СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Морфологический разбор слов категории состояния"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Морфологический разбор слов категории состояния"»

Урок русского языка в 7 классе по теме «Морфологический разбор слов категории состояния»

Цель: систематизировать знания о словах категории состояния как самостоятельной части речи, сопоставить категорию состояния с другими частями речи, научиться определять их морфологические признаки. Развивать коммуникативные компетенции, повторить тему «Категория состояния как часть речи»; повторить отличия категории состояния от других частей речи (краткое прилагательное, наречие); вспомнить морфологические признаки КС, изучить схему морфологического разбора СКС, повторить правописание наречий

Задачи:

1.  Научиться морфологическому разбору СКС

2. Развивать орфографическую и морфологическую зоркость

3. Воспитать любовь к слову, русскому языку через раскрытие значения слова.

 Вид урока: изучение нового материала, повторение ранее изученного

Оборудование: учебник, доска

Ход урока.


Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть в этот прекрасный день!

Начнём с повторенья, потому что « повторенье-мать ученья».

-к доске идет….


Орфографический диктант.
Работать по - новому, делиться по - братски, несмело улыбнёшься, по - осеннему свежо, изъясняться по -английски, упасть навзничь, попросить еще, вглубь, встретиться где -нибудь , уж замуж невтерпёж, влюблён по - юношески, идти не спеша, без устали, давным-давно, вплотную, направо.

-обмениваемся тетрадями.
-с каждого ряда по одной тетради на проверку.


Синтаксический разбор.
На улице было пасмурно, и мы остались дома.
-характеристика предложения.

-какой частью речи является слово ПАСМУРНО ?

-что такое категория состояния? Чем интересна эта часть речи?

Проверка домашнего задания.

-презентация кластеров на тему КС.

Актуализация знаний.

Работа по группам.

На партах лежат листочки. Вам нужно выполнить следующее задание:

Найти ошибки и исправить их.

1 ряд-найти и записать предложение с кратким прилагательным.

2 группа-с категорией состояния.

3 группа-с наречием.

Обоснуйте свой ответ.

1. Этот тихий вечер море грустно. (И. Бунин) – краткое прилагательное.

2. В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А. Чехов) – наречие.

3. Мне грустно и легко… (А.С. Пушкин) – категория состояния.

-какое слово повторялось во всех предложениях?

-как называется такое явление?

-омонимия. Что такое омонимы?

-Молодцы, ребята. Вы успешно справились с упражнением.

- Скажите, пожалуйста, с какой целью мы выполнили такую работу?

-от каких частей речи мы должны уметь отличать КС?

Презентация кластеров на тему «Наречие», «Краткое прилагательное»


Работа по теме урока.

-как и все части речи, КС обладает морфологическими признаками.

-какими?

-Скажите, пожалуйста, а где нам могут пригодиться все эти знания: умение находить слова КС, морфологические признаки этих слов, синтаксическая роль в предложении.


Изучение новой темы. Целеполагание.

- как же звучит тема нашего урока?

-какие задачи мы поставим перед собой?

Самостоятельная работа учащихся.

-откройте учебники на стр.131, ознакомьтесь самостоятельно с порядком морфологического разбора КС.

-из скольких пунктов состоит разбор?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Игра на внимательность.

Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет-топаете.

1.СКС не изменяются.

2. СКС отвечают на вопрос что.

3. СКС является в предложении обстоятельством.

4. СКС употребляется в безличном предложении.

5.СКС обозначает предмет.

6.СКС является сказуемым.

Применение знаний на практике.

1. Самостоятельная работа учащихся со стихотворением  М.Ю.Лермонтова

а) Ученик читает отрывок из стихотворения  М.Ю.Лермонтова  «Выхожу один я на дорогу»

б) Беседа  

-К какому роду произведений относятся стихотворения?

- В чем заключается особенность лирических произведений?

- Кто автор этих строк? (М.Ю.Лермонтов) 

-какие произведения Лермонтова мы изучали?

 - Задание: найдите в данном тексте слова категории состояния.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?



-о чем это стихотворение?
- с помощью каких слов автор выражает эмоции?

-есть в данном стихотворении слова КС?

-состояние чего они обозначают?

-выпишите КС и выполните морфологический разбор.

-к доске выходит…..

Закрепление изученного.

На уроке мы повторили изученный материал, познакомились с порядком морфологического разбора слов категории состояния.Теперь вам предстоит выполнить тестовую работу.

Подведение итогов урока.

- чем отличаются слова категории состояния от других частей речи?.

- Расскажите о порядке морфологического разбора слов категории состояния.

Домашнее задание.

-привести примеры стихотворных строчек со словами КС, выполните три морфологических разбора слов КС.

Пожелания гостям!
Подберите наречия к пожеланиям.
Мы Вам желаем …… .

1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.  
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________ . (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)

РЕФЛЕКСИЯ.

А я, заканчивая наш урок, хочу с вами поиграть «Кто больше» Ребята, вы должны по цепочке назвать слова, которые передают ваше состояние души, эмоции от нашего урока . Сейчас я начну, а вы мне поможете, продолжите: мне с вами ИНТЕРЕСНО (ХОРОШО,РАДОСТНО,ЛЮБОПЫТНО,УЮТНО,ТЕПЛО, СВЕТЛО, немного ВОЛНИТЕЛЬНО).

Молодцы, ребята!

Спасибо за урок.





 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!