Тема: Сложное предложение
Цель: обобщить знания учащихся по теме «СП».
Задачи: познавательные: отработать умения классифицировать СП, составлять схемы (с логической последовательностью разбора), обосновывать выбор места знака препинания и выбор необходимого знака; развивающие: развивать способность и готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, развивать потребности к речевому самосовершенствованию; воспитательные: воспитывать чувства любви к малой Родине, к родной природе, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как явлению культуры через использование высокохудожественных текстов.
Тип урока: урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков).
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично – поисковый.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите все ли у вас готово к уроку.
2. Звучит стихотворении А.А.Ахматовой
Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает плуг, Шумят деревья, весело – сухие, и теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.
- Обратите внимание на стихотворение, которое только что прозвучало. Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?
-Верно. Ответив на вопрос, вы сформулировали тему нашего урока.
Запись числа и темы урока. - Отталкиваясь от темы урока, используя запись на мониторе, сформулируйте цель нашего урока
Цель: повторить все…(виды) сложных предложений;
- развивать умения различать… (СП, ПП.)
4 Первый этап урока «Теоретический». Заполнение таблицы «Виды СП» Доклад на тему «ССП» ССП –это сложные предложения, части которого равноправны и связаны сочинительными союзами:
соединительными (и, да(=и), ни…ни, тоже, также), которые указывают на одновременность или последовательность событий;
противительными (а, но, да(=но), зато, однако), которые указывают на различие явлений, их противопоставление;
разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то) указывают на то, что явления чередуются или взаимоисключают друг друга.
Между частями ССП обычно ставится запятая. Запятая не ставится, если
имеется общий член предложения или общая придаточная часть;
части ССП выражены двумя вопросительными, или восклицательными, или побудительными предложениями.
Доклад «СПП с одним придаточным»
СПП – это СП, состоящее из главной и придаточной частей, связанных между собой подчинительными союзами или союзными словами. Союзы членами предложения не являются, а союзные слова являются. В главной части могут быть указательные слова (тот, такой, туда и др.), указывающие, что после главной части обязательно идет придаточная. Придаточное предложение может стоять перед,, после и в середине главного.
СПП делятся на три вида:
СПП с придаточными определительными, которые относятся чаще всего к существительному в главном предложении и отвечают на вопрос какой, всегда стоят после главного предложения и связываются с помощью союзных слов.
СПП с придаточными изъяснительными, которые относятся к глаголу в главном предложении, отвечает на вопросы косвенных падежейц, присоединяются к главному с помощью союзов и союзных слов
СПП с придаточными обстоятельственными (их 9: места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия)
Придаточная часть всегда отделяется от главной запятой и двумя запятыми, если стоит в середине главного.
5 Тест на определение видов СП.
- Сейчас мы вспомнили теорию вопроса, а сейчас проверочный тест на определение видов СП, с последующей самопроверкой. В зачетном листе распределяйте номера предложений, соответствующие данному виду предложений. 1. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов.
2. На том месте, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.
3. То притихнет дождь, то опять, играя, постукивает по площадям.
4. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до вечера.
5. Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали.
6. Окна выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду.
7. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, - вся ряска к зиме опустилась на дно.
8.Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.
9. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.
10. Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки.
Сложносочиненные | Сложноподчиненные | Бессоюзные |
1 | 2 | 4 |
3 | 6 | 7 |
| 8 | 9 |
6 Работа с доской Задание: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложению.
1.Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся сизые предрассветные тучки.
2.Яркие полосы солнечных лучей, пробившись сквозь кровлю деревьев, рассеивают плотный сумрак, и лес, окутанный этим серебристым светом, кажется еще более величественным.
3.В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
4.Солнце дымное встает – будет день горячим.
7 Прочитайте и озаглавьте текст. К какому стилю и типу речи он относится. Спишите, определите вид сложных предложений.
Все молились о снеге, и вот, наконец, пошли косички по небу - мороз начал сдавать. Ветер опять утих, и благодатный снег начал медленно опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые опускались на землю. Чтобы насладиться этой картиной, я вышел в поле. Чудное зрелище открылось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока. Мне казалось, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом, наполняя весь воздух движением и поразительной тишиной. Наступали длинные зимние сумерки, и падающий снег начинал закрывать все предметы, и белым мраком одевал землю. (По С. Аксакову)
8 Разгадай кроссворд
По горизонтали:
1)Раздел русского языка, изучающий строение и значение предложений.
3)Вид сложного предложения, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.
5)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопрос какой?
7)Зависимое предложение, подчиненное по смыслу и грамматически.
9)Вид придаточного предложения, которое присоединяется при помощи союзов как, словно, будто, как будто, точно.
11)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.
По вертикали:
1)Предложение, в котором две и более грамматических основ.
2)Сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонационно.
4)Вид сложного предложения, в котором одно предложение подчинено другому с помощью подчинительных союзов.
6)Раздел науки о языке, который изучает постановку знаков препинания.
8)Группа придаточных предложений, которые отвечают на вопросы где, когда, куда, зачем, почему и т.д.
9 Подведение итогов. Рефлексия урока
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
было трудно…