СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме "Новые слова (неологизмы)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для объяснения нового материала помогает детям наглядно и быстро понять неологизмы, познакомиться с условиями и способами их применения, расширить кругозор по использованию словарей в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Новые слова (неологизмы)"»

 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ  Объяснение нового материала в 6 классе

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Объяснение нового материала

в 6 классе

Неологизмы

Неологизмы

Изучение лингвистических источников

Изучение лингвистических источников

 Глоссарий   еологизмы  (от греч. 'новый' и 'слово') – слова, значение слов или словосочетаний, недавно появившиеся в языке. Однако этим термином называют обычно не просто новое, а очень новое слово, совсем недавно появившееся в языке, новизна которого ощущается говорящими. (далее см. проект урока)

Глоссарий

еологизмы

(от греч. 'новый' и 'слово') – слова, значение слов или словосочетаний, недавно появившиеся в языке.

Однако этим термином называют обычно не просто новое, а очень новое слово, совсем недавно появившееся в языке, новизна которого ощущается говорящими.

(далее см. проект урока)

1) исконно-русские 2) заимствованные По происхождению 1) отдельные слова 2) составные наименования По оформленности 3)* фразеологические неологизмы 1) лексические 2) семантические По словообразованию НЕОЛОГИЗМЫ 1) номинативные 2) стилистические По целям создания 1) общеязыковые 2) индивидуально-авторские окказионализмы и бытовые) По условиям создания 1) окрашенные 2) нейтральные По стилистической окраске По сфере употребления 1) межстилевые 2) узко спец.

1) исконно-русские

2) заимствованные

По происхождению

1) отдельные слова

2) составные наименования

По оформленности

3)* фразеологические неологизмы

1) лексические

2) семантические

По словообразованию

НЕОЛОГИЗМЫ

1) номинативные

2) стилистические

По целям создания

1) общеязыковые

2) индивидуально-авторские окказионализмы и бытовые)

По

условиям создания

1) окрашенные

2) нейтральные

По

стилистической окраске

По

сфере употребления

1) межстилевые

2) узко спец.

План урока I. Организационный момент (2мин.) II. Актуализация знаний (3 мин.) III. Целеполагание (1 мин.) IV. Объяснение нового материала (11 мин.) V. Закрепление изученного (23 мин.) VI. Подведение итогов (2 мин.) VII. Рефлексия осуществлённой деятельности (1 мин.) VIII. Оценивание работы учащихся (1мин.) IX. Задавание на дом (1 мин.)

План урока

I. Организационный момент (2мин.)

II. Актуализация знаний (3 мин.)

III. Целеполагание (1 мин.)

IV. Объяснение нового материала (11 мин.)

V. Закрепление изученного (23 мин.)

VI. Подведение итогов (2 мин.)

VII. Рефлексия осуществлённой деятельности (1 мин.)

VIII. Оценивание работы учащихся (1мин.)

IX. Задавание на дом (1 мин.)

Актуализация знаний I вариант 1) лексикой 2) лексическим значением 3) диалектными 4) профессионализмами 5) омонимами II вариант 1) лексикон 2) общеупотребительными 3) жаргонизмами 4) антонимами 5) синонимами

Актуализация знаний

I вариант

1) лексикой

2) лексическим значением

3) диалектными

4) профессионализмами

5) омонимами

II вариант

1) лексикон

2) общеупотребительными

3) жаргонизмами

4) антонимами

5) синонимами

 Критерии оценки   пять плюсов – « 5 » четыре плюса – « 4 » три плюса – « 3 » два и меньше – « 2 »

Критерии оценки

  • пять плюсов – « 5 »
  • четыре плюса – « 4 »
  • три плюса – « 3 »
  • два и меньше – « 2 »
 Подведение к теме   «Четвёртый лишний» письмо, твит, послание, сообщение.

Подведение к теме

«Четвёртый лишний»

письмо, твит,

послание, сообщение.

Твит - короткое сообщение на сервисе микроблогов Twitter.

Твит - короткое сообщение на сервисе микроблогов Twitter.

Метод объяснения нового материала  Проблемный; В основе - эвристическая беседа с самостоятельной работой учащихся со словарём, учебником, учебным пособием;

Метод объяснения нового материала

Проблемный;

В основе - эвристическая беседа с самостоятельной работой учащихся со словарём, учебником, учебным пособием;

Словарно-орфографическая работа еологизм (греч. neos – новый, logos – слово)

Словарно-орфографическая работа

еологизм

(греч. neos – новый,

logos – слово)

Составьте и запишите предложение с одним из слов в соответствии со схемой;  подумайте, нужна ли запятая? [ ]1(,) (что )2.

Составьте и запишите предложение с одним из слов в соответствии со схемой; подумайте, нужна ли запятая?

[ ]1(,) (что )2.

Выборочный диктант Радар, плеер, вертолёт, метрополитен, компьютер, магнитофон, Интернет, пилинг, гуглить, луноход, бан, атмосфера, кликать, карбюратор, вакцина, пост, шпора, жвачка, голкипер, СМИ, аэробус, скрин, фитбол.

Выборочный диктант

Радар, плеер, вертолёт, метрополитен, компьютер, магнитофон, Интернет, пилинг, гуглить, луноход, бан, атмосфера, кликать, карбюратор, вакцина, пост, шпора, жвачка, голкипер, СМИ, аэробус, скрин, фитбол.

«Лингвистическое исследование»

«Лингвистическое исследование»

Схема НОВИЗНА НЕО ЛОГОС НЕОЛОГИЗМ СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕ

Схема

НОВИЗНА

НЕО

ЛОГОС

НЕОЛОГИЗМ

СЛОВО

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ВЫРАЖЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ

Диктант - молчанка

Диктант - молчанка

 Проверь себя! 1) суши; 2) планшет; 3) селфи; 4) ретвит; 5) спойлер; 6) хештег; 7) смайл; 8) мем; 9) лайк.

Проверь себя!

1) суши;

2) планшет;

3) селфи;

4) ретвит;

5) спойлер;

6) хештег;

7) смайл;

8) мем;

9) лайк.

Узнай лексическое значение Мем. Микроблог. Мультиплекс. Скриншот. Дедлайн.

Узнай лексическое значение

  • Мем.
  • Микроблог.
  • Мультиплекс.
  • Скриншот.
  • Дедлайн.
 Изложение –  миниатюра

Изложение – миниатюра

М. А. Кронгауз

М. А. Кронгауз

М. А. Кронгауз   (род. 11 марта 1958)   известный российский лингвист, доктор филологических наук,  автор монографий, учебников, человек широкого круга интересов, обладающий даром доступно и интересно рассказывать о проблемах науки.

М. А. Кронгауз (род. 11 марта 1958) известный российский лингвист, доктор филологических наук, автор монографий, учебников, человек широкого круга интересов, обладающий даром доступно и интересно рассказывать о проблемах науки.

«Русский язык на грани нервного срыва. 3D»   2012г.

«Русский язык на грани нервного срыва. 3D» 2012г.

Речеведческие задания Тема: новое русское слово лайк

Речеведческие задания

Тема:

новое русское

слово лайк

 Идея:  необходимо задуматься, прежде чем  «употреблять лайк» по отношению к каким-либо сообщениям .

Идея:

необходимо

задуматься,

прежде чем

«употреблять лайк»

по отношению

к каким-либо

сообщениям .

Подведение итогов Что такое неологизмы?  Для чего нужны неологизмы?

Подведение итогов

Что такое неологизмы?

Для чего нужны неологизмы?

Рефлексия Что у меня получилось хорошо? Что могло получиться лучше?

Рефлексия

  • Что у меня получилось хорошо?
  • Что могло получиться лучше?
Ваши вопросы?

Ваши вопросы?

Список литературы:   Лингвистические источники  1. Виноградов В. В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - Т. 10. - 612 с. 2. Галкина-Федорук Е. М., Горшкова К. В., Шанский Н. М. Современный русский язык: Синтаксис. — М.: Учпедгиз, 1958. — 200 с. 3. Гвоздев А.Н., Очерки по стилистике русского языка. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952 г. 4. Казарцева О.М., Культура речевого общения. — М.: Флинта, Наука, 2001 г. 5. Котелова Н.З., Неологизмы, Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990 г. 6. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. - М. : Знак : Яз. славянских культур, 2008. - 229 с.

Список литературы:

Лингвистические источники

1. Виноградов В. В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - Т. 10. - 612 с.

2. Галкина-Федорук Е. М., Горшкова К. В., Шанский Н. М. Современный русский язык: Синтаксис. — М.: Учпедгиз, 1958. — 200 с.

3. Гвоздев А.Н., Очерки по стилистике русского языка. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952 г.

4. Казарцева О.М., Культура речевого общения. — М.: Флинта, Наука, 2001 г.

5. Котелова Н.З., Неологизмы, Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990 г.

6. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. - М. : Знак : Яз. славянских культур, 2008. - 229 с.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002. 8. Скляревская Г. Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала 21 столетия: состояние, проблемы, перспективы. Исследования по славянским языкам. - № 6. - Сеул, 2001. - С. 177-202. 9. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка:. — Изд. 2-е, испр. — М.: Просвещение, 1972. — 328 с. Учебные источники 1. Рабочая программа по русскому языку к учебнику 6 класса под редакцией Н.М. Шанского. 2. Русский язык. 6 класс. Учебник / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. под редакцией Н. М. Шанского. 3. Русский язык 6 класс/ под ред. В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой. 4. Русский язык 10-11 класс / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002.

8. Скляревская Г. Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала 21 столетия: состояние, проблемы, перспективы. Исследования по славянским языкам. - № 6. - Сеул, 2001. - С. 177-202.

9. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка:. — Изд. 2-е, испр. — М.: Просвещение, 1972. — 328 с.

Учебные источники

1. Рабочая программа по русскому языку к учебнику 6 класса под редакцией Н.М. Шанского.

2. Русский язык. 6 класс. Учебник / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. под редакцией Н. М. Шанского.

3. Русский язык 6 класс/ под ред. В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.

4. Русский язык 10-11 класс / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.

Методические источники 1. Издательский дом «Первое сентября» [Электронный ресурс] // URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701305. 1. Лекции по Теории и методики преподавания русского языка Зуевой С. В. 2. Лекции по Технологии обучения школьников разным видам изложений Артемьевой О. Н. 3. Шанский Н. М. В мире слов: Книга для учителя. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 256 с. 4. Шанский Н. М. Русский язык: Лексика. Словообразование: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1975. 5. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова: Пособие для учителя-словесника. — М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001. — 224 с.

Методические источники

1. Издательский дом «Первое сентября» [Электронный ресурс] // URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701305.

1. Лекции по Теории и методики преподавания русского языка Зуевой С. В.

2. Лекции по Технологии обучения школьников разным видам изложений Артемьевой О. Н.

3. Шанский Н. М. В мире слов: Книга для учителя. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 256 с.

4. Шанский Н. М. Русский язык: Лексика. Словообразование: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1975.

5. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова: Пособие для учителя-словесника. — М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001. — 224 с.

Лингвистические и энциклопедические словари 1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с. 2. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с. В презентации были использованы изображения «Картинки Google» [Электронный ресурс] // URL: https://www.google.com/imghp?hl=ru&gws_rd=ssl

Лингвистические и энциклопедические словари

1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.

2. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с.

В презентации были использованы изображения «Картинки Google» [Электронный ресурс] // URL: https://www.google.com/imghp?hl=ru&gws_rd=ssl


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!