СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "падеж имен существительных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Класс: 3

Тема: падеж имен существительных.

Тип: постановка учебной задачи.

Цель: формирование первичного представления у обучающихся о понятии «падеж».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "падеж имен существительных".»

УМК: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Класс: 3

Тема: падеж имен существительных.

Тип: постановка учебной задачи.

Цель: формирование первичного представления у обучающихся о понятии «падеж».

Этап, время

Методы

Формы

Деятельность учителя по формулированию заданий; варианты детских ответов.

Планируемые результаты

Планируемые способы оценивания

Организационный (1 мин)

Словесный (инструктаж)

Фронтальная

У: здравствуйте, ребята! Давайте проверим порядок на столах. Ничего лишнего у вас не должно лежать. На столе учебник по русскому языку, тетрадь и пенал. Присаживайтесь






У: вы уже много знаете об имени существительном. Сегодня мы с вами дополним знания об этой части речи, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на доске:


Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.


У: выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

Запись на доске: кто? друг              
кого? друга

                             кого? друга            
кем? другом

                             кому? другу  

о ком? о друге

У: скажите, что менялось в существительном «друг»?


О: менялись окончания.


У: а почему менялись окончания в именах существительных?


О: потому что менялись вопросы, которые мы задавали к слову.


У: верно, изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – грамматический признак имени существительного.


У: как вы думаете, для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?


О: для связи слов в предложении.


У: попробуйте сформулировать тему урока.


О: падежи имен существительных.


У: как вы думаете, какая цель нашего урока?


О: научиться определять падеж имен существительных.


У: слово «падеж» пришло к нам из латинского языка и переводится как «падение». Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный - имя предмета - начальная форма наименования. Родительный буквально означает

«полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). Дательный - от слова «дать», так как наиболее типичное его значение - обозначить адресата, того, кому что-то дают.

Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Творительный - связан с глаголом «творить» и обозначает действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М.В. Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным.)


У: итак, в русском языке шесть падежей. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача - выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.


У: у каждого падежа есть слова-помощники. Они помогают правильно задать вопрос и безошибочно подобрать нужную форму слова.

Именительный

есть

Родительный

нет

Дательный

дать

Винительный

вижу

Творительный

доволен

Предложный

думаю


Чтобы определить падеж существительного нужно:

Найти слово, с которым связано существительное

Поставить от него вопрос к существительному

По вопросу определить падеж


Заполните таблицу падежей, используя полученные на уроке знания. Поработайте в парах.

Падеж

Вопрос

Вспомогательное слово

Имя существительное

Именительный




Родительный




Дательный




Винительный




Творительный




Предложный




 






Итак, подводя итоги урока,






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!