СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе на тему «Семантика слова. Прямое и переносное значение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический урок русского языка в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе на тему «Семантика слова. Прямое и переносное значение».»


Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС


Предмет: Русский язык

Класс 6

Тема урока: «Семантика слова. Прямое и переносное значение».

  • Тип урока :урок изучения нового материала.

  • Цель: создание условий для совместной познавательной деятельности в процессе изучения материала по теме, в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи

- повторить и обобщить знания о лексике, лексическом значении слова;

-- при выполнении заданий, доказать, что слова могут иметь как прямое, так и переносное значение ;

- закрепить правописание;

- познакомиться с понятиями «эпитет», «олицетворение», «метафора»

- развивать умение правильно строить устный ответ;

- формировать и воспитать аккуратность, внимание и взаимопомощь

УУД

Познавательные- уметь формулировать тему урока; устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения, сравнивать полученные результаты.

Коммуникативные- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; давать адекватную оценку выполненного действия; слушать в соответствии с целевой установкой;

Регулятивные- формировать свое мнение с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера; владеть элементами коммуникативной рефлексии


Прогнозируемые результаты



1личностные - осознание практической важности умения определять прямое или переносное значение слова; развивать навыки работы в группе.

1- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

2- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

3-сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

4-освоить правила поведения при работе в малых группах;

5-способность вести диалог, достигать взаимопонимания


2 предметные  

1 знать понятия «семантика», «прямое» и «переносное» значение слова;

2 формировать умение применять на практике полученные знания


  1. метапредметные

  1. уметь принимать и сохранять цель урока;

  2. уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод;

3 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  1. сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  2. планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  3. слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  4. умение провести рефлексию своих действий на уроке.


Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ ):УМК под редакцией М.Т. Баранова, презентация, заготовки схем, толковые словари С.И. Ожегова, «Словарь –справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя.







Структура и ход урока


Этап урока

ИКТ

оборудование


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности



Психологический настрой детей на урок.

-Посмотрите на экран. Мы видим изображения радуги, весеннего дождя, различные весенние краски. Но сегодня мы постараемся увидеть радужную палитру не природы, а русского языка, ощутим его богатство, откроем некоторые загадки. Пожелаем друг другу успехов на нашем уроке.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Ι Ι. Обобщение ранее изученного.


Актуализация

знаний





































ΙΙΙ.1 Постановка учебной цели













































































Терминологический диктант.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется…

Словарный состав языка называется …

То, что обозначает слово, называется…

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…

Слово, имеющее два и более значений, называется…

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…








1.Послушайте стихотворение


Лапки

Что лапки разные бывают,

На свете все про это знают.

Лапки с копытцами – у олененка,

В «тапочках» серых – у Тишки-котенка.

Лапки пушистые есть у собачек,

Ежик свои – под колючками прячет.

Только у елки особые лапки,

Их в Новый год украшают ребятки.

Елки в игрушках, увита дождем.

Мы Деда Мороза с подарками ждем.


    • Сколько раз встречается слово «лапки» в тексте? Что оно означает?




Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них

2.Словарно-орфографическая работа






Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока


Запись темы «Семантика. Прямое и переносное значение слова».


А что такое семантика? Слово нам незнакомое. Что нужно сделать, чтобы понять его значение?











Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы, которые представлены на слайде.


Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь – 
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги – 
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!” 
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.






Пишут терминологический диктант

Проверяют записанные термины










Слушают стихотворение, отвечают на вопрос
























формулируют тему урока.

Запись темы урока


Формулируют цель урока











Учащиеся находят в « Словаре-справочнике лингвистических терминов» значение слова «семантика».


Записывают в словарь в раздел «Новые слова».

Самоопределение, личностные: смыслообразование

регулятивные: Целеполагание

коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества





















Определение темы и учебной цели в результате исследования

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), воспитательные (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Целеполагание

Коллективное добывание знаний Коммуникативные:

формулирование темы;

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

регулятивные: целеполагание, Решение проблемной ситуации


2.Усвоение новых знаний.























































Слайд5




Слайд 6












    • Как вы думаете,какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «ставит».

    • А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?

    • Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр….

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.


Заполнение схемы


Значение слова

ззначение сл















Отвечают на вопрос




Работают с материалами учебника








Заполняют схему


















Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


Познавательные:

добывание знаний в ходе чтения теоретического материала


Коммуникативные:

развивать умения применять новые знания;

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения


Регулятивные Решение проблемной ситуации


Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения







3.Первичное закрепление знаний.




















































4.Закрепление



































Работа в группах.  

1.Каждая группа получает лист со схемой, которую надо заполнить.

1:слово «бросить»,

2:слово: «спросить»,

3:слово «беда»

№4:слово «настоящий»

№5:слово «верный».

Найдите в толковом словаре своё слово и рядом с каждым предложением выпишите то значение слова, которое оно приобретает в данном контексте.



2. Работа с литературоведческими терминами

Слово учителя.

На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение.



















Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, выпишите из него эпитеты, метафоры, олицетворения.


Ж_ла белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не б_сп_коил. Сп_ла она на ветк_ большой ел_. Никогда не заботилась  ни о ком, только о себе. Пр_шло время. У нее по_вились б_льчата. Теперь белка никуда от них не ух_дила. 
Наступила зима. В лесу нач_лись обвалы. Однажды т_желый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к  кому обратит_ся за помощью. Никто не спасет бельчат. Белка быстро прин_лась раскапывать сне_. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.








Работают со словарем Распределяют слова















Осмысление теоретического материала



Работают с изобразительно-выразительными средствами




















Выполняют задание




































Самостоятельно выполняют задание

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное)

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).


Коммуникативные: формирование навыка работы в парах



Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприятия чужой оценки (Р)






Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся);

Познавательные(осмысление полученных сведений)


Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)


Поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)


Познавательные (осмысление полученных сведений)


Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)






Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Познавательные: употребление языковых понятий,

Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.






Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)


ν Рефлексия










Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Слово имеет …… и …. значение

Перенос названия происходит, если….

Заполните анкеты, продолжив фразу:

  • Сегодня я узнал(а),

  • Было интересно

  • Особенно понравилось

  • Оказалось неожиданным

  • Вызвало затруднение

  • Было сложно…

  • …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.


Продолжают фразу.


Подведение итогов в ходе заполнения анкеты






Оценивают свою работу




УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Формирование адекватной положительной самооценки.

νΙ Домашнее задание.



  1. Индивидуальные карточки с текстами.

Запись учащимися задания дневники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!