СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на то, чтобы дать знания обучающимся о том, что такое деепричастие, о его основных признаках, типичных суффиксах деепричастий, признаках глагола и наречия, свойственных деепричастию; научить школьников отличать деепричастие от глагола, наречия и причастия; разграничивать основное и добавочное действие; опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам; исправлять ошибки в предложениях с деепричастием.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"»

Тема «Деепричастие как часть речи»

Тип урока: урок – исследование

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать умения находить деепричастия в тексте,

  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

  • формировать языковое чутье,

  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),

  • воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Задачи урока:

Знать:

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;

2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Уметь:

1) отличать деепричастие от причастия;

2) разграничивать основное и добавочное действие;

3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, каточки с заданиями для групп.


Ход урока

I.Организационный момент.

1.-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

1.Сядьте те, у кого имя заканчивается на первую букву алфавита (Антон, Анастасия, Артём).

2. Сядьте те, у кого имя заканчивается на последнюю букву алфавита (Валерия, Виктория, Илья).

3.Сядьте те, у кого в имени не совпадает количество букв и звуков (Егор, Николь, Елизавета).

4. Сядьте те, у кого имя начинается со звонко согласного (Никита, Максим, Валентина, Дмитрий, Николай, Максим, Данилы).

5. Сядьте те, у кого в имени есть звук Р (Тимур, ).

6.Пускай, наконец, сядет учащийся, у которого самое большое имя по количеству букв и звуков в вашем классе (Константин).


2.  Подготовка к восприятию нового материала.

Для того, чтобы узнать, какая тема нашего сегодняшнего урока, вам необходимо разгадать кроссворд

Разгадайте кроссворд






Д

е

й

с

т

в

и

Т

е

л

ь

н

о

е






Е

м


















Е

д

И

н

с

т

в

Е

н

н

о

е







о

П

р

Е

д

е

л

е

н

и

е










Р

а

з

д

е

л

ь

н

о










в

И

д


















Ч

и

С

л

о













к

р

А

т

К

а

я











с

у

щ

е

С

т

В

и

т

е

л

ь

н

о

е




о

б

о

р

о

Т

















п

р

И

ч

А

с

т

и

е













Е

н

н












1.Причастие, которое обозначает признак, возникший в результате действия самого предмета.

2. Суффикс, который помогает образовать страдательное причастие настоящего времени, образованное от глагола 1 спряжения.

3.Укажите, в каком числе стоит причастие «клеящий».

4.Каким членом предложения выступает причастие.

5.Как пишется НЕ с причастием в словосочетании «не написанная еще книга».

6. Признак, который причастие заимствовало у глагола.

7. Признак, который причастие заимствовало у прилагательного (есть и у существительного, и глагола).

8. В какой форме стоит причастие в словосочетании «поля не убраны».

9. Часть речи, от которой зависит причастие.

10. Что образует причастие с зависимым словом.

11. Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопрос какой и обозначающая признак по действию.

12. При помощи какого суффикса образуется страдательное причастие прошедшего времени.


3.Посмотрите, какое слово получилось по вертикали. Определите тему урока.

Воспользовавшись опорными словами, сформулируйте цель урока, которую вы ставите перед собой.


4.На доске вы видите предложение:

Деревья в парке раскачивались и шелестели листвой.

Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.

3.  Новая тема.

А) Беседа.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (раскачивались и шелестели)

Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод:в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

                                 Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой.

Задание: найдите его основу и подпишите части речи

 Какое действие стало основным? (шелестели)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)

Таким образом, слово  раскачиваясь обозначает добавочное действие.  Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.

Запишите тему урока «Деепричастие». Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

4. Составление кластера

Задание: Ребята, у нас сегодня будет не простой урок, а урок-исследование. А как лучше проводить исследование. Правильно, группами. Именно поэтому вы так сегодня рассажены.

Известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства». Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.

Каждая группа получает индивидуальное задание. Вы должны изучить предложенный вам материал, выбрать основное, записав его на цветной лист. После того, как вы будете готовы, один представитель от группы выйдет к доске, кратко расскажет то, что его группа исследовала, и прикрепит лист на доску.

Задание для групп.

1 группа: значение деепричастия, синтаксическая роль

2 группа: признаки глагола у деепричастия

3 группа: признаки наречия у деепричастия

4 группа: деепричастный оборот

Группа1

Запишите предложение, выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Дайте ответы на вопросы.

1.Определите причастие. Как вы это сделали? Какие вопросы вы задавали к деепричастию?

2.От какой части речи зависит деепричастие?

3. Выпишите словосочетания глагол+деепричастие.

4.Какое действие обозначает глагол?

5.Какое действие обозначает деепричастие?

Группа 2

Выпишите из предложения “глагол + деепричастие”.

Распрямив крылья, почти не шевелясь, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

1.Определите вид, время глагола и деепричастия.

2.Определите падеж существительного, которое зависит от деепричастия. Имеется ли при существительном предлог? Сделайте вывод, переходным или непереходным является деепричастие.

3.Определите суффиксы в деепричастии «не шевелясь». Какое действие обозначает деепричастие? Является ли данное действие возвратным или невозвратным?

3. Сделайте вывод, какие признаки деепричастие заимствовало от глагола?

Группа 3

Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” и выполните морфемный разбор слов (по составу).

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

1.Поставьте глагол в настоящее время и будущее время. Выделите окончание.

2.Попробуйте так же изменить деепричастие и определить его окончание. Изменяется ли деепричастие? Сделайте вывод.

3.Изменяется ли деепричастие по падежам, родам, числам? Сделайте вывод, какой же признак есть у деепричастия?

4. Попробуйте так же изменить наречие «весело» и определить его окончание. Изменяется ли наречие? Сделайте вывод, что объединяет наречие и причастие.

Группа 4

Запишите предложение, выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Дайте ответы на вопросы.

1.Определите причастие. Как вы это сделали? Какие вопросы вы задавали к деепричастию?

2.Есть ли при деепричастии слова, которые от него зависят? Как они называются?

3.Что образует деепричастие с зависимыми словами? Каким членом предложения выступает деепричастие с зависимыми словами?


4.Отработка полученных знаний о деепричастии.

-Запишите предложение, выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Проверка.

Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?)

Что есть у деепричастий? (зависимые слова)

Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот).

От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)

Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)

Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.

Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)

Что обозначает глагол и деепричастие?

Глагол – основное действие.

Деепричастие – добавочное действие.

- Работа в парах:

    1. Давайте заполним автобиографию деепричастия.


Обменяйтесь тетрадями с соседей парой, проверьте правильность выполнения задания по слайду презентации.


Я, деепричастие, заглянув, происхожу из семьи глагола и наречия.

Мой отец ( глагол) оставил мне значение действиясовершенный вид.

Мать (наречие) оставила в наследство вопрос как?, свой основной признак – неизменяемость, свою синтаксическую роль обстоятельство.

Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – обозначать добавочное действие, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого.


-Физкультминутка.

А сейчас мы немного отдохнём. Я буду читать вам стихотворение, а вы делайте всё, о чём там говорится.

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Слова какой части речи были использованы? Назовите их

Молодцы, садитесь на свои места. Как вы думаете, почему у нас сегодня такая физкультминутка? (В стихотворении встречаются деепричастия).


-Игра при помощи конструктора Learning.Apps

Соотнесите слова с соответствующей частью речи

https://learningapps.org/display?v=p21yz6ym520


- Работа в группах

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

  • 1 группа-слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)

  • 2 группа-зрительным впечатлениям (пенясь, сверкая, блистая, меняясь)

  • 3 группа-движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, летя, дробясь)

  • 3 группа-аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, бунтуя, играя, волнуясь, дрожа, ликуя)

Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.

Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных Задание: Определите, сколько предложений в этом стихотворении.

Почему можно считать это предложение текстом?

С какой целью автор использует деепричастия?

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные детали. Именно поэтому поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста сторон: по цвету, звуку, движению. 

– Каковы выразительные особенности деепричастий? Они помогают нарисовать яркую, образную, выразительную картину водопада.

Вывод:

1.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

2.Деепричастие не изменяются.

3. В предложении деепричастие является обстоятельством.

Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!


- Игра " Исправь ошибки"

Мне случайно в руки попала объяснительная записка

Начальнику отдела «Грамотность»

бригадира грузчиков

Недосмотрова И.И.

При транспортировке ящика «Предложение с деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П. П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по привидению содержимого ящика в исходное состояние».


Задание: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части.

Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.

Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.

Тяжёлый парус поднимая, я побежал домой.

Прилетев на место, рыбак идёт на дальний лов.


Правильный вариант: Не помня себя от восторга, я побежал домой. Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. Медленно, ровно качаясь, в гавани стоят корабли. Тяжёлый парус поднимая, рыбак идёт на дальний лов.


5. Итог урока.

-Беседа:

О какой новой части речи мы сегодня узнали?

Каковы признаки деепричастия?

Какую роль играют деепричастия в речи?

Какова синтаксическая роль деепричастий?

Какие суффиксы бывают у деепричастий?

Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?


- Словарный ящик.

Найдите в «Словарном ящике» слова, связанные с новой темой урока.


д

е

ч

т

о

д

в

и

д

ч

е

в

о

з

е

л

а

я

т

п

р

о

в

р

а

н

д

о

н

и

б

с

т

т

о

о

с

е

ч

т

я

о

н

с

х

д

и

а

е

ль

с

о

т

е

е

з

с

т

во

т

с

ь

р

л

м

е

и

е

з

т

ь

е

а

в

н

я

е

т

с

я

п


д

е

ч

т

о

д

в

и

д

ч

е

в

о

з

е

л

а

я

т

п

р

о

в

р

а

н

д

о

н

и

б

с

т

т

о

о

с

е

ч

т

я

о

н

с

х

д

и

а

е

ль

с

о

т

е

е

з

с

т

во

т

с

ь

р

л

м

е

и

е

з

т

ь

е

а

в

н

я

е

т

с

я

п


6.Домашнее задание

- Выучить правила § 28, выполнить упр. 183;

- составить сенкан «Деепричастие».



Резерв времени

Составьте сенкан «Деепричастие».


Деепричастие.

Добавочное, действующее.

Дополняет, осложняет, обосабливается.

Обогащает нашу речь.

Обстоятельство.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!