СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный урок с использованием схем и таблиц. Много практического материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Сложное предложение"»

Тема: Сложное предложение

Цель: обобщить знания учащихся по теме «СП».

Задачи: познавательные: отработать умения классифицировать СП, составлять схемы (с логической последовательностью разбора), обосновывать выбор места знака препинания и выбор необходимого знака; развивающие: развивать способность и готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, развивать потребности к речевому самосовершенствованию; воспитательные: воспитывать чувства любви к малой Родине, к родной природе, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как явлению культуры через использование высокохудожественных текстов.

Тип урока: урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков).

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично – поисковый.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите все ли у вас готово к уроку.



2. Звучит стихотворении А.А.Ахматовой

Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает плуг, Шумят деревья, весело – сухие, и теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

- Обратите внимание на стихотворение, которое только что прозвучало. Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?

-Верно. Ответив на вопрос, вы сформулировали тему нашего урока.

Запись числа и темы урока. - Отталкиваясь от темы урока, используя запись на мониторе, сформулируйте цель нашего урока

Цель: повторить все…(виды) сложных предложений;

- развивать умения различать… (СП, ПП.)

4 Первый этап урока «Теоретический». Заполнение таблицы «Виды СП» Доклад на тему «ССП» ССП –это сложные предложения, части которого равноправны и связаны сочинительными союзами:

  • соединительными (и, да(=и), ни…ни, тоже, также), которые указывают на одновременность или последовательность событий;

  • противительными (а, но, да(=но), зато, однако), которые указывают на различие явлений, их противопоставление;

  • разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то) указывают на то, что явления чередуются или взаимоисключают друг друга.

Между частями ССП обычно ставится запятая. Запятая не ставится, если

  • имеется общий член предложения или общая придаточная часть;

  • части ССП выражены двумя вопросительными, или восклицательными, или побудительными предложениями.

Доклад «СПП с одним придаточным»

СПП – это СП, состоящее из главной и придаточной частей, связанных между собой подчинительными союзами или союзными словами. Союзы членами предложения не являются, а союзные слова являются. В главной части могут быть указательные слова (тот, такой, туда и др.), указывающие, что после главной части обязательно идет придаточная. Придаточное предложение может стоять перед,, после и в середине главного.

СПП делятся на три вида:

  • СПП с придаточными определительными, которые относятся чаще всего к существительному в главном предложении и отвечают на вопрос какой, всегда стоят после главного предложения и связываются с помощью союзных слов.

  • СПП с придаточными изъяснительными, которые относятся к глаголу в главном предложении, отвечает на вопросы косвенных падежейц, присоединяются к главному с помощью союзов и союзных слов

  • СПП с придаточными обстоятельственными (их 9: места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия)


Придаточная часть всегда отделяется от главной запятой и двумя запятыми, если стоит в середине главного.



5 Тест на определение видов СП.

- Сейчас мы вспомнили теорию вопроса, а сейчас проверочный тест на определение видов СП, с последующей самопроверкой. В зачетном листе распределяйте номера предложений, соответствующие данному виду предложений. 1. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов.

2. На том месте, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями,  три сосны стоят.

3. То притихнет дождь, то опять, играя, постукивает по площадям.

4. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до вечера. 

5. Ветер подхватывает снегскручивает в тугиехлесткие спирали

6. Окна выходили в садкоторый спускался к оврагу и пруду.

7. Сейчас вода в озере была очень чернаяпрозрачная, - вся ряска к зиме опустилась на дно.

8.Лишь только я с крутых высот спустилсясвежесть горных вод повеяла навстречу мне.

9. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.

10. Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки.

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Бессоюзные

1

2

4

3

6

7


8

9



6 Работа с доской Задание: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложению.

1.Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся сизые предрассветные тучки.

2.Яркие полосы солнечных лучей, пробившись сквозь кровлю  деревьев, рассеивают плотный сумрак, и лес, окутанный этим серебристым светом, кажется еще более величественным.


3.В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

 

4.Солнце дымное встает – будет день горячим.

7 Прочитайте и озаглавьте текст. К какому стилю и типу речи он относится. Спишите, определите вид сложных предложений.

Все молились о снеге, и вот, наконец, пошли косички по небу - мороз начал сдавать. Ветер опять утих, и благодатный снег начал медленно опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые опускались на землю. Чтобы насладиться этой картиной, я вышел в поле. Чудное зрелище открылось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока. Мне казалось, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом, наполняя весь воздух движением и поразительной тишиной. Наступали длинные зимние сумерки, и падающий снег начинал закрывать все предметы, и белым мраком одевал землю. (По С. Аксакову)



8 Разгадай кроссворд


По горизонтали:

1)Раздел русского языка, изучающий строение и значение предложений.

3)Вид сложного предложения, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.

5)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопрос какой?

7)Зависимое предложение, подчиненное по смыслу и грамматически.

9)Вид придаточного предложения, которое присоединяется при помощи союзов как, словно, будто, как будто, точно.

11)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.


По вертикали:

1)Предложение, в котором две и более грамматических основ.

2)Сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонационно.

4)Вид сложного предложения, в котором одно предложение подчинено другому с помощью подчинительных союзов.

6)Раздел науки о языке, который изучает постановку знаков препинания.

8)Группа придаточных предложений, которые отвечают на вопросы где, когда, куда, зачем, почему и т.д.

9 Подведение итогов. Рефлексия урока


сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…


было трудно…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!