СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Обособление дополнений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит сформировать понятие об обособленном дополнении, привить учащимся навык различения его на письме, формированию нового пунктуационного навыка (выделение обособленного дополнения в предложении);

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Обособление дополнений"»

Урок русского языка в 8 классе «Обособление дополнений»



Цель урока:

 -  формирование понятия об обособленном дополнении, привитие учащимся навыка различения его на письме, формирование нового пунктуационного навыка (выделение обособленного дополнения в предложении);

 - совершенствовать знания  учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки;

- развивать творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Учебник под редакцией Л. М. Рыбченковой

Учитель: Богачева Л. А.



Ход урока

1.Оргмомент

2.Проверка домашнего задания

А) теоретического материала

1. Дать определение понятию обособление?  

2. Какие члены предложения называются обособленными?

3. Назовите известные разряды обособленных членов предложения.

4. Что относится к обособленным определениям?

5. Причастный оборот – это…

6. Что относится к обособленным обстоятельствам?

7.Деепричастный оборот – это.

8. Какова роль обособленных второстепенных членов предложения?  

9. Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает?

10.Назовите виды дополнений.

3.Актуализация знаний

Орфографическая работа.

Сум..рки, к..нверт, реш..тка, радос..ный, по..скользнут..ся, мес..ность, пр..давать значение, бе..покойный.

Синтаксическая работа.

Она её не сразу узнала, а, узнав, раскинула руки и побежала навстречу.

4. Этап целеполагания. 
-Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки.
Формулировка темы: «Обособленные дополнения».
Постановка целей:
  -  научиться определять обособленные дополнения, ставить знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями;
- отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных дополнений.
-Итак, что мы должны знать и уметь? (Знать правила обособления дополнений, уметь выделять их графически и использовать в речи). 
-Для чего нам необходимо знать об обособленных дополнениях и уметь употреблять их в речи? (Свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи).
4. Работа над теоретическим  материалом. 

Сравните предложения. В каких предложения предлог кроме включает предмет в однородный ряд, а в каких исключает.

  1. Кроме пятерок, в его дневнике ничего не было. – Кроме пятерок в его дневнике стояли две пятерки.

  2. Кроме Андрея, никто не приходил. – Кроме Андрея приходили Ваня и Маша.


Самостоятельное изучение учащимися дополнительного материала.
Нас.170 учебника информация по теме «Обособленные дополнения». Ваша задача – самостоятельно изучить и проанализировать её и записать эту информацию в виде схемы

 - Защита  схем.   

Вывод:

Обособленные дополнения – это падежные формы существительных с предлогами и предложными сочетаниями кроме, помимо, включая, за исключением, наряду, вместо и др.

 До­пол­не­ния, вы­ра­жен­ные су­ще­стви­тель­ным с пред­ло­га­ми сверх, по­ми­мо, за ис­клю­че­ни­ем, наряду с и т. п., ин­то­на­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся в речи, а на пись­ме, в на­ча­ле и в конце пред­ло­же­ния, могут обособ­лять­ся за­пя­той.

Не обособляются
обороты с предлогом вместо в значении «за», «взамен»

Моряк ничего не видел, кроме маяка вдали.

Все дни отпуска были хороши, за исключением двух дождливых дней.

Вме­сто сто­ро­же­вой со­ба­ки у Ба­бы-Яги жил злю­щий чер­ный кот.

Вме­сто ва­ле­нок пер­чат­ки на­тя­нул себе на пятки.

 Создание алгоритм  выделения обособленного дополнения (в парах)

*Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме.

*Выделите границы обособленного дополнения.

*Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

*Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

*Обособьте дополнение.    

5. Закрепление навыков определения обособленного дополнения.

 Я ничего не слышал, кроме шума листьев.

- Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены автоматом.

- Все домашние, включая и слуг, с нетерпением ожидали молодого барина.

- Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

- Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнято.

- Толпа разошлась, исключая немногих любопытных.

- Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

 6. Работа с текстом на стр.170, упр 267

7.Закрепление

- В каком случае обособляются дополнение? (Это дополнения, выраженные именами существительными с предлогами, имеющими значение включения, исключения и замещения).

Назовите эти предлоги.  (Кроме, вместо, за исключением, сверх, помимо, наряду с, включая, исключая. )

Когда не обособляются конструкции?   (Когда вместо = за).

 Найди предложение с обособленным дополнением:
1) К счастью, погода уже изменилась.
2) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега.
3) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил.
4) Все, за исключением моего товарища, приняли эту весть с радостью

8. Итоги урока.

Домашнее задание: выучить теоретический материал.

выписать из любого художественного произведения 3 предложения с обособленными дополнениями или упр.268

9. Рефлексия.

Мы узнали…

Мы повторили…

Мы работали…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!