СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Обобщение знаний о падежах имён существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.Для повышения мотиваци к обобщению полученных на предыдущих уроках знаний, урок построен в форме путешествия по стране «Имя существительное», что способствует сохранению эмоционального благополучия учащихся, проявлению у них инициативы, помогает формировать демократический стиль общения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Обобщение знаний о падежах имён существительных»»

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе


Пояснительная записка

Урок по русскому языку в 3 классе, (авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России») на тему «Обобщение знаний о падежах имён существительных» является обобщающим уроком в разделе «Части речи. Имя существительное». На данном уроке обучающиеся в игровой форме обобщают изученный материал. Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Для повышения мотиваци к обобщению полученных на предыдущих уроках знаний, урок построен в форме путешествия по стране «Имя существительное», что способствует сохранению эмоционального благополучия учащихся, проявлению у них инициативы, помогает формировать демократический стиль общения.

На данном уроке формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Урок имеет цель создать положительный эмоциональный настрой на работу у всех учащихся, помочь каждому ученику проявить и развить свои индивидуальные способности.


Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Цель:

- обобщение знаний о падежах имен существительных.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить знания о падежах имен существительных.

- отрабатывать умения определять падеж имен существительных;

Развивающие:

-развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету;

-умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- воспитывать волевые качества;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, творческая работа.

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.

Формы реализации методов: работа по алгоритму, воспроизведение действий по применению знаний на практике.

Принципы обучения: наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, воспитание и развитие.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять падеж имен существительных в предложении по вопросам и предлогам.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.

Оборудование: таблица по русскому языку (падежи с вопросами и предлогами), раздаточный материал, репродукции картины Левитана «Золотая осень», карточки с названиями падежей и вопросами, компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» 3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки для самостоятельной работы, карточки для творческой работы.


Ход урока.


  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Учитель: Здравствуйте ребята.

Встало солнышко-ура!

Заниматься нам пора.

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, на вашу активную работу на уроке.

- Прочитайте пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости» (слайд)

- Как вы её понимаете? (объясняют дети)

(Каждый день мы узнаём новое, становимся умнее, мудрее. Знания – наше богатство, которые мы складываем в наш багаж знаний, а когда они нам необходимы, мы достаём их оттуда и пользуемся ими.)

- Для чего нам нужны знания? А где нам пригодятся знания, полученные на уроках русского языка? (быть грамотными, писать без ошибок, правильно выражать свои мысли, русский язык – наш государственный язык)

2. Самоопределение к деятельности.

У

Имя существительное

читель: Ребята , сегодня у нас необычный урок. Вы любите путешествовать? Благодаря путешествиям человек узнаёт много нового, интересного. Сегодня на уроке русского языка мы совершим путешествие. А куда же мы отправимся? Посмотрите на карту. ( на слайде карта, на которой нарисованы предметы и написаны слова лес, лето, погода, дорога, гриб, малина, солнце). – К какой части речи относятся эти слова? Верно. Значит мы с вами совершим путешествие в страну, которая называется «Имя существительное». (на доске появляется

У

Часть речи

Изменяется по падежам

читель:
Что вы мне можете рассказать об имени существительном? Используем знакомый вам метод «Составление кластера» ( цель: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.( на доске появляется такая запись)

Имя существительное





предмет

Изменяются по числам



Кто? что?

Определить род





  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Вы замечательно вспомнили всё об имени существительном. А путешествие продолжим дальше. Замечательная страна «Имя существительное». Много жителей живёт в ней. А вот и одни из них. Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:

Воскликнул Именительный:
“Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!”

 Того, - сказал Родительный:
“Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто”.

 Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно 
Уроки делать сам.

Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно 
Относится к труду.

 О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Учитель: Так, какая же тема нашего урока? Прочитайте название темы. (слайд) Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах имен существительных. Какие учебные задачи вы поставите перед собой на данный урок?( учащиеся высказывают предположения, учитель озвучивает задачи урока)

1.Повторить названия падежей, вопросы каждого падежа.

2. Повторить падежные окончания имён существительных.

3. Потренироваться определять падежи имён существительных. (слайд)

Учитель: Открываем свои тетради. Записываем число, классная работа. Жители этой страны очень аккуратные и чистоплотные. Они любят, чтобы всё было написано красиво. Мы же с вами умеем писать так? Покажем, как у нас получается. Минутка чистописания.

4.Включение в систему знаний и повторение.


Учитель: Продолжим работу в парах. На доске вопросы падежей, но они расположены вразброс. Нам нужно подобрать каждому из падежей, соответствующие вопросы, на которые они отвечают. (парами выходят к доске и каждому падежу подбирают соответствующие вопросы)

Учитель: Сколько падежей в русском языке? (6) Назовите по порядку с вопросами. Молодцы, ребята! Поблагодарите друг друга за хорошую работу. Мы вспомнили падежи и вопросы падежей. Перейдём теперь к практике. У вас на партах лежат карточки со стихотворениями, в которых вы встретите много имён существительных в одном и том же падеже. Ваша задача: определить этот падеж.

1.Туча, туча, хлынь дождём!

Громыхай сильнее, гром!

Чтобы жёлтая пшеница

Стала в поле колоситься,

Чтобы пекарь мне испёк

Плюшку, сушку, пирожок,

Сайку, слойку, булку, пышку.(В.п.)

  1. Самолётик-самолёт !
    Захвати меня в полёт!
    Пролети над облаками,
    Над лесами, над лугами,
    Над полями, пашнями,
    Над домами нашими.(Т.п.)

3.Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане! (П.п)

Учитель: А сейчас, мы проверим, верно ли вы определили падеж. Взаимопроверка. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш. Я буду читать стихотворения и называть падеж, а вы проверяете, если верно-ставим «+», если неверно «- «.

Учитель: У кого все плюсы-молодцы, у кого 1 минус-нужно быть внимательнее, у кого больше 2 минусов-следует еще раз повторить падежи. Что помогло определять падеж?

Учитель: Молодцы. Жители этой страны падежи удивляются, это всё про нас? Больше ничего не помните?

Вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть 6 падежей, знаем на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А с чем могут употребляться падежи? ( с предлогами)

А теперь ответьте: в каких падежах имена существительные употребляются всегда без предлогов?

-В каком падеже имена существительные никогда не употребляются без предлогов?

-А что можно сказать об именах существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?

-Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком-то одном падеже? (по таблице на слайде)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Замечательно. Мне нравится ваша работа. Для того, чтобы вы продемонстрировали свои знания в определении падежей имен существительных, выполним самостоятельную работу.

Самостоятельная работа по вариантам (на карточках). Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

  • I вариант

  • Бр…дил по л…су,

  • ч…десная п…года,

  • прячутся под б…рёзами,

  • всп…минали о лете.

II вариант

  • Прол…тала над лесом,

  • был на …кскурсии,

  • вырастают из гр…бницы,

  • шли по тр…пинке.

Самопроверка: А теперь, проверьте. Перед вами на слайде верные ответы.

Учитель: Если вы верно вставили пропущенные буквы, определили падежи-поставьте себе отметку «5», если у вас в одном случае падеж определен неверно и допущены 1,2 ошибки- отметка «4», более 2 ошибок- «3».

Учитель: Поднимите руку у кого 5? У кого 4? Молодцы!

7. Творческая работа.

Учитель: -Жителям страны «Имя существительное» нравится, как вы работаете. Перейдём к более сложному заданию. (Метод «Творческая мастерская»)

Перед вами репродукция картины, с которой мы уже немного знакомы.Вспомните и назовите имя художника и название картины. (показываю на слайде (Исаак Левитан «Золотая осень»)

Учитель: Задание, которое вы будете выполнять, покажет ваше умение применять знания на

практике. Ваша задача составить небольшой связный рассказ по картине, используя опорные слова, которые надо употребить в том падеже, который указан в скобках. Здесь вам понадобятся все ваши знания о словосочетаниях, связи слов в предложении и склонении имён существительных. Изменяя слова, помните, что они могут употребляться с предлогами, которые помогут вам связать слова в предложении. Вы можете использовать сразу несколько слов опорных в одном предложении или по одному. Может быть и так, что некоторые слова не войдут в ваш текст. Работаете вы самостоятельно, в конце урока сдаёте тетради, хорошо проверив работу. Опорные слова записаны на слайде.

Картина(П.п.), осень(И.п.), день(И.п.),синева(В.п.),река(Р.п.),голубизна(В.п.),небо(Р.п.),земля(И.п.), ковёр(Т.п.,опушка(П.п.),осинки(И.п.),берёзки(И.п.),наряд(В.п.),пригорок(П.п.),зелень(И.п.),поле(Р.п.),художник(И.п.),красота(В.п.),природа(Р.п.).

Примерный текст. На картине И. Левитана изображена осень. Стоит ясный день, светит солнце. Мы видим синеву реки, в которой отражаются прибрежные растения, и голубизну неба. Земля покрыта ковром из разноцветных листьев. На опушке леса стоят осинки и берёзки. Они надели жёлтый и оранжевый наряд. На пригорке видна зелень поля. Там ещё не собрали урожай. Художник в своей картине смог передать красоту родной природы.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: -Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными. Оцените свою работу на уроке с помощью знаков, которые лежат у вас на партах.

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться! (Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.)

9. Оценивание.


Учитель: Посмотрите все свои результаты, плюсы и минусы, подведём итоги.


10. Домашнее задание:

-Дома выполните упражнение443, страница 167, повторите словарные слова.

- Урок окончен. Спасибо за урок. Жители страны «Имя существительное» благодарят вас за хорошие знания и дарят вам в подарок книжечки про падежи. ( красочно оформленные книжки с названиями падежей и вопросами)



Список информационных источников

Литература:

1.В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык» 3 кл. II часть. [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ В.П. Канакина,В.Г.Горецкий .- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2017.- 159с.:ил.-(Школа России).

2.О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной , В.Г.Горецкого. («Школа России»)3класс. [Текст]:/О.И.Дмитриева //-М.ВАКО, 2016. - 384с.



Интернет-сайты.

1. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru . Загл. с экрана.

2.. Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе. Режим доступа: http//www.edu54.ru Загл. с экрана.

3. Хромова Т.Н. Активные методы обучения. Режим доступа: http//tatianakhromov.ucoz.ru. Загл. с экрана.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!