СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Правописание производных предлогов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Правописание производных предлогов" предполагает все формы работы (индивидуальную, групповую, парную). Для проведения урока составлен маршрутный лист, в котором работают ученики. Оценка за урок - критериальная, после чего баллы переводятся в оценку. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание производных предлогов"»

ФИО учителя: Кабанова Татьяна Викторовна.

Класс: 7

УМК: под ред. Ладыженской Т.А.

Предмет: русский язык

Тема: Правописание производных предлогов.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели урока:

Деятельностная цель:

– научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;

– научиться правильно писать производные предлоги;

– рассуждать устно и объяснять письменно условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;

– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Развивающая цель: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная цель: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку, воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к живописи, совершенствовать читательский вкус.

Форма работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Планируемые результаты:

- личностные УУД: пробуждение желания приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества; ориентация в межличностных отношениях; способность к адекватной самооценке своих поступков, действий;

- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


ХОД УРОКА

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Сделаем мир добрее и чище!»

«Минутка приятных воспоминаний». (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало. На доске три смайлика, выберите тот, который соответствует сейчас вашему настроению. Нарисуйте его в своем маршрутном листе. Оценка за урок сегодня будет критериальной. Давайте сделаем заявку на оценку.

Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

Далее идет работа по маршрутному листу (см. Приложение 1).

Формулировка темы и целей – сами учащиеся

Анализируем предложения:

- Ребята, определите к каким частям речи относятся выделенные слова. (предлоги и существительные)

- Сравните, в чём разница? А какие это предлоги по происхождению?

- Сформулируем тему нашего урока и определим цели.

Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания:

У нас возникли затруднения, давайте обратимся к учебнику § 57 и составим схему (см. ОК)

Правописание предлогов





Слитно

Вследствие (=из-за)

Ввиду (=из-за)

Насчёт (= о)

Вместо

Наподобие

Раздельно

В течение

В продолжение

По причине

В целях

Со стороны











Работа с текстом.

Чтобы успешно справиться со следующей лингвистической задачей, мы должны пополнить свой словарный запас.

Техногенная катастрофа  - крупная авария, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.

Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоёв атмосферы  планеты  по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.

Атмосфера - газовая оболочка(геосфера),окружающая планету Земля.


Приложение 1

Маршрутный лист

(ФИ)_______________________________________

У

Оценка:

9-12 баллов – «3»

13-15 баллов – «4»

16-18 баллов – «5»

своение новых знаний по теме «___________________________________________________»

Оценка:

9-12 баллов – «3»

13-15 баллов – «4»

16-18 баллов – «5»







1. Повторение – индивидуально с взаимопроверкой (7 баллов)

1. Укажите словосочетание с производным предлогом

  1. Благодаря его за помощь

  2. Строился около дома

  3. Прошел мимо

  4. Идут навстречу

2. Укажите ошибочное правописание предлога:

  1. Вовремя занятий

  2. Говорить насчет отпуска

  3. Вследствие снегопада

  4. Невзирая на преграду


3. Найдите «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах, подчеркните его.

  1. без, к, от, согласно, над.

  2. благодаря брата, благодаря брату, благодаря стараниям.

  3. насчет работы, на счет в банке, насчет лекции.

  4. вокруг света, оглянулся вокруг, вокруг оси.

  5. около дома, вокруг школы, в целях сохранения.


Количество баллов: _______


2. Вставить пропущенные буквы – индивидуально (3 балла).

Формулировка темы урока - в группе (вписать в отведенную строку).

Был (в) течени.. дня – находиться (в) течени.. реки

Находилась (в) продолжени.. лета – написано (в) продолжени.. книги

Приобрёл (в) следстви.. болезни – обнаружились (в) следстви.. по делу


Количество баллов: _______


3. Формулировка целей урока – в группе:

уметь__________________________________________

научиться______________________________________


4. Работа по учебнику § 57 стр. 144 – изучите в группе теоретический материал о правописании производных предлогов и составьте схему:

Правописание предлогов















5. Закрепление – упр.350 – выпишите 1) словосочетания с предлогами, 2) существительные-омонимы (4 балла)

1___________________________________________________________________________________________________

2___________________________________________________________________________________________________

Количество баллов: _______


6. Итоговый тест «Проверь себя» – индивидуально с самопроверкой (4 балла)

1. На месте точек пишется  И:
А. идти в течени… дня
Б. вследстви… невнимания
В. в течени… реки пороги
Г. занимался в продолжени… года

2. На месте точек пишется  Е:
А. эти герои действуют в продолжени… романа
Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
В. вспомнили об этом впоследстви…
Г. смотрел на него в течени… минуты

3. Пишется слитно:
А. (в) течение получаса
Б. (в) продолжение дня
В. (в)следствие засухи
Г. (в)следствии допущена ошибка

4. Пишется слитно:
А. обнаружить (в)последствии недочет
Б. включить (в)следствие
В. (в)течение многих лет
Г. (в)продолжении лекции


Количество баллов: _______


7. Работа с текстом.

Лес и город.

Лес и город. Город и лес. Порождения одной Вселенной, но такие разные пока. Город тянулся навстречу лесу, простирая в чащи уверенные щупальца-дороги, протягивая паутины проводов, неся гарь тяжелого дыхания. А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. Несмотря на это, лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и посылал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

Город и лес. Торжество человека и торжество природы. С тех пор как рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам, силы их стали неравными. Кто знает, на протяжении какого времени они будут считаться врагами. Кто знает, в течение какого времени еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем.

(По Н. Никонову).

Анализ текста.

В парах: выразительно прочитайте текст.

В группе:

- Определите тему текста. О чем он? 

Назовите центральные образы текста. 

- Какие ключевые слова раскрывают образ города? Какими красками он «нарисован»? 

- Каким изображен лес?

- Какова цель противопоставления?

- Какова основная мысль текста? С какой целью он написан?

- Приведите факты в подтверждение того, что проблема эта достаточно серьезна в наше время?

- Какая часть речи чаще всего используется автором?

- Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении 1 абзаца.


8. Рефлексия

Сегодня я узнал _________________________________

Было трудно____________________________________

Я понял, что____________________________________

Теперь я могу___________________________________

Я научился_____________________________________

У меня получилось______________________________


Общее количество баллов _________

Оценка __________

С каким настроением прошел сегодня урок? Нарисуйте второй смайлик в маршрутном листе.


Ключи для само- и взаимопроверки

1. Повторение – 7 баллов

1. Укажите словосочетание с производным предлогом

  1. Благодаря его за помощь

  2. Строился около дома

  3. Прошел мимо

  4. Идут навстречу

2. Найдите ошибочное правописание предлога:

  1. Во время занятий

  2. Говорить насчет отпуска

  3. Вследствие снегопада

  4. Невзирая на преграду

3. Найдите «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах.

  1. согласно

  2. благодаря брата

  3. на счет в банке

  4. оглянулся вокруг

  5. в целях сохранения



2. Формулировка темы – 3 балла

Был в течение дня – находиться в течении реки
Находилась
в продолжение лета – написано в продолжении книги
Приобрёл
вследствие болезни – обнаружились в следствии по делу

5. Упр. 350 – 4 балла

1. Ждать в течение суток, ремонтировать в продолжение месяца, столкнуться вследствие невнимательности.

2. Содержатся в продолжении инструкции

6. Итоговый тест «Проверь себя» - 4 балла

1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!