СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Урок систематизации знаний по теме Причастие и Деепричастие для 7 кл."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет молодым педагогам в работе при закреплении знаний по теме "Причастие" и "Деепричастие".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Урок систематизации знаний по теме Причастие и Деепричастие для 7 кл."»

Тема: обобщение изученного по теме «Причастие и Деепричастие»


Цели: обобщить изученный материал по причастию и деепричастию;

закрепить знания теоретического материала;

повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием и деепричастием;

развивать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в речи;

развивать орфографическую зоркость.


Задачи: мотивировать обучающихся использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Причастие», «Деепричастие»;

активизировать словесно-логическое мышление, устойчивость внимания;

воспитывать умение работать в коллективе, в группах.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация


Ход урока:


  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.


У нас сегодня необычная встреча, много гостей. Давайте поможем друг другу преодолеть волнение. Просто улыбнитесь. Смотрите, даже в классе как-то стало теплее и светлее, правда? А теперь желаю нам хорошей работы.


  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы подведём итоги тому, по теме «Причастие» и «Деепричастие»

. Послушайте притчу:  «Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? Протянуть руку и взять ложку.

- Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действия. Желаю удачи!


Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнём свой урок несколько с необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды». (Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица)

Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов. Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Но сказано – сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастием. Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?



Перед вами маршрутные листы, с помощью которых мы и будем посещать странички нашего виртуального путешествия. Повторять причастия мы будем путешествуя.

Сегодня на уроке мы дополним сведения о причастии, узнаем о роли причастия в тексте. Запишите тему урока в свой маршрутный лист.


  1. Повторение теоретических сведений о причастии и деепричастии.

  2. Работа по маршрутному листу.



Рефлексия:

Интерес: что интересного было на уроке?


Творчество:  какие творческие работы вы выполняли?


Обучение: чему вы научились?


Главное: что сегодняшний урок принес мне?


Домашнее задание. На выбор.

1. Сочинение. «Это удивительное причастие».

2. Подобрать примеры из художественных произведений, иллюстрирующие роль причастий и деепричастий в тексте.





































Маршрутный лист ученика(цы) 7 класса ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________


Тема урока: ­­­_________________________________________________________________________


1. Страничка «Биографическая».

Задание № 1.

Назвать синтаксические и морфологические признаки причастия и деепричастия.


2. Страничка «Орфографическая».

Задание № 1. Укажите в спрятанных словах только причастия. Подчеркните их.

1. Крепкий, укрепленный, крепчайший.

2. Действительный, действовавший.

3. Бережный, сбереженный, сберегательный, сберегаемый.

4. Заметный, замечаемый, замечательный.

5. Мягчайший, смягчающий.

6. Строительный, построенный, строящийся.


Задание № 2. Укажите предложение с одиночным причастием:

А) Защищённые инеем рощи сияли алмазным блеском.

Б) Освобождённые от жильцов ветхие дома ожидали ремонта.

В) Спортсмен достал из сумки новый тренировочный костюм.

Г) На северном склоне среди хвойных деревьев лежит нетронутый снег.

Д) Над не оттаявшей ещё землёй заливался жаворонок.


Задание № 3.

А) Деепричастие – это особая форма глагола, которая имеет:

А) признаки глагола

Б) признаки глагола и наречия

В) признаки наречия.

Г) признаки прилагательного и наречия


Б) Найдите словосочетание с деепричастием:

А) асфальтированная дорога

Б) читал громко

В) положил на стол

Г) разбросав одежду


В) В каком случае не следует писать слитно?

А) (не)годуя

Б) (не)услышав

В) (не)думая

Г (не)заметив


Задание № 4. Игра «Собери пословицу». Необходимо найти пару, прочитать полученное предложение.

Снявши голову -

Не зная броду -

Пирога ждать -

- не всегда брани дорогу.

Не замочив рук -

Что имеем, не храним плачем-

Слова для справки: (не умоешься), (не евши спать), (потерявши), (спотыкаясь), (не суйся в воду),

(по волосам не плачут)

Задание № 5. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий и деепричастий: решить, принести, соврать, написать, говорить.



3. Страничка «Речевая».

Определить стиль текста, найти в нём предложения с причастными оборотами, расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях.

Подобрать синоним к слову шарабан.


Текст1.

Утро было прелестное. Лес окутанный утренним светом был тих и неподвижен, словно прислушивался к моим шагам и чириканью птичьей братии встречавшей меня выражениями недоверия и испуга… Мне казалось, что молодые берёзки, придорожная травка и гудевшие без умолку майские жуки разделяли это моё чувство.

Сзади послышался шум экипажа. Оглянувшись, я увидел тяжёлый шарабан запряжённый в пару гнедых лошадок. Оленька сидевшая в шарабане весело закивала мне головой и улыбнулась.

(А.П.Чехов)






Текст2.

Спишите текст, образуйте от глаголов в скобках деепричастия или причастия; расставьте знаки препинания, вставив пропущенные буквы.

По ясному небу н..слись (не закрыть) со..нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черемуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звездах мы думаем и о земном.

(М.Пришвин)






























Приложение № 1


Орфография. Вариант №1.

1. Из предложения 23 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

Ответ: ___________________________


2. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

(1)В институтский буфет вошёл парень — худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины — незачехлённые, без рамок. (З)Поставил и подошёл к буфетной стойке.

Ответ: ___________________________

3. Из предложения 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (7)Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.

Ответ: ___________________________

4.Из предложений 10—11 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

— (10)А вот так, — сказала весело Татьяна Львовна и движением, конечно же, артистическим, царственным распахнула своё нарядное пальто, как плащ или какую-нибудь накидку. (П)Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.

Ответ: ___________________________



Орфография. Вариант №2.

1.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) Кле..вший, выглаж..нный 2) высуш..нный, постро..нный

3) немысл..мый, вид...мый 4) выполня..мый, предлага..мый


2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) рассе..нный, чита..мый 2) независ..мый, верт..щийся 3) сопровожда..мый, ла..вший 4) возвраща..мый, оберега..мый


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две НН?

Может быть, коньки назва(1)ы так именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде выреза(4)ой головы лошади. 1) 1, 2; 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3; 4) 3,4,


4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н? На клумбе, украше(1)ой цветами, росли несея(2)ые одуванчики, занесе(3)ые ветром. 1) 1, 2 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 3











Карточка 1

Торт «Трюфель».

Бисквитный пласт, разреза…ый на 2 части, разложить на 2 стекля…ые тарелки, украше…ые, орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое…ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё…ую солнцем сторону. через несколько минут обе половинки, хорошо пропита…ые, соединить. Сверху и с боков, смаза….ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украше… конфетами, масля…ым кремом и оформле… в виде плетё…ой корзинки.


Карточка2

Клубника со сливками.

Выраще…ую собстве…ыми руками клубнику помыть и очистить от зелё…ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле…ую на ярмарке, а также не подойдёт для этого изыска…ого блюда мороже…ая клубника. Очище…ые ягоды, перемеша…ые со взбитыми сливками уложить в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлаждё…ыми.


Карточка3

Фруктовый салат.

Очище…ые, нареза…ые кубиками консервирова…ые ананасы уложите на серебря…ое блюдце. Возьмите банан, смеша…ый с мандаринами, привезё…ыми из-за границы, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза…ую с дерева грушу. Всё это ассорти заправьте витаминизирова…ым йогуртом.










































Практическая работа по теме "Причастие" и "Деепричастие"

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.



Грамматические задания:

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Выделить суффиксы в причастиях и деепричастиях.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

выдерживая, замедлив, обессилевшая



Практическая работа по теме "Причастие" и "Деепричастие"

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рас­сматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени... Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди само­вара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, по­ставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.





Грамматические задания:

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­частные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

утомившись, наклонясь, издерганные



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!