СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Причастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Причастный оборот"»

Тема: Причастный оборот.

Класс: 7-В, Д   

Предмет: русский язык   

Учитель: Женченко М.В.   

Дата проведения урока: 7.10.2021

Номер урока: 28

Тип урока: комбинированный

Цели: обобщить знания о причастном обороте, графическом обозначении причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, определять границы причастного оборота, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастном обороте;

Воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знания определения причастия и отличия от других частей речи, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

Планируемые результаты   

Предметные:  знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.

Метапредметные: ученик получит возможность определять и формулировать цель на уроке, высказывать предположение на основе наблюдений (регулятивные УУД), развивать умения слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль (коммуникативные УУД), ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы (познавательные УУД).

Личностные: осознать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Оборудование: учебник 7  класс под ред. Рыбченковой Л.М., рефлексия на доске, тетрадь.

Ход урока

1) Организационный этап.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сядьте, пожалуйста, прямо. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на работу и проверим свою готовность к уроку.


2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Отступите 1 строчку для написания темы урока.


3) Определение темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Как вы предполагаете, чему мы будем учиться на уроке? Какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

(Мы узнаем, что такое причастный оборот; научимся находить его в предложении, составлять предложения с причастным оборотом и расставлять знаки препинания в них).

С помощью слов-помощников сформулируйте цель урока:

Я повторю… ( что такое причастие, причастный оборот, когда он выделяется запятыми)

Я узнаю…( как правильно обособлять причастный оборот, алгоритм работы с причастным оборотом)

Я научусь…(пользоваться правилом, расставлять знаки препинания при причастном обороте)

Мне пригодится… (я буду писать грамотно, смогу составлять предложения с причастным оборотом

План урока:

1. Проверка ДЗ
2. Повторение теории
3. Практика
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание
6. Оценки за урок.

4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку

Хочу вам предложить игру «Интервью», или «РАФТ», которая поможет обобщить наши знания. Мы в нее уже играли на уроках литературы, но на уроке русского языка применим во второй раз. Кто хочет попробовать?

Представь, что ты — причастие. Расскажи о себе. Каждый будет спрашивать о твоих морфологических признаках, а ты о них рассказывать, приводя примеры.

У каждого из вас на столах план интервью. Придумайте, пожалуйста, вопросы, которые вы хотели бы задать. Запишите их. В процессе игры записывайте ответы.

Приблизительные вопросы:

Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)

Назовите признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)
Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)
Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).
Что такое причастный оборот? (причастие с зависимыми словами)
Какое слово мы называем определяемым? (Слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту.)
Каким членом предложения является причастный оборот? (определение)
Какую особенность в постановке знаков препинания вы знаете? (П.О.перед определяемым словом не выделяется запятой).

Что такое действительные и страдательные причастия?
Суффиксы действительных причастий
Суффиксы страдательных причастий
Условия выбора суффикса –ущ-(-ющ-)/-ащ-(-ящ-) в причастиях?

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

В этом учебном году задание 7 в ВПР как раз определяет ваше умение расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.


Слайд 5
1)  С вершин, окружающих Байкал, открывается бескрайняя голубая ширь в тёмной оправе гор и лесов.
2) В книжных шкафах, размещённых вдоль стен, есть прижизненные издания поэта.
3) В кабинет можно пройти через гостиную, обставленную старинной мебелью.
4) Убегающая в глубь парка дорожка ещё помнит лёгкую поступь молодого поэта.

Слайд 7

1) Набежавший туман скрыл от нас японское судно.
2) Фонарик, подвешенный на сучок сосны, освещал лица мальчиков.
3) В нижнем течении реки мы нашли старую запруду, преградившую животным дорогу к водопою.
4) Музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другой.


Слайд 9

1) Окутанная белым покровом речка растекается по равнине.
2) Подумайте, ребята, о своём будущем.
3) Сегодня вдруг вскрылись непредвиденные обстоятельства, мешающие закончить работу в срок.
4) В комнате неряхи всегда грязно, постель не убрана, пыль со стола не стёрта, посуда не перемыта.

5. Физкультминутка. Повторить движения, изображая причастие с определяемым словом.

Стоящая пальма

Тикающие часы

Плывущее по небу облако

Бегущая на лыжах девочка

Путешествующий на теплоходе турист

Стоящий среди зелени дом

6) Обобщение и систематизация знаний

Слайд 11

1. Причастие совмещает в себе признаки:

а) прилагательного и глагола;
б) существительного и глагола;
в) наречия и глагола.

Слайд 12

2. Причастие – это…

а) особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
б) особая форма глагола, которая обозначает признак действия.
в) особая форма глагола, которая обозначает действие предмета.

Слайд 13

3. Причастный оборот – это…

а) причастие с предлогом;
б) причастие с главным словом;
в) причастие с зависимым словом.

Слайд 14

4. Причастным оборотом является…

а) мальчик читающий;
б) читающий книгу;
в) читающий.

5. Выпишите из предложения причастие

Из ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз зеленые растения.



7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями. Проверим друг друга.


Кто не допустил ошибок? У кого 1 ошибка? У кого 2? И у кого 3 и более?

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

По опорным фразам на доске

Достигли ли мы цели урока? Выполнили мы наш план?

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

(Критерии оценки.)

“А” – Задания были мне понятны, я легко справился.

“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.) Кто написал букву А, поднимите руку.


8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Всех, кто выбрал сегодня букву «А», прошу дома выполнить задание Задание 14 ВПР. Объясните значение пословицы «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», запишите Ваше объяснение, используя причастные обороты.

Всех, кто выбрал букву «Б», прошу дома выполнить задание на карточке в ЭлЖуре.

1. Распространите предложение 4, образовав причастный оборот. Получившееся предложение запишите.

2. Найдите и обозначьте в предложениях все причастные обороты

Осенний лес

(1) Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (2) На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин раскрашенных осенью. (3) Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. (4) Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика4. (5)Тонко просвистит рябчик, прокричат в небе журавли пролетающие косяком.

(6)Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу наполненном тишиной. (7) Идёшь по такому лесу расцвеченному красками и поэтическим чувством наполняется душа. (8) Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. (9)Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. (10) Ещё цветут осенние поздние цветы4. (11) Готовятся к отлёту певчие птицы.(12) Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. (13) Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб роняющий на землю спелые жёлуди.

Всех, кто выбрал букву «В», прошу дома выписать все причастия с зависимыми словами из текста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!