Конспект урока по окружающему миру.
Составила : Фатхутдинова Наиля Талгатовна
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока «Семейный бюджет»
Комбинированный урок
Используемый УМК: «Школа России»
Учебный предмет (дисциплина): Окружающий мир
Цель урока:
1.Ознакомить с понятием «семейный бюджет»
2.Формирование финансовой грамотности, осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научаться объяснять, что такое семейный бюджет, изчего складывается, как ведется хозяйство семьи.повысить качество усвоения через игру.
Метапредметные: учить строить прогнозы и аргументировать их, определять учебные задачи урока, используя опорные слова; обобщать полученную информацию и осознавать, где можно ее применить.
Личностные: формировать умения коллективно обсуждать рациональность затрат и принимать разумное решение; воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассника, прививать культуру экономики, ответственности к рациональному использованию доходов семьи.
Коммуникативные: формировать умения и организацию навыков работы в группе; работать над приобретением навыков самоконтроля.
Регулятивные: формировать умения построения логической цепи рассуждения.
Межпредметные связи: математика
Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, учебник 3 класс Часть 2 Окружающий мир А.А. Плешаков.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- на карточках написаны вопросы, вы выбираете вопрос, читаете и отвечаете.
Вопросы.
Что такое деньги?
Что такое цена товара?
Что такое купля-продажа?
Что такое бартер?
Что такое государственный бюджет?
Как называются деньги, которые в него поступают?
Как называются деньги, которые тратят?
Как называются платежи. Которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства?
Самоопределение к деятельности.
- Мы говорили о государственном бюджете. А как вы думаете, может ли быть другой бюджет?
- Сегодня на уроке будем говорить о семейном бюджете. И работаем в группах.У вас на парте два листа. Прочитайте , что там написано. (государственный бюджет, семейный бюджет)
- Работаем в группе. Выберите писаря, запишите на листе «Государственный бюджет» из чего он складывается?(дается время) слайд 2
- По очереди читаем ответы, не повторяемся, что прочитали можно зачеркнуть.
– А как вы думаете, может ли быть другой бюджет, кроме государственного? ( бюджет завода, фирмы, есть бюджет района,)
-Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?
-А почему вы так думаете? Из чего складывается семейный бюджет? (В каждой семье есть доходы и расходы)слайд 3
- Сейчас мы встретимся с нашими любимыми героями мультфильма «Зима в Прпостоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком?
(Видеофрагмент) слад 4
- Почему же Матроскин поссорился с Шариком. (истратил деньги на ненужный товар)
- А как вы думаете, почему он это сделал? (не знал, как распределить правильно деньги)
Сегодня мы с вами тоже поучимся распределять семейный бюджет, чтобы не оказаться на месте Шарика.
Как вы думаете, Матроскин был жадный или экономный? Ответить на этот вам поможет карточка розового цвета.
Карточка подсказка.
Дефицит- превышение расходов бюджете над доходами
Экономия – бережливое ведение хозяйства
Жадный- стремящийся получить поболше, но не желающий делиться, тем . что
Экономный- бережливо расходующий что-либо.
IV."Открытие" нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.
Вспомним деньги, заработанные членами семьи за месяц, как называются? (доход)
Слайд 5
Скажите, кто может приносить деньги в нашу семью? Как часто?
Откройте учебники на стр.77, прочитайте текст.
Обсудите в своих группах, кто может приносить деньги в нашу семью.
(зарплата, пенсия, стипендия, пособие по уходу за ребенком, прибыль, гонорар, проценты)
И так, какие же доходы поступят в вашу семью?
( заработная плата родителей, пенсии, стипендия, пособие, гонорар, прибыль, проценты)
Физминутка
- Значит деньги , как называются деньги за месяц? (Доход) А которые расходуются? (расход).
-Возьмите зеленые карточки. Покажите стрелками доходы и расходы семьи. Работаем в группах.
- Проверим из чего складываются доходы?Слайд 6
-Послушайте ситуацию.
- Однажды в одной семье брат с сестрой пришли к родителям и попросили новый велосипед и новую куклу.
- Как вы думаете, что ответили им родители? (ответы де Как вы думаете, что ответили им родители? (ответы детей)
- Что сначала нужно сделать , чтобы узнать смогут ли родители сделать эти покупки.(Посчитать доходы и расходы семьи) Слайд 7
- Возьмите карточки желтого цвета, на которых записаны товары и услуги, которые надо оплатить вашей семье на 1 месяц. Выберите нужное и рядом галочки. ( дети проставляют галочки)
- Запишите источники доходов вашей семьи в первую графу. (дети записывают)Слайд 8
Доходы | Товар или услуга | Расходы |
| Лекарства | |
| Продукты | |
| Одежда | |
| Обувь | |
| Бытовая химия | |
| Транспор | |
| Велосипед | |
| Книги | |
| Компьютер | |
| Игрушки | |
| Платежи и налоги | |
| Диски с мультфильмами | |
| Посещение цирка | |
| Туристическая поездка, отпуск | |
| Поход в кино | |
| Мороженное, конфеты | |
| Фрукты | |
Всего: | Всего: | |
- А теперь возьмите карточки белого цвета, проставьте суммы рядом с галочками в карточках желтого цвета, выбранных товаров и услуг , подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась?
Товар или услуга | Цена. |
Лекарства | 2 |
Продукты | 50 |
Одежда | 10 |
Обувь | 5 |
Бытовая химия | 1 |
Транспорт | 1 |
Велосипед | 20 |
Книги | 1 |
Компьютер | 40 |
Игрушки | 1 |
Платежи за квартиру | 20 |
Диски с мультфильмами | 3 |
Посещение цирка, театра | 5 |
Туристическая поездка, отпуск | 80 |
Поход в кино | 2 |
Мороженное, конфеты | 5 |
Фрукты | 1 |
- А теперь посчитайте, какая сумма расходов у вас получилась? Запишите в нижней строчке расходов.
- У вас бюджет будет всего 100 условных единиц , 1 единица – 1 условный рубль.
Запишите в нижней строке доходов.
- У кого сумма расходов больше этой суммы?
У кого сумма расходов меньше?Слайд 9
И так если:
Доходы
Доходы Расходы (останутся лишние, что с ними можно сделать? Отложить) (Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета?
Значение этих слов вы найдете в в «Карточке подсказке»
- Какой вариант бюджета лучший для семьи?
-Если это экономия, что можно сделать в этом случае? (отложить сбережения)
- Если это дефицит? ( нужно на чем-то сэкономить)
Вывод: чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
– И так, что мы сейчас составили?
(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)
–План доходов и расходов т.е. семейный бюджет должен быть в каждой семье.
– А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство.)
– А теперь вы можете сказать, в каком случае родители смогут купить детям подарки? (когда у родителей Д. больше Р)
- У нас сегодня уже появился небольшой опыт составления бюджета, а скажите ребята, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?
Ученики.(выигрыш в лотерее, премия на работе, подарок на день рождение) Слайд 10
Учитель.- а непредвиденные расходы?
Ученики. (поломка бытовой техники, машины, тяжелая болезнь и т. Д ) Слайд 11
- Могут ли в этих случаях пригодиться сэкономленные средства?
- А сейчас вы поработаете в своей семье и выберете из предложенных вариантов верные утверждения – советы по экономии семейного бюджета.
Я читаю советы, если вы согласны то хлопаете, если нет то топаете
Совет.
Планируй семейный бюджет исходя
из доходов.
экономить электроэнергию.
Просите у родителей новую игрушку
к каждому празднику.
Бережно относиться к своим вещам.
Чаще пользоваться услугами такси.
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону.
Напоминать родителям о своевременной уплате за налоги и коммунальные услуги.
-Какие же советы вы можете дать по экономии семейного бюджета.
–Замечательные ваши советы , надо помнить, что доходы семейного бюджета должны быть больше расходов.
V. Итог урока
- Что такое семейный бюджет? Слайд 12
- Для чего же нужен семейный бюджет?
Ученики. Для того чтобы вести правильно домашнее хозяйство.
- У меня тоже есть семья, дайте мне совет. Как мне сэкономить деньги, чтобы купить новый компьютер?
-Пригодится ли вам это в жизни? (Ученики. Мы станем взрослыми и должны уметь экономно расходовать свои доходы и сейчас, чтобы знать, как мы можем принять участие в доходах и расходах своей семьи. Для того чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)
Вывод: А, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужно планировать семейный бюджет так, чтобы расходы не превышали доходы.
VI. Рефлексия Слайд 13
Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите смайликов и дорисуйте их в соответствии
(Доволен своей работой на уроке, всё понятно; работал неплохо, но есть вопросы; мне было трудно, надо работать ещё)
Зажмите руку в кулак и …
Кому было интересно – разогните мизинец,
Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,
Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)
Кто помогал работать другим – указательный,
Кому понравился урок – большой.
- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.
VIII. Домашнее задание
Составить с родителями план семейного бюджета на месяц.