Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок повторно – обобщающий.
Цель: Обобщение знаний об имени существительном.
Задачи:
Обучающая: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном, повторить правописание словарных слов, умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные.
Развивающая: Развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать развитию речи, логического мышления, развивать внимание, наблюдательность, устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитывающая: Воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки, гигиенических правил письма, уважение к друг другу, необходимое для работы в группе и в паре.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Планируемые результаты:
Личностные
Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционольно-ценностного отношения к учебной проблеме.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.
Формирование ответственности перед коллективом.
Формирование познавательной потребности.
Познавательные
Умение:
Находить в тексте имена существительные;
Различать собственные и нарицательные имена существительные;
Перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обобщать полученную информацию,
Давать оценку своим действиям, оценивать результат;
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
Регулятивные
Умение:
Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Готовность слушать и вести диалог.
Коммуниктивные
Умение слушать и понимать других;
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
Умение:
Находить в тексте имена существительные;
Владение умением проверять написанное;
Распознавать имена собственные и нарицательные в тексте;
Писать имена собственные с большой буквы.
Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, смайлики, карандаши красный и синий.
Межпредметные связи:
Ресурсы:
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая,
Методы работы:
- Частично – поисковый
- Проблемно – обобщающий
- Эвристический
- Когнитивный ( сравнение, анализ, синтез, классификация)
метод свободного выбора (выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
активные методы (обсуждение в группах)
методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта (самооценка, взаимооценка)
Структура урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация знаний.
Орфографическая работа
а) Определение темы урока
б) Минутка чистописания с проблемно-поисковым поиском буквы.
в) Словарная работа.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Группировка слов: одушевленные и неодушевленные имена существительные (кто? что?)
Воспроизведение на новом уровне
- Восстановление текста, вставка существительных по смыслу.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Определение собственных и нарицательных в предложениях.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Рефлексия.
УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид работы |
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | Прозвенел опять звонок, Начинается урок. - Ребята, к нам на урок русского языка пришло много гостей, повернитесь, поздоровайтесь. Садитесь | Учащиеся хором произносят слова. Учащиеся кивком головы здороваются с гостями и садятся за парты. | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. |
Коммуникативные УУД | Послушайте стихотворение, которое нам приготовила ученица нашего класса. Подумайте о каком времени года в нём говорится7 Потихоньку в лес вошла, никому ни слова. Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного… Ей казалось, что её лес и не заметил. Он заметил. Он её птичьим звоном встретил. Пробудились от сна все лесные дали. Удивляется она: неужели ждали?(О весне) Какой частью речи является слово ВЕСНА. | Существительными. Существительное | |
3. Актуализация знаний. а) Определение темы урока |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД | - Кто же догадался, какая тема нашего урока. -Это новая тема или повторение? Поставьте цели урока. Сначала поставим учебную цель. Какие слова помощники вы выберете. Теперь поставим личностные цели. - Скажите, что такое имя существительное? (Слайд 5) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Различают одушевлëнные и неодушевлëнные имена существительные. Имена существительные могут быть собственные и нарицательные. Игра «Карусель» - Молодцы! | Учащейся отвечают на вопросы. Один сильный ученик отвечает у доски. Дети группами образуют по 2 круга. Внутренний круг получает сложные вопросы, внешний лёгкие. Если ответы правильные, дети раздают цветы. | Фронтальная работа |
б) Минутка чистописания |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД | -С темой разобрались, За работу все взялись! Приготовимся к письму. Сделали мы гнёздышко- Посмотри! Маленькие птенчики Там внутри. Поют они песенки «Пи-пи-пи» -Откройте тетради, запишите число и классная работа. мы уже записали. | Учащиеся садятся правильно при письме и проговаривают хором. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают буквы. | Фронтальная работа индивидуальная работа |
г) Орфографическая минутка |
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | На доске слова Рощя, почьки, ожывает, Москва, ручи, зайчята, Нева, бабочька. Как вы думаете, какое задание я вам могу предложить? Запишите слова в тетрадь правильно. Какое слово в этом ряду лишнее? На какие группы можно разделить оставшиеся слова? Определим, какие сущ. одушевлённые, а какие неодушевлённые. Приготовьте сигн. карточки. Если называем одуш. сущ. поднимаем зелёную карточку, если неодуш. красную. Составьте предложения из слов. Подчеркните главные члены предложения. | Взаимопроверка. Исправить ошибки. Один ребёнок у доски, остальные в тетрадях. Одушевлённые, неодушевлённые. Собственные, нарицательные. Существительные в форме ед. числа. В форме мн. Числа. Учащиеся составляют предложение из слов. | Сигнальные карточки |
|
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сели тоже покажем, Крылья сложили назад. | | |
4. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне |
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | Давайте убедимся все друзья, Что без существительных нам нельзя! -Назовите весенние месяцы по порядку.(март, апрель, май).Какой частью речи являются эти слова. Сейчас вы будете работать с карточками. Текст: Март. Март- первый месяц весны. Ярко светит солнце. Появляются первые проталины. Журчат ручейки. Весело распевают синицы, чирикают воробьи. Найдите существительные и подчеркните их одной чертой. Апрель – середина весны. На лужайках зеленеет трава, на лесных полянах синеют подснежники. В апреле медведица с медвежатами выходит из берлоги. Найдите существительные. Определите в каком числе употреблены имена сущ. Май. В мае солнце сильно пригревает. Все певчие птицы вернулись на родину. Деревья раскрывают свежие листочки. Зацвели цветы и кустарники. ( Детям раздаются карточки, для работы в группах.) | Учащейся читает стихотворение наизусть. | |
5.Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | И опять нужно внимание, Опять важное задание. Прочитайте предложение, Примите важное решение. Посмотрите, что и как, Что – то здесь, друзья, не так. (Слайд 36) - ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ. - НАШ ПËС ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. - САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ДВА ЯЩИКА АБРИКОСОВ. - Что интересного вы заметили? (В предложении есть одинаковые слова.) - Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое нарицательное? (Слайд 37) - Вася Рыбаков был у рыбаков. - Наш пëс Шарик поймал воздушный шарик. - Саша Абрикосов набрал два ящика абрикосов. - Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Правило) | | |
7. Рефлексия. |
| (Слайд 38) Вот и кончился урок, Подвести пора итог. Настроение каково? (Во!) Все такого мнения? (Да!) Все без исключения? (Да!) А у Ани как дела? А у Саши как дела? А у Снежаны как дела? Как же здорово, друзья! Такое же настроение у меня! (Слайд 39) - Домашнее задание: Записать 5 одушевленных, 5 неодушевленных, 5 собственных. - Урок окончен. (Слайд 40) | | |
6