Тема урока: Семейный бюджет .
Задачи:
-формировать представления уч-ся о семейном бюджете, доходах и расходах;
-показать уч-ся источники доходов и основные статьи расходов семьи.
Планируемые результаты:
Предметные:
-иметь представления о семейном бюджете;
-знать источники доходов семьи, уметь определять первостепенные и второстепенные расходы;
- понимать сходство и различие государственного и семейного бюджета.
Метапредметные:
-понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
-оценивать достижения на уроке;
-работать в группе: высказывать свою точку зрения, договариваться о выполнении задания;
- моделировать процессы в экономике;
- работать с терминами.
Личностные:
-проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
-проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
-проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Межпредметные связи: математика.
Ресурсы урока : учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение, интерактивная доска.
Оборудование: карточки для работы в группах и парах, картинки с персонажами, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Повторение изученного
- Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? ( о государственном бюджете)
- Как вы поняли и запомнили термины прошлого урока , проверим решая кроссворд. Работать будем в парах, помогая друг другу. Откройте ноутбуки , найдите документ «кроссворд бюджет» , приступайте к работе. Если будут вопросы, оставьте, потом ответим все вместе.
Проверка
Какие вопросы остались без ответа?(Помощь класса)
Введение в тему.
-Как вы думаете, а бюджет может быть только у государства?
А семья может иметь собственный бюджет?
О каком бюджете мы будем сегодня говорить? ( о семейном бюджете)
2. Работа над новой темой.
- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов)
Что такое семья? Это тоже свое маленькое государство.
- На уроке мы должны разобраться из чего состоят доходы и расходы в семейном бюджете.
Для этого послушайте, что же произошло в одной сказочной семье.
Муха, Муха-Цокотуха.
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
О какой сказочной семье пойдёт речь?
Вечером собралась дома вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались мальчишки-мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы.
Мальчишки-мушата громко спорили о том, что у соседского жучка появился новый самокат., и им тоже он срочно нужен!
Так,- сказал отец.- Сейчас разберёмся. Только сидите тихо. Ты наш будущий учёный, сказал отец старшему сыну , студенту Жужику, неси калькулятор, посчитаем.
Папа взял кусок высушенного лопуха и написал «Доход».( интер. доска 1 стр.)
-Доход- это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса. Как называется такой доход?( заработная плата) каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 2000 денежек.(пишу на доске)
Мальчики с уважением посмотрели на отца. Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.
-Мы тоже получаем денежки, по зоо каждый. Раз нас двое, то это 600 денежек.
Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка с дедушкой?( раньше они тоже работали и получали заработную плату, а теперь, когда состарились и больше не могут работать, стали получать денежки, которые называют пенсия)
Студент Жужик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.
О каких деньгах говорил студент Жужик? (О стипендии, которую платит институт, за хорошую учебу ,пока студент не выучится)
-Наша малышка тоже получает денежки и называются эти денежки- пособие на ребёнка, 200 денежек - добавила мама -Муха-Цокотуха.
-А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, - сказал отец.
Семья Цокотухиных не сможет подсчитать свой доход без нашей помощи. Проблема в том, что и мы не умеем складывать трёхзначные и четырёхзначные числа! Как же нам быть?
Вспомните правила сложения круглых чисел. Как выдумаете. Сможем ли мы им воспользоваться?
(По цепочке решить выражение: 2000+600+200+200= 3000)
-Ура! Целых 3000 денежек. Можно купить несколько самокатов!- воскликнули мушата.
Как вы думаете, так ли это? Что нужно еще учесть?Расходы!
Тут Муха-Цокотуха взяла листок и написала «Расход».
Как вы думаете, на что мама-муха тратила денежки?( Еда, одежда , коммунальные услуги и т.д.)
-У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить тёплые сапожки и варежки. На это я потрачу ещё 600 денежек.
Бабушка вмешалась:
-Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.
-С понедельника малышка пойдёт в детский сад. Тётя пчела сказала, что платить за садик нужно 100 денежек в месяц,- добавила Муха-Цокотуха.
Папа и студент Жужик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать общественный транспорт. Мама-муха и это записала в листочек. Тут мушата заинтересовались:
-Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино? А ещё бабушка обещала купить книги, альбомы и карандаши. А Малышке на день рождения надо купить куклу. А на следующей неделе бабушка и дедушка собирались сходить в театр. На все - 100 денежек.
Давайте сосчитаем ,сколько семье потребуется денежек на месяц? (на доске).
Сравните доходы и расходы. Сколько денежек останется?
-Ура! Осталось ещё 900 самокатных денежек! –закричали мушата.
-Это совсем не «самокатные» денежки! Это наши накопления, -заявил отец. Накопления- это то, что остаётся от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на всё необходимое.
Как вы думаете, а могут ли эти деньги принести дополнительный доход?( Да, если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты по вкладу.)
- Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)
- А непредвиденные расходы?(болезни, поломка быт. техники, и т.д.)
- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений).
- Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)
Физминутка
3. Практическая работа (в парах)
- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг.
Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся и оплачиваем их каждый месяц. Их надо обязательно включить в расходы.
А теперь посмотрите на карточки, где проставлены цены товаров и услуг в сказочных «денежках». На своих листах проставьте цены выбранных вами товаров и услуг.
Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась? (…)
А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц.
- У кого сумма больше этой цифры? (…) (стр. 2 интер. доски)
Что образовалось в вашем бюджете? (дефицит, нехватка средств, денег)
У кого сумма меньше 100 денежек? (…)( профицит, Что бы вы смогли сделать? (отложить сбережения).
А если расходы равны доходам-сбалансированный бюджет.
Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить?
- Где можно сэкономить?
-Я могу посоветовать,- сказала бабушка,- где взять лишние денежки.(стр.3 интер.доски)
Посоветовавшись друг с другом, выберите полезные советы .
- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».
Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: ”Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого.
Поэтому прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.
- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ:
– На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:
-срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
- талантливому скрипачу на покупку скрипки;
- врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
- спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. В этом случае заполните квитанцию и положите деньги на тот или иной счёт в банке.
(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)
- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…
Больше работаешь – лучше живёшь,
Лучше живёшь – больше людям даёшь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
4. Итог урока
-Что же такое семейный бюджет? Семейная экономика? (это правильное ведение семейного хозяйства.)
Как вы думаете, знания, которые вы получили сегодня , понадобятся вам? Зачем? Когда?
- Поняли ли вы, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется?Надо ли на них обижаться за это?
5. Домашнее задание:
Поработайте по учебнику стр. 75-78. При помощи родителей, составьте бюджет своей семьи. Занесите в таблицу доходы и расходы. И может быть, вы сможете чем-то помочь своим родителям .
6. Рефлексия: А теперь давайте подведем итог нашей работе на уроке и встаньте те …
кому было интересно
кто считает, что знания пригодятся в жизни
кто хорошо работал
кому урок понравился
Посмотрите вокруг- время на уроке мы провели не зря! Я рада этому ! Урок окончен!