СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Назывные предложения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Целью данного урока является представление назывного предложения как разновидности односоставных предложений, использование которого украшает особенно лирическое произведение, хотя многие писатели используют его началом повествования. Умение определять назывное предложение - одна из главных задач урока, а учащиеся должны научиться видеть их в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Назывные предложения".»

Урок русского языка в 8 классе «Назывные предложения» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.


Тема. Односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные). Употребление назывных предложений в описании обозначений времени и места.


Цели:

- познакомить учащихся с назывными предложениями как одним из видов художественной выразительности речи;

- совершенствовать устную и письменную речь учащихся с тем, чтобы избегать стандарта и штампа в изложении мыслей в письменной речи.


Оборудование: учебник «Русский язык 8 класс» (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.Г. Нарушевич), Москва: «Просвещение», 2022 г.; художественные тексты (как иллюстрация к теме).


Ход урока.


  1. Орфографический практикум (п. 32, стр. 144).

(Не)ут..мимый труже(н, нн)ик, тёмно(к..ричневая) шля..ка, в лес за м..линой, играют в г..р..дки, б..рёзовые ч..рки, выб..ваеш(?) изкв..драта, разв..вает выд..ржку.


  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Проверка домашнего задания – упражнения 307. Списать предложения в следующем порядке: 1) со значением возможности или невозможности действия; 2) со значением желательности действия; 3) со значением неизбежности действия; 4) со значением волеизъявления. Вставить пропущенные буквы и расставить необходимые знаки препинания. Подчеркнуть сказуемые.

  2. Вопросы к учащимся.

- Какие есть способы выражения сказуемого в безличных предложениях?

- Почему со словами смеркается, знобит, взгрустнулось невозможно построить двусоставные предложения?


  1. Объявление темы и цели урока.


  1. Работа над темой урока.

  1. Работа с учебником. П. 33, стр. 150.

- Прочитайте определение назывного предложения. Почему так называется такое предложение?

2. Устная работа над упражнением 312. Прочитать предложения. Определить их грамматические основы. К каким двум группам можно распределить эти односоставные предложения.

3. Прочитайте четверостишие. Что заметили особенного в нём?


Отсвет. Отблески. Блики.

Пятна белил и гуаши.

Наши безгрешные лики.

Лица греховные наши. (Ю. Левитанский).

(Эти предложения не имеют форм прошедшего и будущего времени).


Чудесное утро! Роса. Грибы, птицы.

Какое чудесное утро и роса, и грибы, и птицы. (М. Пришвин).


(Интонация в назывных предложениях утвердительная, а не перечислительная как при однородных членах предложения).


Предрассветное. Синее. Раннее. (С. Есенин).


(Главный член в назывных предложениях обычно выражен формой именительного падежа существительного, но может быть выражен местоимением и другими сочетаниями).


Звонкое радостное утро…


(Назывные предложения бывают распространёнными и нераспространёнными).


- Где используются назывные предложения?


- Назывные предложения употребляются в художественной литературе для создания живописных картин родной природы, передачи внутреннего состояния человека (страха, волнения), для описания места и времени действия.

- Назывные предложения используются в разговорной речи, реже в публицистике и совсем не используются в научной и официальной речи.

- Назывные (номинативные) предложения имеют следующие разряды:

А) предложения, называющие предмет -

Удары, лязг, выстрелы, всплеск воды, разрывы ручных гранат. (А. Толстой).


Б) Указательные.

Вот розовая башня Страстного; вот Пушкин.


В) Названия учреждений на вывесках, названия улиц, подписи под картиной.

Аптека, улица Сумская.


Г) По цели высказывания.

Ночь, улица, фонарь, аптека. (А. Блок). Повествовательные.

Планы? Надежды? Вопросительные.


Д) По интонации.

Двухэтажный дом. Веранда. Невосклицательные.

Ночь! Очаровательная ночь! (Н. Гоголь). Восклицательные.


  1. Работа с учебником. Упр.313. Записать предложения и графически выделить в них грамматические основы. Доказать, что все записанные предложения относятся к назывным.


  1. Подведение итогов работы.

Слово учителя.

Поэты, писатели считают односоставные предложения «всесильными». И особенно любят назывные предложения, обладающие большой художественной выразительностью и точностью.

  1. Домашнее задание. П. 33. Стр. 151. Внимательно прочитайте теоретический материал.

Упр. 315. Прочитать предложения. Выписать сначала назывные предложения, затем – неполные двусоставные. Графически выделить члены предложения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!