СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе.Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .»

Урок русского языка («Школа России»)

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .

Тип урока:  Урок исследования и первичного закрепления новых знаний

Цель:  познакомить детей с правилами проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова

Задачи: 

Образовательные: совершенствовать  умения проверять слова с непроизносимыми согласными и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы .

Развивающие: способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания; умения формирование универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных; формирование навыков самоконтроля, самооценки  и саморефлексии.

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты

Предметные

- наблюдение за способом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова

- умение пошагово применять алгоритм действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова

Познавательные: общеучебные: овладение алгоритмом действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.

логические: осуществление анализа.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Оборудование: - учебник Канакиной «Русский язык» 3 класс. – М.: Издательский центр «просвещение», 2014, карточки для работы с учащимися.


Ход урока.



I.Организационный момент. Актуализация знаний.

- Здравствуйте.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись. Тихо сели.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно пусть будет учение.

- Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. -А какие шаги мы с вами делаем на уроке русского языка? Чему мы учимся? Давайте вспомним ваши знания.

-Какие вы знаете части слова?

-С какой часть слова мы с вами работаем все последние уроки. -А что нам в ней надо знать? (как пишутся орфограммы) -А над какими орфограммами в корне мы уже с вами поработали и знаем их написание? (без. глас. и парн. согл.)

- Мы продолжим говорить об орфограммах. А вот о каких -вы догадаетесь сами , а я вам в этом помогу.

- Ну , а урок начнем как всегда с чего?(чистописания)

- Верно и в нем будет вам 1-подсказка.


II. Каллиграфическая минутка

-Прочитайте написанные буквы.

-  Запишите их.

– Помните, что писать надо красиво, разборчивым почерком, соблюдая правильную посадку.

т д л в

-Что объединяет эти буквы? (они обозначают согласные звуки)

- На какие 2 группы их можно разделить?( парные и непарные, звон.-глух.)

-Эти 4 буквы будут хозяевами нашего урока. Чуть позже мы узнаем почему.

- Какая буква «лишняя»? Почему? (Буква л, т.к. обозначает непарный согласный звук.)

- Какую орфограмму помогают вспомнить они ?

(Правописание парных согласных в корне слова.)

-  Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)


III. Словарная работа

- Наша словарная работа буде сегодня разнообразной. Мы вспомним, что такое лексика и транскрипции. В ней будет 2-я подсказка к теме урока.

И начнем с лексики (содержание слова). Я вам буду говорить лексическое значение слова ,а вы его будете записывать.

БЕРЁЗА: лиственное дерево, имеющее белую кору.

РОДИНА: страна, в которой родился человек.

КАРТИ́НА: произведение живописи в красках.

КАРАНДА́Ш: тонкая палочка графита, сухой краски и т.п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования.

Коньки : узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.

Здравствуй: приветствие при встрече.

А теперь прочитайте транскрипцию и скажите какое следующее слово вы запишите.

[празн’ик] праздник (день торжества)

- На какие группы можно разделить слова.

1 По частям речи, по числа ,по родам, одушевлен.- неодуш., по орфограммам.

и т.д.

-Разделите эти слова на группы по орфограммам. (непроверяемые без. глас. и непроизн. согл.)

-Молодцы.

V. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какая тема урока?

1. Темы: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

2. Цели урока: Будем учиться видеть орфограмму и подбирать правильно проверочные слова.

- Мы с вами знакомы с этой орфограммой?

-Верно только сегодня мы ее будем находить где?

-Ведь тема урока….


-Давайте закончим нашу словарную работу записав туда два новых слова.


-Я вам предлагаю их прочитать

[л’эстн’ица] [ч’уства]

Кто знает как пишутся эти слова?

Откройте учебник и прочитайте эти словарные словами

 лестница  чувство

-Спишите их.

-Какая орфограмма у этих слов?

-Кто знает лексическое значение этих слов?

Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска (лестница).

Слово лестница произошло от древнерусского ЛЕСТВИЦА, от слова ЛЕСТВА (лезть) – то, с помощью чего лезут.

Внутреннее переживание человека.(чувство)

Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств-(современный -ств-) и суффикса в.


- Эти слова проверить можно? (нет) Поэтому их надо запомните .

- Скажите а какие вы знаете слова с непроизносимой согласной.

- Они все словарные?

- Значит эта орфограмма может и проверяться.

-А кто помнит как грамотно писать слова с непроизносимой согласной? Какие вы знаете способы проверки согласных? (После согласного поставить гласную или подобрать родственное слово чтобы четко произносился этот звук) - Сравним с правилом в учебнике.

- Давайте попробуем применить эти знания. Вспомним какие вы знаете слова с непроиз.согл..

Но сначала выведем алгоритм (правило) наших действий.

Алгоритм применения правила

  1. Определяем слабую позицию (находим орфограмму).

  2. Подбираем однокоренные слова.

  3. Выделяем корень в однокоренных словах.

  4. Подбираем проверочное (однокоренное) слово, в котором согласные четко произносятся.

  5. Записываем слово.

(Работа у доски) -Запишем ваши слова и проверим их.(Грустный ,сердце, звездный, поздний, местность)

Посмотрите внимательно на слова с непроиз.согл. и скажите

- когда в слове появляются непроизносимые согласные?

(Когда есть сочетание трех, четырех согласных и один из них не произносится)


Учитель выставляет на доску карточки с буквосочетаниями 

ЗДН [зн], СТЛ [сл], ВСТВ [ств], РДЦ [рц], ЛНЦ [нц], СТН [сн]



--- В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т.

- А почему он теряется? (Слова, о которых мы говорим называют «хитрыми». Звук не произносится, а буква пишется? А почему всё-таки исчезают отдельные звуки? Дело в том, что три или даже 4 согласные подряд бывает очень трудно произнести, и мы упрощаем таким образом их произношение.


VIII. Закрепление пройденного материала


1. Работа с учебником.

Учебнику. стр.118 упр.226

– А теперь выполняем упражнение. Прочитайте задание.
– Работаем самостоятельно.

-У кого возникли затруднения?  Проверяем.

Физкультминутка.

Будем тренироваться слышать слова с непроизносимыми согласными и подбирать к ним проверочные.

- Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимой согласной, вы подпрыгиваете на месте.

Тростник, устный, страна, сердце,  земля, местность, вечер , гигантский, опасный, солнце, голос, обед, счастливый, звёздный, знаменитый, дорога.

2. Самостоятельная работа.

– А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой. 

-А сейчас вы попробуете самостоятельно провести мини-исследование других слов с непроизносимыми согласными.

- Работать будете по алгоритму, по которому мы работали сейчас вместе (Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

гиган…ский- грус…ный - прекрас…но- свис…нул - звёз…ный - капус…ный - поз…но - чудес…но- счас…ливый - ус…ный - радос…ный - облас…ной-

праз…ик- лес…ница- чус…ство-

- Какие согласные чаще не произносятся? (Ответы детей)

- Посмотрите на буквы минутки чистописания, что заметили? ( ответы)

Проверка 

– К каждому ли проверяемому слову нашлось проверочное?  (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, праздник) 

- Почему? ( это словарные слова)


3.Возьмите одно из слов с непроизносимый согласный и составьте с ним предложение . Запишите его. Найдите в нем основу.

IX. Домашнее задание: с.117-118 – правило, упр. 224

- Прочитайте задание. Кому непонятно как делать?

7. Рефлексия.

1.

- Какова тема нашего урока? (Написание непроизносимых согласных в корне слова.)

- Каковы задачи нашего урока? (Учились проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.).

-Мы нашли способ проверки слов? (дети повторяют правило) Можем ли мы сказать, что все знаем о словах с непроизносимыми согласными? (нет)

На следующем уроке мы с вами познакомимся со словами, в которых есть непроизносимые согласные, но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

-Кому сегодня на уроке было интересно? Что именно?

Что получилось хорошо? А над чем еще нужно поработать?

2. Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

Шевелить мозгами. Краем уха . Хлопать ушами.

3.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!