Тема: Местоимение как часть речи. Повторение изученного.
Ход урока:
Повторение изученного, тренировочные упражнения:
1) Словарная и лексическая работа
Комментировать (разъяснительные примечания к чему-либо) футбольный матч
Рассуждения (мысли, изложенные логично и последовательно) известного автора
Серьезный одиннадцатый аргумент (доказательство)
Пятьдесят седьмым вагоном
Актуальная (важный) проблема
Мировоззрение писателя
Сохранить оптимизм (жизнерадостное мироощущение)
2). Орфоэпическая разминка: агЕнт, баловАть, взялА, добЫча, премировАть, откУпорить, звонИт, включИт , нЕкогда, нИкогда
3). Повторение изученного ранее материала:
В качестве эпиграфа к данному разделу урока приведу слова ученого-лингвиста Александра Александровича Реформатского, который говорил:
«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова».
Вы помните, что цель уроков русского языка в 10 классе - поэтапное устранение орфографических, грамматических, морфологических, речевых трудностей на пути подготовки к ЕГЭ.
Цель сегодняшнего урока: обобщить полученные ранее знания о местоимении, ведь местоимение – та часть речи, которая не единожды упоминается в заданиях ЕГЭ.
4) Сообщения учащихся
В повторении изученного материала мне поможете вы. Несколько уроков назад некоторые учащиеся выбрали темы сообщений по теме «Местоимение». Надеюсь, ребята хорошо подготовились.
Итак, 1-ая тема: Местоимение как часть речи
Тему «Местоимение» мы уже изучали в 6 классе. Предлагаю вспомнить, что нам известно о местоимении.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.
Выделяют 9 разрядов местоимений (взгляните на экран). Давайте вспомним разряды: личные, возвратное, вопросительные и относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.
2-ая тема: Разряды местоимений
1 разряд: личные. Это местоимения: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.
Местоимения называются личными, потому что они обозначают какое-либо лицо. Они указывают на говорящего (я, мы – 1 л), на слушающего (ты, вы – 2 лицо), на того, о ком или о чем говорится (он, она, оно, они – 3 лицо)
Личные местоимения могут обозначать как одушевленные, так и неодушевленные предметы и отвлеченные существительные.
По числам, а в ед. числе по родам изменяется только местоимение 3 лица: он – она - оно – они. Местоимения 1 и 2 лица не изменяются ни по числам, ни по родам. Зато склоняются все личные местоимения.
Нужно обратить внимание на чередования основ некоторых местоимений: я – меня, мы – нас, они – их, ты-тебя-тобой и другие.
2 разряд: возвратное местоимение СЕБЯ. Местоимение указывает на подлежащее, выражает направление действия на того, кто его производит.
Вспомним возвратные глаголы с суффиксом –СЯ (умываюсь, занимаюсь). Когда-то это СЯ было отдельным словом, усеченным СЕБЯ. Со временем оно «приросло» к глаголам и стало восприниматься как часть слова.
Это местоимение не имеет морфологических признаков, кроме падежа.
3 и 4 разряд: вопросительные и относительные местоимения: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях, относительные - в повествовательных. Вопросительные местоимения КТО и ЧТО не изменяются по родам и числам. На экране - таблица склонения местоимения ЧЕЙ. Рассмотрите и обратите внимание на правописание разделительного Ь.
Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.
5 разряд: неопределенные местоимения. Их достаточно много. Они указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Есть некоторые правила написания неопределенных местоимений - посмотрите на таблицу: в неопределенных местоимениях НЕКТО, НЕЧТО приставка НЕ всегда под ударением и пишется слитно.
Вспомните шуточное стихотворение из 6 класса: КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ – черточку не забудь. Это правило – тоже в таблице.
5 разряд: отрицательные местоимения - они образованы от вопросительных с помощью приставок НЕ и НЕ. Они выражают отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества.
В отрицательных местоимениях приставка НИ безударная, в ней пишется И.
Еще правило: если НЕ и НИ отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.
Притяжательные местоимения - указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные, а в предложении бывают определениями.
Местоимения ВАШ, Вы иногда используются как форма вежливого обращения к одному лицу. Тогда они пишутся с большой буквы.
Следующий разряд - указательные местоимения. Обратите внимание на правописание данных местоимений – об этом, но о том!
Определительные местоимения указывают на обобщенное качество предмета. На экране– таблица склонения местоимения САМ, САМЫЙ. Обратите внимание, на какую часть слова падает ударение в местоимениях
5) Практическая часть
Спасибо, ребята!
Теперь, вспомнив теоретический материал, прейдем к практической части.
Перед вами – вопросы теста. Выполните их в течение нескольких минут!
А) Тест.
1. Какое местоимение является личным:
А) своего
Б) кто
В) моя
Г) ТОБОЙ
2. Какое местоимение не имеет Именительного падежа, рода, числа:
А) отрицательное
Б) вопросительное
В) ВОЗВРАТНОЕ
Г) определительное
3. Какое местоимение является неопределенным:
А) никто
Б) НЕСКОЛЬКО
В) нечего
Г) ничего
4. Какие местоимения совпадают по форме с вопросительными?
А) личные
Б) неопределенные
В) ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
Г) притяжательные
5. Укажите пример с ошибкой в образовании слова:
А) их мнение
Б) СИЛЬНЕЕ НЕГО
В) благодаря им
Г) скачаю по вас
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Н(1)каких причин для беспокойства н(2) было, и мы н(3)сколько н(4) тревожились.
А) 1.2.3,4
Б) 3,4
В) 1
Г) 1.3
Б) Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.
У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).
В) упр. 165
6. Выводы