СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе Тема: «Падеж имен существительных».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Падеж имен существительных».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе Тема: «Падеж имен существительных».»

Урок русского языка в 5 классе


Тема: «Падеж имен существительных».


Цели урока: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

Задачи:

Образовательная:

  • развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества


Ход урока:


I.Доброе утро, ребята. Как вы провели выходные? Успели отдохнуть? Молодцы! А теперь приступим.
Прочитайте, пожалуйста, слова (правописание этих слов необходимо запомнить, это словарные слова, которые мы не можем никак проверить)

Аллея, брошюра, восстание, горизонт, дирижер, здание, искусство, компьютер, чувство, терраса

  • Какой частью речи являются  данные слова?

  • Какая  часть  речи  называется  именем  существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?)

  • Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)

Теперь посмотрите на доску и определите по какому признаку изменены слова, что в них изменено?

На доске слова:
Отличник
Отличника
Отличнику
Отличника
Отличником
Отличнике

Постарайтесь определить тему урока
Отлично! Тема сегодняшнего урока «Падеж имен существительных». Запишите тему урока.

Какие вы знаете падежи? Сколько их? Запишите в столбик названия падежей
А теперь проверим, как вы умеете определять падежи! Что для этого нужно знать?

-Правильно, надо хорошо знать вопросы падежей. Назовите их.
На доске:
Именительный - Кто? Что?
Родительный – Кого? Чего?

Дательный – Кому? Чему?

Винительный- Кого? Что?

Творительный – Кем? Чем?

Предложный – О ком? О чем?

Давайте посмотрим на небольшой весенний стишок и определим, в каком падеже стоит слово Весна
Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

II.Задание в парах. Сейчас вы получите свое задание на листочках, вам нужно
Определить, в каком падеже стоит слово «дело»

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)

  2. Дело шуток не любит. (И.п.)

  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)

  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

  10. Дело как сажа бела. (И.п.)

  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)

  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

  13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)

  14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

(Через 2 мин. проверяем)

Поставьте себе оценку.

0-1 ошибка – 5
2-3 ошибки – 4

4-6 ошибки – 3
6-…ошибок - 2

III.Открываем учебник и делаем письменно упражнение 522
вывод: Если сущ. является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом, то в В.п. (с предлогом или без)

В тетрадях и у доски делаем синтаксический разбор предложения


И устное задание определяем падежи существительных
Я строю дом
Дом стоит у реки

Я несу чашки
Чашки стоят на столе

Корабль сел на мель. 

Далеко в море мы увидели корабль 

Утром выпал снег.

Я взял в руки снег


IV.Творческое задание “Составить небольшой текст из предложенных слов”
На доске слова:

Весна, зима, тепло, холодный, ветер, дождь, температура, солнце, трава, цветы, земля, любить, серый, белый, яркий, небо, дерево, листва, птицы.
Из этих слов учащиеся должны составить небольшой текст на тему “Приход весны”
Написали.(пока некоторые дописывают, послушаем 2-3 рассказа)
А теперь найдите в собственном тексте все имена существительные и определите их падеж.
После этого обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли он определ падеж.

Поставьте соседу оценку.

0-1 ошибка – 5
2-3 ошибки – 4

4-6 ошибки – 3
6-…ошибок - 2


Письменное задание, работаем в тетрадях и на доске. Под диктовку записываем выражения и пишем в скобках падежный вопрос и определяем падеж.

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

1. Плыть (_____________) по реке (________________) на лодке.
Расти (_______________) на опушке (________________) леса.
Уколоть (_______________) палец (_______________) иглой.
Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу.
Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок.
Работать (_______________) учителем (_______________) в школе.
Приехать (_______________) в деревню (_______________) к бабушке.
Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.

V.Ребята, наш урок подходит к концу. Как вы думаете, всё ли получилось? Достигли мы цели урока?

-Кто лучше всех работал на уроке? (Выставление оценок)

- Кому ещё надо потрудиться над темой? Нужно ли вам знать правила, которые мы повторяли?

-Какие задания были трудными и в чем состояла трудность?

-Получили ли удовольствие?


VI.(Перед каждым учеником таблицы)

Заполните таблицу. Если вы согласны с утверждением, то напротив поставьте «+», если сомневаетесь, то «?»

Утверждение Самооценка«+» или «?»


Я знаю падежи

Я умею определять падеж имени существительного

Я умею ставить существительное в нужный падеж

Я умею различать именительный падеж от винительного


VII. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!