Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Падеж имен существительных».
Цели урока: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
Задачи:
Образовательная:
развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Ход урока:
I.Доброе утро, ребята. Как вы провели выходные? Успели отдохнуть? Молодцы! А теперь приступим.
Прочитайте, пожалуйста, слова (правописание этих слов необходимо запомнить, это словарные слова, которые мы не можем никак проверить)
Аллея, брошюра, восстание, горизонт, дирижер, здание, искусство, компьютер, чувство, терраса
Какой частью речи являются данные слова?
Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?)
Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)
Теперь посмотрите на доску и определите по какому признаку изменены слова, что в них изменено?
На доске слова:
Отличник
Отличника
Отличнику
Отличника
Отличником
Отличнике
Постарайтесь определить тему урока
Отлично! Тема сегодняшнего урока «Падеж имен существительных». Запишите тему урока.
Какие вы знаете падежи? Сколько их? Запишите в столбик названия падежей
А теперь проверим, как вы умеете определять падежи! Что для этого нужно знать?
-Правильно, надо хорошо знать вопросы падежей. Назовите их.
На доске:
Именительный - Кто? Что?
Родительный – Кого? Чего?
Дательный – Кому? Чему?
Винительный- Кого? Что?
Творительный – Кем? Чем?
Предложный – О ком? О чем?
Давайте посмотрим на небольшой весенний стишок и определим, в каком падеже стоит слово Весна
Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.
II.Задание в парах. Сейчас вы получите свое задание на листочках, вам нужно
Определить, в каком падеже стоит слово «дело»
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Дело как сажа бела. (И.п.)
Делу время, потехе час. (Д.п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
Хороша вера у дела. (Р.п.)
(Через 2 мин. проверяем)
Поставьте себе оценку.
0-1 ошибка – 5
2-3 ошибки – 4
4-6 ошибки – 3
6-…ошибок - 2
III.Открываем учебник и делаем письменно упражнение 522
вывод: Если сущ. является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом, то в В.п. (с предлогом или без)
В тетрадях и у доски делаем синтаксический разбор предложения
И устное задание определяем падежи существительных
Я строю дом
Дом стоит у реки
Я несу чашки
Чашки стоят на столе
Корабль сел на мель.
Далеко в море мы увидели корабль
Утром выпал снег.
Я взял в руки снег
IV.Творческое задание “Составить небольшой текст из предложенных слов”
На доске слова:
Весна, зима, тепло, холодный, ветер, дождь, температура, солнце, трава, цветы, земля, любить, серый, белый, яркий, небо, дерево, листва, птицы.
Из этих слов учащиеся должны составить небольшой текст на тему “Приход весны”
Написали.(пока некоторые дописывают, послушаем 2-3 рассказа)
А теперь найдите в собственном тексте все имена существительные и определите их падеж.
После этого обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли он определ падеж.
Поставьте соседу оценку.
0-1 ошибка – 5
2-3 ошибки – 4
4-6 ошибки – 3
6-…ошибок - 2
Письменное задание, работаем в тетрадях и на доске. Под диктовку записываем выражения и пишем в скобках падежный вопрос и определяем падеж.
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
1. Плыть (_____________) по реке (________________) на лодке.
Расти (_______________) на опушке (________________) леса.
Уколоть (_______________) палец (_______________) иглой.
Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу.
Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок.
Работать (_______________) учителем (_______________) в школе.
Приехать (_______________) в деревню (_______________) к бабушке.
Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.
V.Ребята, наш урок подходит к концу. Как вы думаете, всё ли получилось? Достигли мы цели урока?
-Кто лучше всех работал на уроке? (Выставление оценок)
- Кому ещё надо потрудиться над темой? Нужно ли вам знать правила, которые мы повторяли?
-Какие задания были трудными и в чем состояла трудность?
-Получили ли удовольствие?
VI.(Перед каждым учеником таблицы)
Заполните таблицу. Если вы согласны с утверждением, то напротив поставьте «+», если сомневаетесь, то «?»
Утверждение Самооценка«+» или «?»
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею различать именительный падеж от винительного
VII. Домашнее задание.