ФИО учителя: Кабанова Татьяна Викторовна.
Класс: 7
УМК: под ред. Ладыженской Т.А.
Предмет: русский язык
Тема: Правописание производных предлогов.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели урока:
Деятельностная цель:
– научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научиться правильно писать производные предлоги;
– рассуждать устно и объяснять письменно условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
Развивающая цель: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная цель: вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку, воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к живописи, совершенствовать читательский вкус.
Форма работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Планируемые результаты:
- личностные УУД: пробуждение желания приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества; ориентация в межличностных отношениях; способность к адекватной самооценке своих поступков, действий;
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
ХОД УРОКА
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Сделаем мир добрее и чище!»
«Минутка приятных воспоминаний». (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало. На доске три смайлика, выберите тот, который соответствует сейчас вашему настроению. Нарисуйте его в своем маршрутном листе. Оценка за урок сегодня будет критериальной. Давайте сделаем заявку на оценку.
Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?
Далее идет работа по маршрутному листу (см. Приложение 1).
Формулировка темы и целей – сами учащиеся
Анализируем предложения:
- Ребята, определите к каким частям речи относятся выделенные слова. (предлоги и существительные)
- Сравните, в чём разница? А какие это предлоги по происхождению?
- Сформулируем тему нашего урока и определим цели.
Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания:
У нас возникли затруднения, давайте обратимся к учебнику § 57 и составим схему (см. ОК)
Правописание предлогов
Слитно
Вследствие (=из-за)
Ввиду (=из-за)
Насчёт (= о)
Вместо
Наподобие
Раздельно
В течение
В продолжение
По причине
В целях
Со стороны
Работа с текстом.
Чтобы успешно справиться со следующей лингвистической задачей, мы должны пополнить свой словарный запас.
Техногенная катастрофа - крупная авария, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.
Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.
Атмосфера - газовая оболочка(геосфера),окружающая планету Земля.
Приложение 1
Маршрутный лист
(ФИ)_______________________________________
У
Оценка:
9-12 баллов – «3»
13-15 баллов – «4»
16-18 баллов – «5»
своение новых знаний по теме «___________________________________________________»
Оценка:
9-12 баллов – «3»
13-15 баллов – «4»
16-18 баллов – «5»
1. Повторение – индивидуально с взаимопроверкой (7 баллов)
1. Укажите словосочетание с производным предлогом Благодаря его за помощь Строился около дома Прошел мимо Идут навстречу 2. Укажите ошибочное правописание предлога: Вовремя занятий Говорить насчет отпуска Вследствие снегопада Невзирая на преграду | 3. Найдите «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах, подчеркните его. без, к, от, согласно, над. благодаря брата, благодаря брату, благодаря стараниям. насчет работы, на счет в банке, насчет лекции. вокруг света, оглянулся вокруг, вокруг оси. около дома, вокруг школы, в целях сохранения. |
Количество баллов: _______
2. Вставить пропущенные буквы – индивидуально (3 балла).
Формулировка темы урока - в группе (вписать в отведенную строку).
Был (в) течени.. дня – находиться (в) течени.. реки |
Находилась (в) продолжени.. лета – написано (в) продолжени.. книги |
Приобрёл (в) следстви.. болезни – обнаружились (в) следстви.. по делу |
Количество баллов: _______
3. Формулировка целей урока – в группе:
уметь__________________________________________
научиться______________________________________
4. Работа по учебнику § 57 стр. 144 – изучите в группе теоретический материал о правописании производных предлогов и составьте схему:
Правописание предлогов
5. Закрепление – упр.350 – выпишите 1) словосочетания с предлогами, 2) существительные-омонимы (4 балла)
1___________________________________________________________________________________________________
2___________________________________________________________________________________________________
Количество баллов: _______
6. Итоговый тест «Проверь себя» – индивидуально с самопроверкой (4 балла)
1. На месте точек пишется И: А. идти в течени… дня Б. вследстви… невнимания В. в течени… реки пороги Г. занимался в продолжени… года 2. На месте точек пишется Е: А. эти герои действуют в продолжени… романа Б. трудно отыскать ошибку в следстви… В. вспомнили об этом впоследстви… Г. смотрел на него в течени… минуты | 3. Пишется слитно: А. (в) течение получаса Б. (в) продолжение дня В. (в)следствие засухи Г. (в)следствии допущена ошибка 4. Пишется слитно: А. обнаружить (в)последствии недочет Б. включить (в)следствие В. (в)течение многих лет Г. (в)продолжении лекции |
Количество баллов: _______
7. Работа с текстом.
Лес и город.
Лес и город. Город и лес. Порождения одной Вселенной, но такие разные пока. Город тянулся навстречу лесу, простирая в чащи уверенные щупальца-дороги, протягивая паутины проводов, неся гарь тяжелого дыхания. А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. Несмотря на это, лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и посылал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.
Город и лес. Торжество человека и торжество природы. С тех пор как рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам, силы их стали неравными. Кто знает, на протяжении какого времени они будут считаться врагами. Кто знает, в течение какого времени еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем.
(По Н. Никонову).
Анализ текста.
В парах: выразительно прочитайте текст.
В группе:
- Определите тему текста. О чем он?
- Назовите центральные образы текста.
- Какие ключевые слова раскрывают образ города? Какими красками он «нарисован»?
- Каким изображен лес?
- Какова цель противопоставления?
- Какова основная мысль текста? С какой целью он написан?
- Приведите факты в подтверждение того, что проблема эта достаточно серьезна в наше время?
- Какая часть речи чаще всего используется автором?
- Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении 1 абзаца.
8. Рефлексия
Сегодня я узнал _________________________________
Было трудно____________________________________
Я понял, что____________________________________
Теперь я могу___________________________________
Я научился_____________________________________
У меня получилось______________________________
Общее количество баллов _________
Оценка __________
С каким настроением прошел сегодня урок? Нарисуйте второй смайлик в маршрутном листе.
Ключи для само- и взаимопроверки
1. Повторение – 7 баллов
1. Укажите словосочетание с производным предлогом Благодаря его за помощь Строился около дома Прошел мимо Идут навстречу 2. Найдите ошибочное правописание предлога: Во время занятий Говорить насчет отпуска Вследствие снегопада Невзирая на преграду | 3. Найдите «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах. согласно благодаря брата на счет в банке оглянулся вокруг в целях сохранения |
2. Формулировка темы – 3 балла
Был в течение дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги
Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии по делу
5. Упр. 350 – 4 балла
1. Ждать в течение суток, ремонтировать в продолжение месяца, столкнуться вследствие невнимательности.
2. Содержатся в продолжении инструкции
6. Итоговый тест «Проверь себя» - 4 балла
1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.