СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Роль наречий в нашей речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Роль наречий в нашей речи"»

Технологическая карта урока русского языка


Дата проведения: 15.02.2023г.

Тема урока: «Роль наречий в нашей речи».

Класс: 7 класс

УМК: Русский язык 7 класс М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова — М.: Дрофа, 2019г.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока по ФГОС: урок развивающего контроля


Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цели

- Систематизация знаний обучающихся о наречии, о роли наречий в текстах разных стилей

- Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений обучающихся.

- Развитие навыков анализа текста.

- Формирование образовательных компетенций у обучающихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через повторение и систематизацию знаний, достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.

Планируемые результаты

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества, уважительное отношение к русскому языку, стремление  к речевому самосовершенствованию.

Предметные:- знать:

- правила правописания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА, оканчивающимися суффиксами А, О;

- правила правописания –Н-, -НН- в наречиях;

- степени сравнений наречий.
- уметь:  правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью.

Основные понятия

Наречие, слово, текст, стиль текста.

Формы организации деятельности

"маршрутные" листы обучающихся для выполнения письменных работ урока; мультимедийный комплекс (компьютер).

Межпредметные связи

русский язык и литература

Технология(-и) урока

проблемного обучения; информационно - коммуникационные; здоровьесберегающие;  

Вид урока по ФГОС

Урок обобщения и систематизации знаний и умений, смотр знаний

Образовательные ресурсы

учебный комплект, технологическая карта урока, презентация, буклет.


Технологическая карта урока


Этап урока

Виды работы

Содержание педагогического взаимодействия

Метод, прием

обучения

Формируемые УУД

Планируемые

результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I

Организационный этап

( 1 мин)

Словесное приветствие.

Эмоционально настраивает детей на работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Здравствуйте!

В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение. 

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


Словесный

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.


 Создание доброжелательной

атмосферы,

мотивация на учёбу,

создание ситуации успеха.


II

Актуализация знаний, умений.

  1. мин.)

1.Устный фронтальный опрос.



- Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем о наречии.

Орфографическая разминка.

(задание на слайде)

Объясните орфограммы.

невежливо, неопрятно

нелепо, небрежно

негде, нигде,

неоткуда, ниоткуда

мужественно, взволнованно

внимательно, дружелюбно

певуче, жгуче,

свежо, хорошо.


















Далекий - ИЗ

Красный - ДО

Новый - С

Левый - В

Правый - НА

Светлый - ЗА


Отвечают на вопросы, поставленные учителем.




Вспоминают и проговаривают орфограммы

(есть синоним-грубо), нелепо( слово без не не употребляется), негде(отрицательное наречие ,ударение падает на приставку) никогда( отрицательное наречие безударная приставка), мужественно(пишется нн , потому что образовано от прилагательного с нн),певуче( в безударном положении после шипящего пишем букву е), свежо(под ударением после шипящего пишется.


Наречия с буквой А на конце слова образовались приставочно-суффиксальным способом,

а наречия с буквой О на конце - суффиксальным способом.

Словесный

Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:

передача информации, постановка вопросов

Качественное выполнение

учебной задачи.


III

Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание

(5 мин.)

1. Создание проблемной ситуации




 Введение в тему.

Прослушивание стихотворения, сочиненного ученицей, которое поможет учащимся

сформулировать тему урока.( Учащиеся заранее обращают внимание на то, слов какой

части речи много в этом стихотворении.)

На улице зима.

Душа моя поет, ликует.

О красоте природы хочется сказать:

Как хорошо вокруг, свежо,

Ликующе, блестяще,

Волнующе и горячо,

Так испытующе звеняще,

И оттого на сердце так легко!

Слова из стихотворения выводятся на экран : свежо, ликующе, блестяще, волнующе,

горячо, испытующе, звеняще.

-Обратите внимание на слайд.

писать наречия с буквами О и Е на конце после шипящих.)

Работа с примерами на слайде:

Снежок - камешек

нашего урока?


Так стоит ли такой малоупотребляемой части речи вообще уделять внимание? 

На уроке мы проведём небольшое исследование. Как вы думаете, на что будет нацелено наше исследование?

Давайте попробуем сформулировать гипотезу.


Отвечают на проблемный вопрос.




Нам необходимо понять, как часто употребля-ются наречия в нашей речи.






Прослушивание стихотворения, сочиненного ученицей, которое поможет учащимся

сформулировать тему урока.( Учащиеся заранее обращают внимание на то, слов какой

части речи много в этом стихотворении.)

На улице зима.

Душа моя поет, ликует.

О красоте природы хочется сказать:

Как хорошо вокруг, свежо,

Ликующе, блестяще,

Волнующе и горячо,

Так испытующе звеняще,

И оттого на сердце так легко!


Словесный,

наглядный, ИКТ

Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения

Познавательные УУД

1. Извлечение нужной информации.

Коммуникативные УУД

1. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно)

Осознание обучающимися

цели деятельности.

Принятие обучающимися

учебной задачи

и ее практической

значимости.

IV

Систематизация знаний.

(10 мин.)

Постановка учебной проблемы.


Предложения из повести «Детство» Л.Н.Толстого.


Синтаксическая пятиминутка.


Вышли из дому затемн... .

Все двери и окна были забиты наглух... .

Справ... от дороги лес, слев... дача.

Спешит   река   издалек... , здесь готов бродить я дотемн... .

Я   снов...   дома,   снов...   со своими родными.

Дорога повернула влев..., потом вправ... .

Справ... ягоды горят, слев... — две осинки.

Наталья Савишна задолг... побеспокоилась до начала ужина.

Она вытерла насух... мои слезы.

Сначал...  мне всё нравилось, затем maman как всегда быстро накрыла на стол.

Откуда-то изредк... потягивало влагой.


Работа с примерами на слайде:

Снежок - камешек

Плащом - товарищем

Камышовый - грушевый

Большого – хорошего

имен существительных и имен прилагательных после шипящих? ( В ударном положении

гласный звук обозначается буквой О, а в безударном – буквой Е.)



Плащом - товарищем

Камышовый - грушевый

Большого – хорошего


Хорошо -звеняще


шипящего.)



















Познавательные УУД:

1. Извлечение информации, представленной в разных формах, ориентация в своей системе знаний, отграничение нового от старого, свёртывание информации до ключевых слов.

2. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Коммуникативные УУД

1. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач и для представления результата; формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения: владение обучающимися языковой, лингвистической коммуникативной компетенциями.

Регулятивные УУД:

1.Осознание самого себя как движущую силу своего научения.

Выполнение учебного задания

в соответствии

с целью; анализ, сравнение,

выводы,

построение суждения.

V

Релаксация.

Физминутка.

( 2 мин.)

Аспект здоровье-сбережения на уроке.


Гимнастика для глаз.




 Мы гимнастику для глаз

 Выполняем каждый раз.

 Вправо, влево, кругом, вниз,

 Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Историческая справка.

Мы  часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно.

Это не простые звуки.

Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день.

Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца.

Звук «А» 

благотворно влияет на нервную систему.

Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой,

но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз.

Принцип психологической комфортности.


Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.




Сохранение учебной задачи.

VI

Первичная проверка усвоения знаний.

Контроль.

( 15 мин.)




1. Работа с текстом 2. Делают выводы и обобщения



- Русский писатель М.Горький сказал: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».













Давайте подведем итог. Согласно нашему исследованию, можно ли назвать наречие самой употребительной частью речи? Почему?

- Значит, наша гипотеза была верной? (понять, как часто употребляются наречия).

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.




ТЕКСТ 1.

Как всегда неожиданно 

пошел  первый снег. Как быстро он покрыл пуховым одеялом скамейки в нашем парке. Снегопад  резко обрушился на наше село, мгновенно украсил дороги сугробами. Лежит и искрится такой лохматый и густой.  Кажется, что тебе так радостно и спокойно от этой снежной красоты.


ТЕКСТ 2.

Мороз - редкое явление на юге и частое на севере.

Из-за вращения Земли вокруг солнца и наклона оси на планете есть сезонность. Морозом обычно называют серьёзное понижение температуры.


ТЕКСТ 3.

Сегодня ударил крепкий мороз, давно такого не видели. На улицу выйдешь - ресницы инеем покрываются. Того и гляди (фразеологизм 1 слово), одежда ломаться от холода начнёт. Вот уж настоящая русская зима!

Работают у доски, в группах

Отбирают информацию, необходимую для написания сочинения- рассуждения

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Выявляют совместно с учителем проблемы.

Ответы:


Худ.стиль текста ()














Научный стиль.












Разговорный стиль.


Словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский; ИКТ


Личностные УУД:

Понимание значения знаний для человека; формирование ценностных ориентаций (на выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Коммуникативные: 

объективное оценивание себя и других;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Развитие умения работать

в группе

– устанавливать рабочие

отношения

и эффективно сотрудничать

друг с другом.

Каждый обучающийся

вовлечён в

решение.

Учатся формулировать

собственное мнение

и позицию учебной задачи.

Осуществляют пошаговый

контроль

по результату.

VII

Рефлексия.


( 2 мин.)

1.Заключительное слово учителя

2. Вопросы для рефлексии

- Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали?

- Какие идеи возникли во время выполнения задания?

- Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Организовывает рефлексию


Итак, какую роль играют наречия? (определяют как, где, когда, зачем происходит действие).

- Каким станет текст без наречий? (Без наречий текст станет бессмысленным, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак).

- Возвращаемся к гипотезе. Напоминаю. Нам необходимо было понять, как часто употребляются наречия.


Согласно нашему исследованию, можно ли назвать наречие самой употребительной частью речи? Почему?



Какую функцию они выполняют в тексте, для чего служат? 


Продолжите фразу:

Я знаю, что…

Я уверен(а), что…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Мое настроение…


Анализ и оценка проделанной работы



Рефлексия своих действий.














Наречие не самая общеупотребительная часть речи.

но без наречия трудно определить, где и как происходят действия.





Помогают определить, как, где, когда и почему происходят действия в тексте.

Словесный,

Наглядный




Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями


Наличие оценок

(количественных и качественных

оценок).


VIII

Информация о домашнем задании.

( 1 мин.)

Д/з: п. 43

1.Упр. 280

2. Памятка «Наречие – самостоятельная часть речи»

3. Из повести «Детство»

Л.Н.Толстого выписать 5 предложений

с наречиями на –а–о, –е.

Информирует обучающихся о домашнем задании, мотивирует их на его выполнение.


Слушают учителя, получают памятки, настраиваются на положительный результат.

Словесный,

наглядный

Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности

Понимание обучающимися

инструкции

по выполнению домашнего задания.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!