СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 10 классе "Местоимение. Повторение изученного".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского языка в 10 классе "Местоимение. Повторение изученного".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе "Местоимение. Повторение изученного".»

Тема: Местоимение как часть речи. Повторение изученного.

Ход урока:

  1. Повторение изученного, тренировочные упражнения:


1) Словарная и лексическая работа

Комментировать (разъяснительные примечания к чему-либо) футбольный матч

Рассуждения (мысли, изложенные логично и последовательно) известного автора

Серьезный одиннадцатый аргумент (доказательство)

Пятьдесят седьмым вагоном

Актуальная (важный) проблема

Мировоззрение писателя

Сохранить оптимизм (жизнерадостное мироощущение)


2). Орфоэпическая разминка: агЕнт, баловАть, взялА, добЫча, премировАть, откУпорить, звонИт, включИт , нЕкогда, нИкогда

3). Повторение изученного ранее материала:

В качестве эпиграфа к данному разделу урока приведу слова ученого-лингвиста Александра Александровича Реформатского, который говорил:

«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова».

Вы помните, что цель уроков русского языка в 10 классе - поэтапное устранение орфографических, грамматических, морфологических, речевых трудностей на пути подготовки к ЕГЭ.

Цель сегодняшнего урока: обобщить полученные ранее знания о местоимении, ведь местоимение – та часть речи, которая не единожды упоминается в заданиях ЕГЭ.

4) Сообщения учащихся

В повторении изученного материала мне поможете вы. Несколько уроков назад некоторые учащиеся выбрали темы сообщений по теме «Местоимение». Надеюсь, ребята хорошо подготовились.

Итак, 1-ая тема: Местоимение как часть речи

Тему «Местоимение» мы уже изучали в 6 классе. Предлагаю вспомнить, что нам известно о местоимении.

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.

Выделяют 9 разрядов местоимений (взгляните на экран). Давайте вспомним разряды: личные, возвратное, вопросительные и относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.

2-ая тема: Разряды местоимений

1 разряд: личные. Это местоимения: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.

Местоимения называются личными, потому что они обозначают какое-либо лицо. Они указывают на говорящего (я, мы – 1 л), на слушающего (ты, вы – 2 лицо), на того, о ком или о чем говорится (он, она, оно, они – 3 лицо)

Личные местоимения могут обозначать как одушевленные, так и неодушевленные предметы и отвлеченные существительные.

По числам, а в ед. числе по родам изменяется только местоимение 3 лица: он – она - оно – они. Местоимения 1 и 2 лица не изменяются ни по числам, ни по родам. Зато склоняются все личные местоимения.

Нужно обратить внимание на чередования основ некоторых местоимений: я – меня, мы – нас, они – их, ты-тебя-тобой и другие.

2 разряд: возвратное местоимение СЕБЯ. Местоимение указывает на подлежащее, выражает направление действия на того, кто его производит.

Вспомним возвратные глаголы с суффиксом –СЯ (умываюсь, занимаюсь). Когда-то это СЯ было отдельным словом, усеченным СЕБЯ. Со временем оно «приросло» к глаголам и стало восприниматься как часть слова.

Это местоимение не имеет морфологических признаков, кроме падежа.

3 и 4 разряд: вопросительные и относительные местоимения: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях, относительные - в повествовательных. Вопросительные местоимения КТО и ЧТО не изменяются по родам и числам. На экране - таблица склонения местоимения ЧЕЙ. Рассмотрите и обратите внимание на правописание разделительного Ь.

Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.

5 разряд: неопределенные местоимения. Их достаточно много. Они указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Есть некоторые правила написания неопределенных местоимений - посмотрите на таблицу: в неопределенных местоимениях НЕКТО, НЕЧТО приставка НЕ всегда под ударением и пишется слитно.

Вспомните шуточное стихотворение из 6 класса: КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ – черточку не забудь. Это правило – тоже в таблице.

5 разряд: отрицательные местоимения - они образованы от вопросительных с помощью приставок НЕ и НЕ. Они выражают отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества.

В отрицательных местоимениях приставка НИ безударная, в ней пишется И.

Еще правило: если НЕ и НИ отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Притяжательные местоимения - указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные, а в предложении бывают определениями.

Местоимения ВАШ, Вы иногда используются как форма вежливого обращения к одному лицу. Тогда они пишутся с большой буквы.

Следующий разряд - указательные местоимения. Обратите внимание на правописание данных местоимений – об этом, но о том!

Определительные местоимения указывают на обобщенное качество предмета. На экране– таблица склонения местоимения САМ, САМЫЙ. Обратите внимание, на какую часть слова падает ударение в местоимениях

5) Практическая часть

Спасибо, ребята!

Теперь, вспомнив теоретический материал, прейдем к практической части.

Перед вами – вопросы теста. Выполните их в течение нескольких минут!

А) Тест.

1. Какое местоимение является личным:

А) своего

Б) кто

В) моя

Г) ТОБОЙ

2. Какое местоимение не имеет Именительного падежа, рода, числа:

А) отрицательное

Б) вопросительное

В) ВОЗВРАТНОЕ

Г) определительное

3. Какое местоимение является неопределенным:

А) никто

Б) НЕСКОЛЬКО

В) нечего

Г) ничего

4. Какие местоимения совпадают по форме с вопросительными?

А) личные

Б) неопределенные

В) ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

Г) притяжательные

5. Укажите пример с ошибкой в образовании слова:

А) их мнение

Б) СИЛЬНЕЕ НЕГО

В) благодаря им

Г) скачаю по вас

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Н(1)каких причин для беспокойства н(2) было, и мы н(3)сколько н(4) тревожились.

А) 1.2.3,4

Б) 3,4

В) 1

Г) 1.3

Б) Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).

  2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).

  3. Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).

  4. Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).

  5. Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).

  6. Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).

  7. Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).

  8. Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).

  9. Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).

В) упр. 165



6. Выводы


















Скачать

© 2019 1132 15

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!