СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекти презентация урока "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по окружающему миру в рамках реализации финансовой грамотности

Просмотр содержимого документа
«Конспекти презентация урока "Семейный бюджет"»

Конспект урока по окружающему миру.

Составила : Фатхутдинова Наиля Талгатовна

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока «Семейный бюджет»

Комбинированный урок

Используемый УМК: «Школа России»

Учебный предмет (дисциплина): Окружающий мир

Цель урока:

1.Ознакомить с понятием «семейный бюджет»

2.Формирование финансовой грамотности, осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: учащиеся научаться объяснять, что такое семейный бюджет, изчего складывается, как ведется хозяйство семьи.повысить качество усвоения через игру.

  2. Метапредметные: учить строить прогнозы и аргументировать их, определять учебные задачи урока, используя опорные слова; обобщать полученную информацию и осознавать, где можно ее применить.

  3. Личностные: формировать умения коллективно обсуждать рациональность затрат и принимать разумное решение; воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассника, прививать культуру экономики, ответственности к рациональному использованию доходов семьи.

  4. Коммуникативные: формировать умения и организацию навыков работы в группе; работать над приобретением навыков самоконтроля.

  5. Регулятивные: формировать умения построения логической цепи рассуждения.





Межпредметные связи: математика

Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, учебник 3 класс Часть 2 Окружающий мир А.А. Плешаков.

























Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

- на карточках написаны вопросы, вы выбираете вопрос, читаете и отвечаете.

Вопросы.

  1. Что такое деньги?

  2. Что такое цена товара?

  3. Что такое купля-продажа?

  4. Что такое бартер?

  5. Что такое государственный бюджет?

  6. Как называются деньги, которые в него поступают?

  7. Как называются деньги, которые тратят?

  8. Как называются платежи. Которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства?



  1. Самоопределение к деятельности.

- Мы говорили о государственном бюджете. А как вы думаете, может ли быть другой бюджет?

- Сегодня на уроке будем говорить о семейном бюджете. И работаем в группах.У вас на парте два листа. Прочитайте , что там написано. (государственный бюджет, семейный бюджет)

- Работаем в группе. Выберите писаря, запишите на листе «Государственный бюджет» из чего он складывается?(дается время) слайд 2

- По очереди читаем ответы, не повторяемся, что прочитали можно зачеркнуть.

– А как вы думаете, может ли быть другой бюджет, кроме государственного? ( бюджет завода, фирмы, есть бюджет района,)

-Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?

-А почему вы так думаете? Из чего складывается семейный бюджет? (В каждой семье есть доходы и расходы)слайд 3

- Сейчас мы встретимся с нашими любимыми героями мультфильма «Зима в Прпостоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком?

(Видеофрагмент) слад 4

- Почему же Матроскин поссорился с Шариком. (истратил деньги на ненужный товар)

- А как вы думаете, почему он это сделал? (не знал, как распределить правильно деньги)

  • Сегодня мы с вами тоже поучимся распределять семейный бюджет, чтобы не оказаться на месте Шарика.

  • Как вы думаете, Матроскин был жадный или экономный? Ответить на этот вам поможет карточка розового цвета.


Карточка подсказка.



  • Дефицит- превышение расходов бюджете над доходами

  • Экономия – бережливое ведение хозяйства

  • Жадный- стремящийся получить поболше, но не желающий делиться, тем . что

  • Экономный- бережливо расходующий что-либо.


IV."Открытие" нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.


  • Вспомним деньги, заработанные членами семьи за месяц, как называются? (доход)

Слайд 5

  • Скажите, кто может приносить деньги в нашу семью? Как часто?

  • Откройте учебники на стр.77, прочитайте текст.

  • Обсудите в своих группах, кто может приносить деньги в нашу семью.

  • (зарплата, пенсия, стипендия, пособие по уходу за ребенком, прибыль, гонорар, проценты)

  • И так, какие же доходы поступят в вашу семью?

( заработная плата родителей, пенсии, стипендия, пособие, гонорар, прибыль, проценты)

Физминутка

- Значит деньги , как называются деньги за месяц? (Доход) А которые расходуются? (расход).

-Возьмите зеленые карточки. Покажите стрелками доходы и расходы семьи. Работаем в группах.

- Проверим из чего складываются доходы?Слайд 6

-Послушайте ситуацию.

- Однажды в одной семье брат с сестрой пришли к родителям и попросили новый велосипед и новую куклу.

- Как вы думаете, что ответили им родители? (ответы де Как вы думаете, что ответили им родители? (ответы детей)

- Что сначала нужно сделать , чтобы узнать смогут ли родители сделать эти покупки.(Посчитать доходы и расходы семьи) Слайд 7

- Возьмите карточки желтого цвета, на которых записаны товары и услуги, которые надо оплатить вашей семье на 1 месяц. Выберите нужное и рядом галочки. ( дети проставляют галочки)

- Запишите источники доходов вашей семьи в первую графу. (дети записывают)Слайд 8


Доходы

Товар или услуга

Расходы


Лекарства



Продукты



Одежда



Обувь



Бытовая химия



Транспор



Велосипед



Книги



Компьютер



Игрушки



Платежи и налоги



Диски с мультфильмами



Посещение цирка



Туристическая поездка, отпуск



Поход в кино



Мороженное, конфеты



Фрукты


Всего:

Всего:


- А теперь возьмите карточки белого цвета, проставьте суммы рядом с галочками в карточках желтого цвета, выбранных товаров и услуг , подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась?


Товар или услуга

Цена.

Лекарства

2

Продукты

50

Одежда

10

Обувь

5

Бытовая химия

1

Транспорт

1

Велосипед

20

Книги

1

Компьютер

40

Игрушки

1

Платежи за квартиру

20

Диски с мультфильмами

3

Посещение цирка, театра

5

Туристическая поездка, отпуск

80

Поход в кино

2

Мороженное, конфеты

5

Фрукты

1

- А теперь посчитайте, какая сумма расходов у вас получилась? Запишите в нижней строчке расходов.

- У вас бюджет будет всего 100 условных единиц , 1 единица – 1 условный рубль.

Запишите в нижней строке доходов.

- У кого сумма расходов больше этой суммы?

У кого сумма расходов меньше?Слайд 9

И так если:

Доходы

Доходы Расходы (останутся лишние, что с ними можно сделать? Отложить) (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета?

Значение этих слов вы найдете в в «Карточке подсказке»

- Какой вариант бюджета лучший для семьи?

-Если это экономия, что можно сделать в этом случае? (отложить сбережения)

- Если это дефицит? ( нужно на чем-то сэкономить)

Вывод: чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

И так, что мы сейчас составили?

(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

План доходов и расходов т.е. семейный бюджет должен быть в каждой семье.

А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство.)

– А теперь вы можете сказать, в каком случае родители смогут купить детям подарки? (когда у родителей Д. больше Р)

- У нас сегодня уже появился небольшой опыт составления бюджета, а скажите ребята, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?


Ученики.(выигрыш в лотерее, премия на работе, подарок на день рождение) Слайд 10

Учитель.- а непредвиденные расходы?

Ученики. (поломка бытовой техники, машины, тяжелая болезнь и т. Д ) Слайд 11


- Могут ли в этих случаях пригодиться сэкономленные средства?

- А сейчас вы поработаете в своей семье и выберете из предложенных вариантов верные утверждения – советы по экономии семейного бюджета.

Я читаю советы, если вы согласны то хлопаете, если нет то топаете

Совет.

  1. Планируй семейный бюджет исходя

из доходов.

  1. экономить электроэнергию.

  2. Просите у родителей новую игрушку

к каждому празднику.

  1. Бережно относиться к своим вещам.

  2. Чаще пользоваться услугами такси.

  3. Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону.

  4. Напоминать родителям о своевременной уплате за налоги и коммунальные услуги.

-Какие же советы вы можете дать по экономии семейного бюджета.

–Замечательные ваши советы , надо помнить, что доходы семейного бюджета должны быть больше расходов.

V. Итог урока

- Что такое семейный бюджет? Слайд 12

- Для чего же нужен семейный бюджет?

Ученики. Для того чтобы вести правильно домашнее хозяйство.

- У меня тоже есть семья, дайте мне совет. Как мне сэкономить деньги, чтобы купить новый компьютер?

-Пригодится ли вам это в жизни? (Ученики. Мы станем взрослыми и должны уметь экономно расходовать свои доходы и сейчас, чтобы знать, как мы можем принять участие в доходах и расходах своей семьи. Для того чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)


Вывод: А, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужно планировать семейный бюджет так, чтобы расходы не превышали доходы.

VI. Рефлексия Слайд 13

Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите смайликов и дорисуйте их в соответствии

(Доволен своей работой на уроке, всё понятно; работал неплохо, но есть вопросы; мне было трудно, надо работать ещё)


Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

VIII. Домашнее задание

Составить с родителями план семейного бюджета на месяц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!