет подсчитать свой доход без нашей помощи. Проблема в том, что и мы не умеем складывать трёхзначные и четырёхзначные числа! Как же нам быть?

Вспомните правила сложения круглых чисел. Как выдумаете. Сможем ли мы им воспользоваться?

(По цепочке решить выражение: 2000+600+200+200= 3000)

-Ура! Целых 3000 денежек. Можно купить несколько самокатов!- воскликнули мушата.

Как вы думаете, так ли это? Что нужно еще учесть?Расходы!

Тут Муха-Цокотуха взяла листок и написала «Расход».

Как вы думаете, на что мама-муха тратила денежки?( Еда, одежда , коммунальные услуги и т.д.)

-У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить тёплые сапожки и варежки. На это я потрачу ещё 600 денежек.

Бабушка вмешалась:

-Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.

-С понедельника малышка пойдёт в детский сад. Тётя пчела сказала, что платить за садик нужно 100 денежек в месяц,- добавила Муха-Цокотуха.

Папа и студент Жужик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать общественный транспорт. Мама-муха и это записала в листочек. Тут мушата заинтересовались:

-Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино? А ещё бабушка обещала купить книги, альбомы и карандаши. А Малышке на день рождения надо купить куклу. А на следующей неделе бабушка и дедушка собирались сходить в театр. На все - 100 денежек.

Давайте сосчитаем ,сколько семье потребуется денежек на месяц? (на доске).

Сравните доходы и расходы. Сколько денежек останется?

-Ура! Осталось ещё 900 самокатных денежек! –закричали мушата.

-Это совсем не «самокатные» денежки! Это наши накопления, -заявил отец. Накопления- это то, что остаётся от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на всё необходимое.

Как вы думаете, а могут ли эти деньги принести дополнительный доход?( Да, если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты по вкладу.)

- Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)

- А непредвиденные расходы?(болезни, поломка быт. техники, и т.д.)

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений).

- Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)

Физминутка

3. Практическая работа (в парах)

- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг.

Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся и оплачиваем их каждый месяц. Их надо обязательно включить в расходы.

А теперь посмотрите на карточки, где проставлены цены товаров и услуг в сказочных «денежках». На своих листах проставьте цены выбранных вами товаров и услуг.

Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась? (…)

А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц.

- У кого сумма больше этой цифры? (…) (стр. 2 интер. доски)

Что образовалось в вашем бюджете? (дефицит, нехватка средств, денег)

У кого сумма меньше 100 денежек? (…)( профицит, Что бы вы смогли сделать? (отложить сбережения).

А если расходы равны доходам-сбалансированный бюджет.

Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить?

- Где можно сэкономить?

-Я могу посоветовать,- сказала бабушка,- где взять лишние денежки.(стр.3 интер.доски)

Посоветовавшись друг с другом, выберите полезные советы .

- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».

Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: ”Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого.

Поэтому прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ:

– На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:

-срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

- талантливому скрипачу на покупку скрипки;

- врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

- спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. В этом случае заполните квитанцию и положите деньги на тот или иной счёт в банке.

(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)

- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…

Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

4. Итог урока

-Что же такое семейный бюджет? Семейная экономика? (это правильное ведение семейного хозяйства.)

Как вы думаете, знания, которые вы получили сегодня , понадобятся вам? Зачем? Когда?

- Поняли ли вы, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется?Надо ли на них обижаться за это?





5. Домашнее задание:

Поработайте по учебнику стр. 75-78. При помощи родителей, составьте бюджет своей семьи. Занесите в таблицу доходы и расходы. И может быть, вы сможете чем-то помочь своим родителям .

6. Рефлексия: А теперь давайте подведем итог нашей работе на уроке и встаньте те …

 кому было интересно

 кто считает, что знания пригодятся в жизни

 кто хорошо работал

 кому урок понравился

Посмотрите вокруг- время на уроке мы провели не зря! Я рада этому ! Урок окончен!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!