СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок систематизации и обобщения по теме "Имя существительное" во 2 классе по учебнику В.П. Канакиной.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Имя существительное"»

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: Урок повторно – обобщающий.

Цель: Обобщение знаний об имени существительном.

Задачи:

Обучающая: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном, повторить правописание словарных слов, умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные.

Развивающая: Развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать развитию речи, логического мышления, развивать внимание, наблюдательность, устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Воспитывающая: Воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки, гигиенических правил письма, уважение к друг другу, необходимое для работы в группе и в паре.

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционольно-ценностного отношения к учебной проблеме.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.

  • Формирование ответственности перед коллективом.

  • Формирование познавательной потребности.


Познавательные

Умение:

  • Находить в тексте имена существительные;

  • Различать собственные и нарицательные имена существительные;

  • Перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обобщать полученную информацию,

  • Давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Регулятивные

Умение:

  • Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

  • Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

  • Готовность слушать и вести диалог.

Коммуниктивные

  • Умение слушать и понимать других;

  • Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.


Предметные

Умение:

  • Находить в тексте имена существительные;

  • Владение умением проверять написанное;

  • Распознавать имена собственные и нарицательные в тексте;

  • Писать имена собственные с большой буквы.


Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, смайлики, карандаши красный и синий.


Межпредметные связи:

  • Литературное чтение.





Ресурсы:

  • Мультимедийный проектор.

  • Мультимедийная презентация к уроку.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая,

Методы работы:

- Частично – поисковый

- Проблемно – обобщающий

- Эвристический

- Когнитивный ( сравнение, анализ, синтез, классификация)

метод свободного выбора (выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

активные методы (обсуждение в группах)

методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта (самооценка, взаимооценка)





Структура урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

Орфографическая работа 

а) Определение темы урока
б) Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском буквы.
в) Словарная работа. 
4. Обобщение и систематизация знаний.

- Группировка слов: одушевленные и неодушевленные имена существительные (кто? что?)

Воспроизведение на новом уровне

- Восстановление текста, вставка существительных по смыслу.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Определение собственных и нарицательных в предложениях.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия.







УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД


Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

- Ребята, к нам на урок русского языка пришло много гостей, повернитесь, поздоровайтесь.

Садитесь

Учащиеся хором произносят слова.

Учащиеся кивком головы здороваются с гостями и садятся за парты.




2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Коммуникативные УУД


Послушайте стихотворение, которое нам приготовила ученица нашего класса. Подумайте о каком времени года в нём говорится7

Потихоньку в лес вошла, никому ни слова.

Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…

Ей казалось, что её лес и не заметил.

Он заметил.

Он её птичьим звоном встретил.

Пробудились от сна все лесные дали.

Удивляется она: неужели ждали?(О весне)

Какой частью речи является слово ВЕСНА.






Существительными.







Существительное






3. Актуализация знаний. а) Определение темы урока

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД






Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД Познавательные УУД


- Кто же догадался, какая тема нашего урока.

-Это новая тема или повторение?

Поставьте цели урока. Сначала поставим учебную цель.

Какие слова помощники вы выберете.

Теперь поставим личностные цели.


- Скажите, что такое имя существительное? (Слайд 5) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Различают

одушевлëнные и неодушевлëнные имена существительные. Имена существительные могут быть собственные и нарицательные.

Игра «Карусель»

- Молодцы!

Учащейся отвечают на вопросы.






Один сильный ученик отвечает у доски.






Дети группами образуют по 2 круга. Внутренний круг получает сложные вопросы, внешний лёгкие.

Если ответы правильные, дети раздают цветы.

Фронтальная работа

б) Минутка чистописания

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД Познавательные УУД



-С темой разобрались,

За работу все взялись!

Приготовимся к письму.

Сделали мы гнёздышко-

Посмотри!

Маленькие птенчики

Там внутри. Поют они песенки

«Пи-пи-пи»

-Откройте тетради, запишите число и классная работа. мы уже записали.

Учащиеся садятся правильно при письме и проговаривают хором.



Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают буквы.




Фронтальная работа

индивидуальная работа


г) Орфографическая минутка

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД












На доске слова


Рощя, почьки, ожывает, Москва, ручи, зайчята, Нева, бабочька.


Как вы думаете, какое задание я вам могу предложить?

Запишите слова в тетрадь правильно.

Какое слово в этом ряду лишнее?

На какие группы можно разделить оставшиеся слова?

Определим, какие сущ. одушевлённые, а какие неодушевлённые.

Приготовьте сигн. карточки.

Если называем одуш. сущ. поднимаем зелёную карточку, если неодуш. красную.

Составьте предложения из слов.

Подчеркните главные члены предложения.



Взаимопроверка.


Исправить ошибки.

Один ребёнок у доски, остальные в тетрадях.

Одушевлённые, неодушевлённые.

Собственные, нарицательные.

Существительные в форме ед. числа. В форме мн. Числа.

Учащиеся составляют предложение из слов.















Сигнальные карточки



Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сели тоже покажем,
Крылья сложили назад.



4. Обобщение и систематизация знаний.

Воспроизведение на новом уровне

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


Давайте убедимся все друзья,

Что без существительных нам нельзя!

-Назовите весенние месяцы по порядку.(март, апрель, май).Какой частью речи являются эти слова.

Сейчас вы будете работать с карточками.

Текст: Март.

Март- первый месяц весны. Ярко светит солнце. Появляются первые проталины. Журчат ручейки. Весело распевают синицы, чирикают воробьи.

Найдите существительные и подчеркните их одной чертой.

Апрель – середина весны. На лужайках зеленеет трава, на лесных полянах синеют подснежники. В апреле медведица с медвежатами выходит из берлоги.

Найдите существительные. Определите в каком числе употреблены имена сущ.

Май.

В мае солнце сильно пригревает. Все певчие птицы вернулись на родину. Деревья раскрывают свежие листочки. Зацвели цветы и кустарники.





( Детям раздаются карточки, для работы в группах.)




Учащейся читает стихотворение наизусть.










5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


И опять нужно внимание,

Опять важное задание.

Прочитайте предложение,

Примите важное решение.

Посмотрите, что и как,

Что – то здесь, друзья, не так.

(Слайд 36)

- ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

- НАШ ПËС ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

- САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ДВА ЯЩИКА АБРИКОСОВ.

- Что интересного вы заметили? (В предложении есть одинаковые слова.)

- Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое нарицательное?

(Слайд 37)

- Вася Рыбаков был у рыбаков.

- Наш пëс Шарик поймал воздушный шарик.

- Саша Абрикосов набрал два ящика абрикосов.

- Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Правило)



7. Рефлексия.


(Слайд 38)

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

Настроение каково? (Во!)

Все такого мнения? (Да!)

Все без исключения? (Да!)

А у Ани как дела?

А у Саши как дела?

А у Снежаны как дела?

Как же здорово, друзья!

Такое же настроение у меня!

(Слайд 39)

- Домашнее задание:

Записать 5 одушевленных, 5 неодушевленных, 5 собственных.

- Урок окончен. (Слайд 40)







6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!