СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Расширение сведений об именах собственных», 1 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  обучающийся научится  находить имена собственные.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Расширение сведений об именах собственных», 1 класс»

Урок русского языкав 1 классе

Тема «Расширение сведений об именах собственных»


Цель: обучающийся научится находить имена собственные.

УУД: участвовать в постановке учебной задачи.

Учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Составлять план действий и предвосхищать результат.

Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

Умение работать в парах.

Осознание своей этнической принадлежности.

Содержание урока: отличие имён собственных от других.

Технология: деятельностный метод «Школа 2000…»

Оборудование: учебник, карточки, листочки в линию, проектор, компьютер, белая магнитная доска, маркеры, тетради.

Демонстрационный материал:


Д 1.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы




Д 2.

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ



Д 3. Слайд 1.


Дарина-Олеся

Александр-Иван

Дмитрий-Сергей


Софья-Ксения

Евгений-Артём

Дмитрий-Никита

Екатерина-Александра


Д 4. Слайд 2.

Меня зовут … . Я учусь в (С, с)еле (Г, г)лафировка.



Д 5.

Уметь находить имена собственные




Д 6. Слайд 3.

Карта Щербиновского района


Д 7.

имена, фамилии, отчества, клички



Д 8.

Названия стран, городов, деревень, улиц, рек



Д 9. Слайд 4.

(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград

(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга







Д 10. Слайд 5.

(г,Г)ород … стоит на …. … , а (г,Г)ород … - на … … .




Раздаточный материал:

Р 1.

Листочки в линию.

Р 2. Карточки с заданием №36 /учебника/

(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград

(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга






Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

(На партах лежат листочки)

- На ваших партах лежат листочки. Как думаете, зачем они нужны на уроке? (Чтобы выполнить задание. Чтобы что-то написать на них.)

- Да, вы правы, чтобы выполнить задание. Но это будет необычное задание. Вы хотели бы сделать друг другу что-то приятное? (да)

- Тогда положите перед собой листок, возьмите ручку и приготовьтесь очень старательно написать имя своего соседа или соседки по парте.



2. Актуализация знаний.

- Чтобы всем было приятно читать свои имена, как напишите буквы? (Красиво, аккуратно, правильно, с большой буквы)

-Правильно, а почему имена нужно писать с большой буквы? (Потому что это имена собственные. А все имена собственные всегда пишутся с большой буквы). После этого ответа учитель вешает на доску лист-напоминание (Д 1).

- Если вы сомневаетесь в правильности написания имён, то можете использовать мою подсказку (Д 3. СЛАЙД 1)

- Займите позицию «Готов к работе», приступайте к выполнению задания.

- Теперь сделайте приятное друг другу – поменяйтесь листочками и прочитайте ваше имя.

-Что записали? (Своё имя. Наши имена. Имена собственные).

-О чём будем сегодня говорить на уроке? (Будем говорить на уроке об именах собственных). Появляется лист на доске (Д 2).

-Оставьте листочки на краю парты. Они понадобятся в конце урока. А теперь напишите краткую информацию о себе в тетради. Откройте тетради, отступите 2 строки от последней записи, запишите число. Выполнять задание вы будете по образцу. (Д. 4. СЛАЙД 2.)

-Прочитайте предложения «про себя».

-Что нужно сделать в этом задании? (Вставить своё имя и раскрыть скобки, списать).

-А теперь вспомним правила списывания (Памятка №1: прочитать так, как написано; так же повторить, не глядя на запись; писать по памяти, диктуя себе, как было написано; проверить себя, читая по слогам).

- Итак, приступаем к выполнению задания: спишите предложения, вставляя своё имя и раскрывая скобки.

Дети сталкиваются с проблемой: А как правильно раскрыть скобки? А слово «деревня» пишется с большой буквы?

-Получается выполнить? (Нет)

- Обсудите в парах – в чём затруднение? (Мы это ещё не умеем. Я не знаю, как правильно написать.)

-Продолжите обсуждение в парах – какая тема урока? (Имена собственные)

- Сформулируйте цель нашего урока. (Уметь находить имена собственные.)

Учитель прикрепляет файл на доску (Д. 5)


3. Проблемное объяснение нового знания.

-Какое задание вы должны были выполнить? (списать, вставляя слова и раскрывая скобки).

-Что помешало выполнить? (неумение находить имена собственные, недостаточные знания по теме).

-Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание? (Вспомнить, что мы знаем об именах собственных. Найти ответ в учебнике, прочитать правило).

- Давайте вспомним

Что умею? Знаю?

Что не умею? Не знаю?







Дети приходят к выводам: знаем: 1. Отвечает на вопросы кто? 2. Называет имена, отчества, фамилии людей, клички животных. 3. Пишется с заглавной буквы. Не знаем: 1. Как находить имена собственные в предложениях. 2. Может, называют что-то ещё?

- Давайте дальше следовать вашему плану. Откроем учебник на стр.21 и прочитаем правило. (Ученик читает: «Названия стран, городов, деревень, улиц, рек…- всё это имена собственные. Поэтому они пишутся с большой буквы».)

-А теперь посмотрим на доску. СЛАЙД 3.

- Назовите имена собственные: (Шабельское, Молчановка, Николаевка и т.д.)

-Есть повторяющиеся названия? (нет)

-Скажите, сёл много? (да)

-Тогда ответьте, является ли само слово «село» именем собственным? (нет)

- Что уже знали про имена собственные? (имена, фамилии, отчества, клички)

Рядом с карточкой «ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ» добавляется карточка на доске (Д 7)

- Что нового узнали? (Названия стран, городов, сёл, деревень, улиц, рек…- всё это имена собственные)

Добавляется карточка (Д. 8)

− Где пригодятся вам новые знания? (Для написания писем, рассказов о путешествиях и т.д.)

4. Первичное закрепление его во внешней речи.

- Возвращаемся к невыполненному заданию. Как же правильно раскрыть скобки? (село Глафировка. Сёл много. Значит, слово «село» не является именем собственным и пишется с маленькой буквы. Глафировка – название села, имя собственное. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.). Фронтальная работа. Один ученик у доски, остальные – в тетради.

Приступайте к списыванию. Будьте внимательны. Отметьте опасное место в написании имени собственного.

Ученики оценивают работу: если выполнено верно - хлопают в ладоши, если неверно - топают ногами.

Учитель проводит рефлексию выполнения задания:

− У кого были ошибки? В чем ваша ошибка? Проговорите правило.

− Кто выполнил задание правильно?

− Вы учились применять новое знание. Подумайте, как дальше предстоит работать? (Самостоятельная работа.)

− С какой целью? (Выяснить, понял ли я, как находить имена собственные.)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Напомните цель урока. (уметь находить имена собственные).

Выполнение упр.36 из учебника. Задание: «Прочитай и догадайся с помощью рисунка, почему города так назвали. Какие слова – имена собственные?».

Рисунок и слова выводятся на доску. (Р. 2. СЛАЙД 4.)

Беседа о названии городов от названия рек, на берегах которых они находятся.

Данное задание учащиеся выполняют на карточках , зачёркивая неверные варианты. Далее проходит взаимопроверка, когда ученики обмениваются карточками и проверяют друг друга, сверяясь с эталоном на доске. На доске также появляется правильный ответ и объясняется выбор по алгоритму.

-Какие слова разбирали на карточках? (город Москва, река Москва, город Волгоград, река Волга)

-Назовите имена собственные.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- В упражнении 36 для вас ещё одно задание: «Включи эти слова в предложение и запиши его». (Д. 10)

- Прочитайте получившиеся предложение. (Затем спрашиваю 1 ученика: Город Москва стоит на реке Москве, а город Волгоград – на реке Волге).

- Обратите внимание на правильное употребление слов: на реке Москве, на реке Волге.

- Назовите имена собственные (Москва, Волга, Волгоград)

-Как правильно их запишите? (С заглавной буквы).

-Приступайте к выполнению задания./1 ученик у доски, остальные – в тетради/

-А теперь внимательно выполните проверку. Напомните действие проверки: Читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены; сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы.

-Что мы не сделали во время проверки? (Не отметили опасные места.)

- В чём заключается опасность? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы).

Отметьте опасные места.

− У кого есть ошибки?

− В чем причина ошибок? (Не смогли найти все имена собственные.)

-Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? / потренироваться/

− Не беда, что у вас не все сразу получилось, – вы еще не раз встретитесь с заданиями этого вида, так что у вас будет возможность потренироваться.

− У кого все верно? Молодцы! Я рада, что у вас все так хорошо получается!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель возвращается к карточкам на доске.

− Над какой темой вы работали? (Имена собственные.)

- Что знали об именах собственных? (Это имена, фамилии, отчества и клички. Пишутся с заглавной буквы).

− Какую цель поставили? Какой получили результат?

Давайте выполним небольшое задание на карточке, а потом оценим свою работу. /Зачеркни неправильный ответ: Река волхов, город Омск, Деревня Сосновка, посёлок Щербиновский, река Лена./ Правильный ответ на доске.

-Выполните самопроверку.

− Оцените правильность выполнения самостоятельной работы. Для этого возьмите маленькие листочки, на которых вы старательно писали имена в начале урока. Нарисуйте круг и закрасьте его в подходящий цвет: зелёный – нет ошибок, я знаю, как избежать ошибок; жёлтый – 1 ошибка, но я понял, как избежать ошибок я разобрался с ними; красный – 2 ошибки, и я не знаю, как избежать ошибок.

-Поднимите руки, у кого красные круги. Давайте поможем этим ученикам. Что подскажем? /ответы детей/

Обращаюсь к тем, у кого ошибки: А теперь из вариантов выбери для себя цель, которую ты поставишь, чтобы избежать ошибок.

− Я оцениваю работу класса на уроке хорошо: вы смогли открыть новое знание, работали дружно, помогали друг другу в парах, сообща делали выводы и т.п.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!