СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Причастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из самых сложных тем для ворсприятия, учащиеся не сразу вникают в самую суть новой для них части речи. Тем интереснее готовить матьериал к урокам

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Причастный оборот"»

Урок русского языка по теме "Причастный оборот"
Тип урока: урок–исследование нового материала.
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
(Для учителя)
Образовательные:
• дать понятие о причастном обороте;
• формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
• рассмотреть условия обособления причастного оборота;
• показать роль причастного оборота в речи.
. Тип урока: урок–исследование нового материала.
Цели :
• дать понятие о причастном обороте;
• формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
• рассмотреть условия обособления причастного оборота;
• показать роль причастного оборота в речи.

Урок русского языка по теме "Причастный оборот"

Тип урока: урок–исследование нового материала.

Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:

(Для учителя)

Образовательные:

  • дать понятие о причастном обороте;

  • формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;

  • рассмотреть условия обособления причастного оборота;

  • показать роль причастного оборота в речи.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;

  • развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

  • развивать умение мыслить самостоятельно;

  • развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию культуры общения;

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

  • воспитывать любовь к русскому языку.

Принципы обучения.

Дидиктические:

  • Систематичность и последовательность обучения

  • Доступность (опора на знания обучающихся)

  • Индивидуализация обучения

  • Научность

  • Связь теории с практикой

(Для обучающихся)

Знать: что такое причастие оборот;

Уметь:

  • находить определяемое и зависимое слово;

  • выделять запятыми на письме причастный оборот;

  • графически обозначать причастный оборот;

  • использовать причастные обороты в устной и письменной речи.

Над доской вывеска: Центр исследований современного русского языка

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Постановка целей и задач.

- Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие». И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.

- Откройте наши дневники-исследования и запишите число, для темы оставьте, пожалуйста, строку.

-Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!

II. Актуализация знаний.

Начнём мы урок с лингвистической сказки.

В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки).

Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен.

Невеселая была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения который…, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…

Солнце, которое всходило; цветы, которые расцветали; птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.

Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, – поправила она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, – вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, – ответила принцесса, – но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который думает , или думающий, тот, который знает, или знающий...

Представьте, как обрадовались подданные короля!

- Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие

Запись на доске:

малыш, который улыбается

вулкан, который действует

костер, который горит

Задание:

А. Трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.

малыш, который улыбается - малыш улыбающийся

мальчик, который читает- мальчик читающий

вулкан, который действует - вулкан действующий

костер, который горит - костёр горящий

(ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)

- Как изменились данные фразы? (короче и динамичнее)

- Что такое причастие? ОПРОС

Б. Распространите данные причастия.

малышулыбающийся(кому?)…

мальчикчитающий (что?)

вулкандействующий (где?)…

костёргорящий (как?)…

В. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

- Ваше открытие верно. Цель нашего исследования – изучить причастный оборот.

- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

- Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (п.46/1, стр.36 ).

2. Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте.

Запись на доске:

  • дремлющий на скамейке

  • спокойно дремлющий

  • дремлющий старик

  • тихо дремлющий

(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)

3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.

- Уважаемые исследователи! К нам обратились с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы. (Синтаксический разбор)

Запись на доске:

В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.

Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.

(У доски работают 2 ученика: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).

- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в тетради - справочники.

(Учитель в это время рисует схемы предложений).

- Сравним ваши предположения с материалом п.46/2-3, стр.36.

4. Формулируем алгоритм.

АЛГОРИТМ

Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

  1. Найти в предложении причастие (и подписать над ним : прич.)

  2. Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик).

  3. Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть),задавая к ним вопрос от причастия.

  4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками(границами) с двух сторон.

  5. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, выделить его запятыми.

IV. Закрепление материала.

1. Укажите предложение с причастным оборотом:

а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.

б) Чуть шелестят листья берез едва колеблемые ветром.

а) В окружавшем нас шорохе я услышал голос с берега.

б) Мы решили направиться к протекающей реке.

2. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.

б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.

а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.

б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.

Возможно:

Найдите и обозначьте в тексте все причастные обороты и слова, к которым они относятся. Расставьте недостающие знаки препинания.

История волшебного клубка.

Это очень старинная вещь подаренная мне еще бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии. У нее крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок.

Она вошла отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки. Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре. Младший братик получил карту помогающую клады отыскивать. Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Сегодняшнее исследование успешно завершено!

- Какие открытия были совершены?

- Оцените нашу с вами работу, используя записанные выражения. Продолжите их, используя причастные обороты.

Запись на доске:

Исследования, / …./., были… .

Задания, /…./, показались… .

VI. Организация домашнего задания.

П.46,упр.474 (2)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!