Урок русского языкав 1 классе
Тема «Расширение сведений об именах собственных»
Цель: обучающийся научится находить имена собственные.
УУД: участвовать в постановке учебной задачи.
Учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Составлять план действий и предвосхищать результат.
Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.
Умение работать в парах.
Осознание своей этнической принадлежности.
Содержание урока: отличие имён собственных от других.
Технология: деятельностный метод «Школа 2000…»
Оборудование: учебник, карточки, листочки в линию, проектор, компьютер, белая магнитная доска, маркеры, тетради.
Демонстрационный материал:
Д 1.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы
Д 2.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
Д 3. Слайд 1.
Дарина-Олеся Александр-Иван Дмитрий-Сергей | Софья-Ксения Евгений-Артём Дмитрий-Никита Екатерина-Александра |
Д 4. Слайд 2.
Меня зовут … . Я учусь в (С, с)еле (Г, г)лафировка.
Д 5.
Уметь находить имена собственные
Д 6. Слайд 3.
Карта Щербиновского района
Д 7.
имена, фамилии, отчества, клички
Д 8.
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек
Д 9. Слайд 4.
(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград
(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга
Д 10. Слайд 5.
(г,Г)ород … стоит на …. … , а (г,Г)ород … - на … … .
Раздаточный материал:
Р 1.
Листочки в линию.
Р 2. Карточки с заданием №36 /учебника/
(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград
(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
(На партах лежат листочки)
- На ваших партах лежат листочки. Как думаете, зачем они нужны на уроке? (Чтобы выполнить задание. Чтобы что-то написать на них.)
- Да, вы правы, чтобы выполнить задание. Но это будет необычное задание. Вы хотели бы сделать друг другу что-то приятное? (да)
- Тогда положите перед собой листок, возьмите ручку и приготовьтесь очень старательно написать имя своего соседа или соседки по парте.
2. Актуализация знаний.
- Чтобы всем было приятно читать свои имена, как напишите буквы? (Красиво, аккуратно, правильно, с большой буквы)
-Правильно, а почему имена нужно писать с большой буквы? (Потому что это имена собственные. А все имена собственные всегда пишутся с большой буквы). После этого ответа учитель вешает на доску лист-напоминание (Д 1).
- Если вы сомневаетесь в правильности написания имён, то можете использовать мою подсказку (Д 3. СЛАЙД 1)
- Займите позицию «Готов к работе», приступайте к выполнению задания.
- Теперь сделайте приятное друг другу – поменяйтесь листочками и прочитайте ваше имя.
-Что записали? (Своё имя. Наши имена. Имена собственные).
-О чём будем сегодня говорить на уроке? (Будем говорить на уроке об именах собственных). Появляется лист на доске (Д 2).
-Оставьте листочки на краю парты. Они понадобятся в конце урока. А теперь напишите краткую информацию о себе в тетради. Откройте тетради, отступите 2 строки от последней записи, запишите число. Выполнять задание вы будете по образцу. (Д. 4. СЛАЙД 2.)
-Прочитайте предложения «про себя».
-Что нужно сделать в этом задании? (Вставить своё имя и раскрыть скобки, списать).
-А теперь вспомним правила списывания (Памятка №1: прочитать так, как написано; так же повторить, не глядя на запись; писать по памяти, диктуя себе, как было написано; проверить себя, читая по слогам).
- Итак, приступаем к выполнению задания: спишите предложения, вставляя своё имя и раскрывая скобки.
Дети сталкиваются с проблемой: А как правильно раскрыть скобки? А слово «деревня» пишется с большой буквы?
-Получается выполнить? (Нет)
- Обсудите в парах – в чём затруднение? (Мы это ещё не умеем. Я не знаю, как правильно написать.)
-Продолжите обсуждение в парах – какая тема урока? (Имена собственные)
- Сформулируйте цель нашего урока. (Уметь находить имена собственные.)
Учитель прикрепляет файл на доску (Д. 5)
3. Проблемное объяснение нового знания.
-Какое задание вы должны были выполнить? (списать, вставляя слова и раскрывая скобки).
-Что помешало выполнить? (неумение находить имена собственные, недостаточные знания по теме).
-Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание? (Вспомнить, что мы знаем об именах собственных. Найти ответ в учебнике, прочитать правило).
- Давайте вспомним
Что умею? Знаю? | Что не умею? Не знаю? |
| |
| |
| |
Дети приходят к выводам: знаем: 1. Отвечает на вопросы кто? 2. Называет имена, отчества, фамилии людей, клички животных. 3. Пишется с заглавной буквы. Не знаем: 1. Как находить имена собственные в предложениях. 2. Может, называют что-то ещё?
- Давайте дальше следовать вашему плану. Откроем учебник на стр.21 и прочитаем правило. (Ученик читает: «Названия стран, городов, деревень, улиц, рек…- всё это имена собственные. Поэтому они пишутся с большой буквы».)
-А теперь посмотрим на доску. СЛАЙД 3.
- Назовите имена собственные: (Шабельское, Молчановка, Николаевка и т.д.)
-Есть повторяющиеся названия? (нет)
-Скажите, сёл много? (да)
-Тогда ответьте, является ли само слово «село» именем собственным? (нет)
- Что уже знали про имена собственные? (имена, фамилии, отчества, клички)
Рядом с карточкой «ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ» добавляется карточка на доске (Д 7)
- Что нового узнали? (Названия стран, городов, сёл, деревень, улиц, рек…- всё это имена собственные)
Добавляется карточка (Д. 8)
− Где пригодятся вам новые знания? (Для написания писем, рассказов о путешествиях и т.д.)
4. Первичное закрепление его во внешней речи.
- Возвращаемся к невыполненному заданию. Как же правильно раскрыть скобки? (село Глафировка. Сёл много. Значит, слово «село» не является именем собственным и пишется с маленькой буквы. Глафировка – название села, имя собственное. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.). Фронтальная работа. Один ученик у доски, остальные – в тетради.
Приступайте к списыванию. Будьте внимательны. Отметьте опасное место в написании имени собственного.
Ученики оценивают работу: если выполнено верно - хлопают в ладоши, если неверно - топают ногами.
Учитель проводит рефлексию выполнения задания:
− У кого были ошибки? В чем ваша ошибка? Проговорите правило.
− Кто выполнил задание правильно?
− Вы учились применять новое знание. Подумайте, как дальше предстоит работать? (Самостоятельная работа.)
− С какой целью? (Выяснить, понял ли я, как находить имена собственные.)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Напомните цель урока. (уметь находить имена собственные).
Выполнение упр.36 из учебника. Задание: «Прочитай и догадайся с помощью рисунка, почему города так назвали. Какие слова – имена собственные?».
Рисунок и слова выводятся на доску. (Р. 2. СЛАЙД 4.)
Беседа о названии городов от названия рек, на берегах которых они находятся.
Данное задание учащиеся выполняют на карточках , зачёркивая неверные варианты. Далее проходит взаимопроверка, когда ученики обмениваются карточками и проверяют друг друга, сверяясь с эталоном на доске. На доске также появляется правильный ответ и объясняется выбор по алгоритму.
-Какие слова разбирали на карточках? (город Москва, река Москва, город Волгоград, река Волга)
-Назовите имена собственные.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- В упражнении 36 для вас ещё одно задание: «Включи эти слова в предложение и запиши его». (Д. 10)
- Прочитайте получившиеся предложение. (Затем спрашиваю 1 ученика: Город Москва стоит на реке Москве, а город Волгоград – на реке Волге).
- Обратите внимание на правильное употребление слов: на реке Москве, на реке Волге.
- Назовите имена собственные (Москва, Волга, Волгоград)
-Как правильно их запишите? (С заглавной буквы).
-Приступайте к выполнению задания./1 ученик у доски, остальные – в тетради/
-А теперь внимательно выполните проверку. Напомните действие проверки: Читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены; сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы.
-Что мы не сделали во время проверки? (Не отметили опасные места.)
- В чём заключается опасность? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы).
Отметьте опасные места.
− У кого есть ошибки?
− В чем причина ошибок? (Не смогли найти все имена собственные.)
-Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? / потренироваться/
− Не беда, что у вас не все сразу получилось, – вы еще не раз встретитесь с заданиями этого вида, так что у вас будет возможность потренироваться.
− У кого все верно? Молодцы! Я рада, что у вас все так хорошо получается!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель возвращается к карточкам на доске.
− Над какой темой вы работали? (Имена собственные.)
- Что знали об именах собственных? (Это имена, фамилии, отчества и клички. Пишутся с заглавной буквы).
− Какую цель поставили? Какой получили результат?
Давайте выполним небольшое задание на карточке, а потом оценим свою работу. /Зачеркни неправильный ответ: Река волхов, город Омск, Деревня Сосновка, посёлок Щербиновский, река Лена./ Правильный ответ на доске.
-Выполните самопроверку.
− Оцените правильность выполнения самостоятельной работы. Для этого возьмите маленькие листочки, на которых вы старательно писали имена в начале урока. Нарисуйте круг и закрасьте его в подходящий цвет: зелёный – нет ошибок, я знаю, как избежать ошибок; жёлтый – 1 ошибка, но я понял, как избежать ошибок я разобрался с ними; красный – 2 ошибки, и я не знаю, как избежать ошибок.
-Поднимите руки, у кого красные круги. Давайте поможем этим ученикам. Что подскажем? /ответы детей/
Обращаюсь к тем, у кого ошибки: А теперь из вариантов выбери для себя цель, которую ты поставишь, чтобы избежать ошибок.
− Я оцениваю работу класса на уроке хорошо: вы смогли открыть новое знание, работали дружно, помогали друг другу в парах, сообща делали выводы и т.п.