Урок русского языка («Школа России»)
Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .
Тип урока: Урок исследования и первичного закрепления новых знаний
Цель: познакомить детей с правилами проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения проверять слова с непроизносимыми согласными и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы .
Развивающие: способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания; умения формирование универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных; формирование навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии.
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты
Предметные
- наблюдение за способом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова
- умение пошагово применять алгоритм действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова
Познавательные: общеучебные: овладение алгоритмом действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.
логические: осуществление анализа.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.
Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Оборудование: - учебник Канакиной «Русский язык» 3 класс. – М.: Издательский центр «просвещение», 2014, карточки для работы с учащимися.
Ход урока.
I.Организационный момент. Актуализация знаний.
- Здравствуйте.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись. Тихо сели.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно пусть будет учение.
- Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. -А какие шаги мы с вами делаем на уроке русского языка? Чему мы учимся? Давайте вспомним ваши знания.
-Какие вы знаете части слова?
-С какой часть слова мы с вами работаем все последние уроки. -А что нам в ней надо знать? (как пишутся орфограммы) -А над какими орфограммами в корне мы уже с вами поработали и знаем их написание? (без. глас. и парн. согл.)
- Мы продолжим говорить об орфограммах. А вот о каких -вы догадаетесь сами , а я вам в этом помогу.
- Ну , а урок начнем как всегда с чего?(чистописания)
- Верно и в нем будет вам 1-подсказка.
II. Каллиграфическая минутка
-Прочитайте написанные буквы.
- Запишите их.
– Помните, что писать надо красиво, разборчивым почерком, соблюдая правильную посадку.
т д л в
-Что объединяет эти буквы? (они обозначают согласные звуки)
- На какие 2 группы их можно разделить?( парные и непарные, звон.-глух.)
-Эти 4 буквы будут хозяевами нашего урока. Чуть позже мы узнаем почему.
- Какая буква «лишняя»? Почему? (Буква л, т.к. обозначает непарный согласный звук.)
- Какую орфограмму помогают вспомнить они ?
(Правописание парных согласных в корне слова.)
- Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)
III. Словарная работа
- Наша словарная работа буде сегодня разнообразной. Мы вспомним, что такое лексика и транскрипции. В ней будет 2-я подсказка к теме урока.
И начнем с лексики (содержание слова). Я вам буду говорить лексическое значение слова ,а вы его будете записывать.
БЕРЁЗА: лиственное дерево, имеющее белую кору.
РОДИНА: страна, в которой родился человек.
КАРТИ́НА: произведение живописи в красках.
КАРАНДА́Ш: тонкая палочка графита, сухой краски и т.п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования.
Коньки : узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
Здравствуй: приветствие при встрече.
А теперь прочитайте транскрипцию и скажите какое следующее слово вы запишите.
[празн’ик] праздник (день торжества)
- На какие группы можно разделить слова.
1 По частям речи, по числа ,по родам, одушевлен.- неодуш., по орфограммам.
и т.д.
-Разделите эти слова на группы по орфограммам. (непроверяемые без. глас. и непроизн. согл.)
-Молодцы.
V. Сообщение темы и цели урока
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какая тема урока?
1. Темы: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
2. Цели урока: Будем учиться видеть орфограмму и подбирать правильно проверочные слова.
- Мы с вами знакомы с этой орфограммой?
-Верно только сегодня мы ее будем находить где?
-Ведь тема урока….
-Давайте закончим нашу словарную работу записав туда два новых слова.
-Я вам предлагаю их прочитать
[л’эстн’ица] [ч’уства]
Кто знает как пишутся эти слова?
Откройте учебник и прочитайте эти словарные словами
лестница чувство
-Спишите их.
-Какая орфограмма у этих слов?
-Кто знает лексическое значение этих слов?
Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска (лестница).
Слово лестница произошло от древнерусского ЛЕСТВИЦА, от слова ЛЕСТВА (лезть) – то, с помощью чего лезут.
Внутреннее переживание человека.(чувство)
Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств-(современный -ств-) и суффикса в.
- Эти слова проверить можно? (нет) Поэтому их надо запомните .
- Скажите а какие вы знаете слова с непроизносимой согласной.
- Они все словарные?
- Значит эта орфограмма может и проверяться.
-А кто помнит как грамотно писать слова с непроизносимой согласной? Какие вы знаете способы проверки согласных? (После согласного поставить гласную или подобрать родственное слово чтобы четко произносился этот звук) - Сравним с правилом в учебнике.
- Давайте попробуем применить эти знания. Вспомним какие вы знаете слова с непроиз.согл..
Но сначала выведем алгоритм (правило) наших действий.
Алгоритм применения правила
Определяем слабую позицию (находим орфограмму).
Подбираем однокоренные слова.
Выделяем корень в однокоренных словах.
Подбираем проверочное (однокоренное) слово, в котором согласные четко произносятся.
Записываем слово.
(Работа у доски) -Запишем ваши слова и проверим их.(Грустный ,сердце, звездный, поздний, местность)
Посмотрите внимательно на слова с непроиз.согл. и скажите
- когда в слове появляются непроизносимые согласные?
(Когда есть сочетание трех, четырех согласных и один из них не произносится)
Учитель выставляет на доску карточки с буквосочетаниями
ЗДН [зн], СТЛ [сл], ВСТВ [ств], РДЦ [рц], ЛНЦ [нц], СТН [сн]
--- В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т.
- А почему он теряется? (Слова, о которых мы говорим называют «хитрыми». Звук не произносится, а буква пишется? А почему всё-таки исчезают отдельные звуки? Дело в том, что три или даже 4 согласные подряд бывает очень трудно произнести, и мы упрощаем таким образом их произношение.
VIII. Закрепление пройденного материала
1. Работа с учебником.
Учебнику. стр.118 упр.226
– А теперь выполняем упражнение. Прочитайте задание.
– Работаем самостоятельно.
-У кого возникли затруднения? Проверяем.
Физкультминутка.
Будем тренироваться слышать слова с непроизносимыми согласными и подбирать к ним проверочные.
- Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимой согласной, вы подпрыгиваете на месте.
Тростник, устный, страна, сердце, земля, местность, вечер , гигантский, опасный, солнце, голос, обед, счастливый, звёздный, знаменитый, дорога.
2. Самостоятельная работа.
– А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой.
-А сейчас вы попробуете самостоятельно провести мини-исследование других слов с непроизносимыми согласными.
- Работать будете по алгоритму, по которому мы работали сейчас вместе (Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)
гиган…ский- грус…ный - прекрас…но- свис…нул - звёз…ный - капус…ный - поз…но - чудес…но- счас…ливый - ус…ный - радос…ный - облас…ной-
праз…ик- лес…ница- чус…ство-
- Какие согласные чаще не произносятся? (Ответы детей)
- Посмотрите на буквы минутки чистописания, что заметили? ( ответы)
Проверка
– К каждому ли проверяемому слову нашлось проверочное? (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, праздник)
- Почему? ( это словарные слова)
3.Возьмите одно из слов с непроизносимый согласный и составьте с ним предложение . Запишите его. Найдите в нем основу.
IX. Домашнее задание: с.117-118 – правило, упр. 224
- Прочитайте задание. Кому непонятно как делать?
7. Рефлексия.
1.
- Какова тема нашего урока? (Написание непроизносимых согласных в корне слова.)
- Каковы задачи нашего урока? (Учились проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.).
-Мы нашли способ проверки слов? (дети повторяют правило) Можем ли мы сказать, что все знаем о словах с непроизносимыми согласными? (нет)
На следующем уроке мы с вами познакомимся со словами, в которых есть непроизносимые согласные, но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.
-Кому сегодня на уроке было интересно? Что именно?
Что получилось хорошо? А над чем еще нужно поработать?
2. Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами. Краем уха . Хлопать ушами.
3.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.