СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи и как член предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи и как член предложения"»

Технологическая карта урока русского языка

  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Дата проведения:

  3. Класс: 7

  4. Тема урока: Имя прилагательное как часть речи и как член предложения

  5. Тип урока: урок повторения и систематизации изученного

  6. Учебник: Русский язык. 7 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева, Н. А. Исаева; по науч. ред. акад. РАО А. А. Леонтьева. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 288 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  7. Оборудование: учебник, мультимедийная презентация

  8. Методы: метод работы с учебником, самостоятельная работа, фронтальная беседа

Цель: вспомнить, что такое имя прилагательное, разряды имени прилагательного, морфологический разбор имени прилагательного, выяснить, каким членом предложения может быть имя прилагательное

Задачи:

  1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания, умения, навыки по данной теме; развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач;

  2. Развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную сферу, психические процессы (воображение, внимание), речь обучающихся;

  3. Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к языку и окружающей природе.


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

– Добрый день, дорогие ребята! Я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.


II. Определение темы и цели урока

- Обратимся к строчкам Р. Рождественского:


Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Все начинается с любви-

С любви!

Я это точно знаю.

Всё, даже ненависть –
Родная и вечная сестра любви.
Всё начинается с любви…


-Ребята, о чём этот прекрасный текст?

- А какая бывает любовь?

-А что начинается с любви?

-Какой частью речи являются выделенные слова?

- Правильно. Сегодня мы поговорим с вами об имени прилагательном. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока «Имя прилагательное как часть речи и как член предложения».

Время – 3 мин.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Вместе с учителем определяют тему урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Определять содержание урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

III. Языковая разминка

- Запишите по три прилагательных, начинающихся с каждой буквы слова «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (задание выполняется в тетради, самостоятельно, затем идет фронтальная проверка).

Время на выполнение задания – 3 мин.

- Как много прилагательных вы назвали. А заметили ли вы какие-нибудь особенности этих прилагательных? (разные разряды).

Самостоятельно выполняют задание, данное учителем.

Слушают и дополняют одноклассников.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования.

2. Анализировать, классифицировать, строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Владеть связной монологической речью.

2. Использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей.


IV. Актуализация изученного

- Ответьте на ряд вопросов., занося ответы в фишбоун (в переводе с англ. фиш- рыба, боун – кость «рыбный скелет»):

1. Что такое имя прилагательное? (дайте полный и развернутый ответ);

2. Назовите начальную форму имени прилагательного.

3. На какие разряды по значению делятся имена прилагательные?

4. Качественные прилагательные – это какие? Приведите примеры.

5. Относительные прилагательные – это какие? Приведите примеры.

6. Притяжательные прилагательные – это какие? Приведите примеры.

7. Какими двумя формами представлены прилагательные в русском языке? Приведите примеры.

8. Какие прилагательные не имеют краткой формы и степени сравнения?

9. Назовите непостоянные морфологические признаки прилагательных.

10. Чем являются имена прилагательные в предложении?

Время выполнения (10-15 мин)

Дают полные развернутые ответы на вопросы, заполняют фишбоун.

Коммуникативные УУД

1. Вступать в коммуникацию со сверстниками.

2. Выступать перед аудиторией сверстников.

IV. Развитие и совершенствование учебно-языковых и речевых умений (практикум).


Выполнение упражнений по учебнику:

Упр. 69 - актуализируется умение определять разряды имён прилагательных (качественные и относительные). Один ученик работает у доски. Остальные самостоятельно в тетрадях. После выполнения задания осуществляется проверка.

Упр. 73 – развивается умение осознавать выразительную роль кратких форм прилагательных в пословицах.

- Что характерно для языка пословицы? (Краткость, образность, поучительность);

- Какие слова придают пословицам эти качества? (Прилагательные);

- Как соотносятся между собой краткие прилагательные в пределах одной пословицы? Как они называются? (Антонимами);

- Сравните полные и краткие формы имён прилагательных. Что вы заметили? (у кратких прилагательных отсутствует окончание).

Упр. 74 – развивается умение образовывать формы сравнения имён прилагательных, анализировать способы их образования с опорой на схему, определять синтаксическую роль прилагательных в сравнительной и превосходной форме.

- Откройте стр. 44, прочитайте внимательно задание для повторения, ответьте на вопросы.

Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы учителя. Работают у доски и самостоятельно.

Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой само- и взаимоконтроль.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

2. Производить отбор и систематизацию материала.

Регулятивные УУД

1. Работать по плану.

2. Корректировать свою деятельность, сверяя с образцом.

3. Находить и исправлять ошибки.

Личностные результаты

Стремление к речевому совершенствованию, успешной коммуникации.

V. Итог урока.

- Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока.

- Что удалось лучше всего? Что понравилось?

- Какие трудности встретились?

- Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи урока?

- Оцените свою работу на уроке.


Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение (строят монологическую речь).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VI. Домашнее задание.


Упр. 70:

  1. спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки;

  2. найдите прилагательные, определите их разряд;

  3. выполните морфологический разбор слов: кроткий (3 предложение) и заячье (5 предложение);

  4. синтаксический разбор 1 и 4 предложений.

Записываю домашнее задание, слушают объяснение учителя.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!