Создание учебной ситуации Анализ условий решения задачи Рефлексия | 7 – 10 мин. 33 – 35 мин. 2 мин | Сегодня урок обычный у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать! За парты садитесь, Пора начинать». Чистописание Правильно сформулируй задание, выполни и узнай, какую букву мы будем писать на чистописании. тяжелый – легкий правда – правый – грубый – 2. По закономерности определите букву а в ж и л ? б з м 3. Пошел, тропинки, редкий, замазка. а) Гласная буква находится в приставке глагола б) Гласная буква находится в суффиксе существительного множественного числа. в) Гласная буква находится в приставке существительного. г) Опасная буква в корне имени прилагательного . 4.Запишите полученные буквы. Лл Нн Оо Ии Аа Дд Словарная работа. - Составьте из букв слово. - Как вы понимаете значение данного слова. - Давайте проверим по словарю. ДОЛИНА, -ы, ж. Удлиненная впадина (вдоль речного русла, среди гор).Речная, горная, равнинная д. Подводная д. (на дне моря), II прил. долинный,-ая, -ое. Долинные участки. Расскажите о слове как о части речи. Постановка цели. - Определите тему нашего урока и цели урока. - Сегодня мы будем вспоминать все, что знаем об имени существительном, говорить в постоянных и непостоянных признаках. 1. Дать определение имени существительному. -Что такое имя существительное? Из набора слов выбрать необходимые термины: имя существительное – это часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая предмет. (магнитная доска) - Почему его так назвали? Правильно эта самая существенная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – имя существительное. Выпишите только имена существительные Белка, на дереве, съели, разные, в гнезде, еловые, шишки, лесные, прыгать, около сосны, в лесу. 2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. -На какие 2 группы можно разделить существительные в зависимости от вопроса, на который они отвечают? - Какие имена существительные мы относим к одушевленным? - Это постоянный признак имен существительных или нет? Докажите. Магнитная доска: Бывает : одушевленное, неодушевленное 3. Собственные и нарицательные. - Еще на какие 2 группы можно разделить существительные? - Какие существительные мы называем собственными? Магнитная доска: одушевленные, неодушевленные. - Запиши предложение. Подчеркни имена собственные, найди неодушевленные имена существительные. Мой друг Вася идет гулять с собакой Стрелкой по берегу реки Быстринки. (СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ) (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) - Собственность и нарицательность это постоянный или непостоянный признак? Почему? 4. Род имен существительных. А) -На какие 3 группы можно разделить существительные? Расскажите алгоритм определение рода у имени существительного. Сейчас вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы в группах. Распределите обязанности в группе. Работая в группах, подчеркните имена существительные мужского рода синим карандашом, женского рода – красным карандашом, среднего рода – зеленым карандашом Мяч, растение, мышь, роза ,клоун, сердце, ветка, подарок, солнце . - А сейчас защитите вашу работу. С доказательством. - Род – это постоянный признак или нет? Почему? Физминутка Я буду называть имена существительные разного рода. Мужской род – руки вниз, женский – руки на пояс, руки вверх. Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, брюки, солнце, стол, яблоко, жмурки, ученица, книга, труд, выборы, урожай, растение, каникулы. 5. Число имен существительных. 1) – Как еще изменяются имена существительные? Магнитная доска: ед. число, мн. число) Это постоянные признаки или нет? Образуйте имена существительные множественного числа. (дети работают на карточках) соловей- снегирь- грибок- колосок- стадо- озеро- А сейчас обменяйтесь листочками и проверьте работу товарища. Какие задания мы сегодня выполняли? А сейчас мы соберем все знания об имени существительном вместе и сделаем морфологический анализ слова из предложения. ПО БЕРЕГУ – сущ., нач. ф. – берег, неодуш., нариц., м.р., ед.ч., обстоятельство. Ребята, как вы думаете, мы уже все знаем об имени существительном? Да у нас впереди еще много открытий относительно имени существительного. Итог Итак, постоянные признаки отнесите в правую сторону, а непостоянные – в левую. (РАБОТА НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ) Вы сегодня славно потрудились, но я хочу, чтобы вы оценили свою работу и ваше отношение к выполненной работе. ТРУДНО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ИНТЕРЕСНО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 АКТИВНО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сдайте, пожалуйста, рефлексивные листы и запишите домашнее задание с. 31 упр. 23, словарь : а,б | Нужно подобрать антонимы – слова противоположные по смыслу. ложь левый ласковый Все подобранные слова начинаются с буквы Л. Напишем букву Лл Буквы расположены в алфавитном порядке. Вставить надо букву Н Напишем букву Нн Это буква О. Пошел- приставка Тропинки – сущ мн.ч., суффикс –инк, гласная буква И В существительном замазка приставка за- А Прилагательное редкий – опасная буква Д Долина Предположение детей Долина это имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? ж.р. Тема урока Признаки имени существительного. Цель: Отработка умения определять признаки имен существительных Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?. Эта самая существенная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – имя существительное. Одушевленные и неодушевленные. Люди, животные. Постоянный. Одушевленные имена существительные не могу стать неодушевленными и наоборот. Собственные и нарицательные. Это имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек, морей, стран… Записывают предложение и один из учеников выполняет задание у доски. Все оценивают работу. Постоянный. Мужской, женский, средний род. Повторяют правила работы в группе ( когда один говорит, другие слушают и наоборот, распределяют обязанности, договариваются между собой и сообщают классу) Выполняют работу на карточках На доске вывешивают работы и доказывают свою точку зрения. Мяч, клоун, подарок. Он мой. Мышь, роза, ветка. Она моя. Растение, сердце, солнце. Оно мое. Постоянный. По числам . Непостоянный Имена существительные изменяются по числам Работая по карточкам дописывают имена существительные во множественном числе. Одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, род – постоянные признаки. Число, синтаксическая роль – непостоянные. |