Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других.
5-9 классы М. Просвещение, 2016
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Русский язык. В 2-х частях.
5 класс.
Формирование мотивации к обучению, познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ, умения «видеть» орфограмму «непроизносимый согласный в корне слова» и умения пользоваться способами проверки .
1. Развитие познавательных, логических УУД на основе формирования общего приема умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
2. Развитие регулятивных УУД контроля и оценки на основе соотнесения результатов собственной деятельности с образцом.
3. Развитие коммуникативных УУД умения слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению в процессе работы в парах.
1. Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – 7 мин.
3. Построение проекта выхода из затруднения – 5 мин.
4. Реализация построенного проекта – 5 мин.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 6 мин.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону –6 мин.
7.Включение в систему знаний и повторение – 10 мин.
8. Рефлексия учебной деятельности – 5 мин.
Этап урока | Методы, формы, приемы работы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Метод: словесный Форма: беседа Прием: использование крылатого выражения | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня на уроке нас ожидает большая работа, и я от вас жду серьезного отношения и хороших результатов. Недаром один мудрый человек сказал: «Терпение и труд - успеха громкого начало» -Каким вы хотели бы видеть сегодня урок русского языка? -Откройте тетради, запишите число. | Отвечают на вопросы учителя Учащиеся записывают число | Личностные УУД Метапредметные УУД (коммуникативные) | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности Развитие умения правильно излагать свои мысли в устной форме. |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | Метод: практический Форма: работа в парах Прием: «лингвистические задачи», самопроверка по образцу | - Сейчас вы будете работать в парах. - Чтобы работа получилась, какие умения необходимы? -Возьмите карточку и прочитайте слова, вставьте в «волшебные» скобки звуки, которые слышите, а в тетради в столбик запишите сами слова зве[__]ый, гря[__]ый, гру[__]ый, опа[__]ый, здра[__]уй, преле[__]ый, чуде[__]ый, изве[__]ый, вку[__]ый, сча[__]ливый - Проверим. Слайд 1 - Почему в некоторых словах произношение и написание расходятся? - В какой части слова находятся непроизносимые согласные? - Докажите, выделив корень в написанных вами словах. | Отвечают на вопросы учителя Вставляют звуки, записывают слова в тетрадь. Оценивают свою работу по критериям Отвечают на поставленный вопрос (непроизносимые согласные) Отвечают на поставленный вопрос (в корне) Работают в тетради. | Метапредметные УУД (коммуникативные) Предметные УУД Метапредметные УУД (регулятивные) Метапредметные УУД (познавательные) Предметные УУД | Умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению. Совместное выполнение задания в паре, умение формулировать собственное мнение, свою позицию. Развитие умения различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Развитие действия контроля: проверка по образцу, оценивание своей работы по заданным критериям Развитие умения сравнивать Развитие умения выделять части слова |
3. Построение проекта выхода из затруднения. | Метод: проблемный Форма: коллективная Прием: формулирование темы и целей урока | -Я предлагаю вам сформулировать тему урока самостоятельно. - Запишите тему урока в тетрадь.
- Определите цель предстоящей работы на уроке. Слайд 2
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова? - Давайте сравним ваш вывод с теорией учебника. | Несколько учащихся отвечают на поставленный вопрос. Записывают тему урока (Правописание непроизносимых согласных в корне слова) Несколько учащихся озвучивают предложение о цели урока. Отвечают на поставленный вопрос Работают с учебником | Метапредметные УУД (регулятивные) Метапредметные УУД (коммуникативные) Предметные УУД | Развитие умения определять цели предстоящей учебной деятельности Развитие умения правильно излагать свои мысли в устной форме. Закрепление умения видеть опознавательные признаки данной орфограммы; продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова. |
4.Реализация построенного проекта | Метод: исследовательский Форма: коллективная Прием: составление плана работы, действие по алгоритму | - Предлагаю составить порядок работы с орфограммой. Перед вами «перепутанный» алгоритм, укажите последовательность своих действий, вставив номера в правильном порядке. Слайд 3 Слайд 4 | Работают с алгоритмом | Метапредметные УУД (регулятивные, познавательные) | Формирование умения планировать свою деятельность. Развитие логического мышления. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Метод: практический Форма: индивидуальная Прием: работа у доски, самостоятельная работа | - А сейчас мы будем работать с упражнением № 47 учебника, используя алгоритм. | Один учащийся работает у доски, проговаривая проверочные слова, остальные в тетрадях. | Предметные УУД Метапредметные УУД (регулятивные) | Развитие умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Развитие умения работать по алгоритму, пользоваться способами проверки. |
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. | Метод: практический Форма: индивидуальная Прием: самостоятельная работа с взаимопроверкой | - Вы работали все вместе, а сейчас поработайте самостоятельно. Вы получили карточку с заданием. Словосочетания записываем в тетради. - Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными: Город в области, завод-гигант, котлета из капусты, поступок чести, день радости. *Для тех, кто затрудняется, предлагается карточка-помощник: Слова-подсказки: радо[сн]ый, обла[сн]ой, чес[сн]ый, гига[нск]ий, капу[сн]ая. - Проверьте работу друг друга по образцу. Слайд 5 | Учащиеся работают самостоятельно, записывая словосочетания. Выполняют взаимопроверку | Предметные УУД Метапредметные УУД (регулятивные) | Закрепление умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне, изменять словосочетания. Развитие умения пользоваться способами проверки. Контроль форме сличения результата с заданным эталоном. |
7.Включение в систему знаний и повторение | Метод: практический Форма: индивидуальная Прием: самостоятельная работа | - А сейчас предлагаю самостоятельно поработать с упражнением № 49. Внимательно прочитайте задание к упражнению, все ли вам понятно? На работу вам отводится 10 минут. В конце урока вы сдаете тетради. | Работают самостоятельно с упражнением учебника | Предметные УУД | Закрепить умение обозначения орфограммы (согласный) в корне слова, формировать умение определять вид орфограммы (согласный) в корне, применять правило, обеспечивающее правильный выбор написания. |
8. Рефлексия учебной деятельности. | Метод: словесный Форма: беседа, индивидуальная Прием: заполнение листов самооценивания | - Какова была цель урока? Мы ее достигли? - Предлагаю заполнить листы самооценивания. - Теперь откройте дневники и запишите задание на дом: параграф 10, упражнение № 48. прочитайте задание, у кого возникли вопросы? | Отвечают на поставленные вопросы. Заполняют листы самооценивания. Записывают в дневниках домашнее задание. | Метапредметные УУД (регулятивные) | Развитие умения соотносить итоги урока с намеченным планом. |