I. Организационный момент | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. – Добрый день, дорогие ребята! Я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. | |
II. Определение темы и цели урока | - Обратимся к строчкам Р. Рождественского: Все начинается с любви… Твердят: «Вначале было слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви! Все начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка- Все начинается с любви- С любви! Я это точно знаю. Всё, даже ненависть – Родная и вечная сестра любви. Всё начинается с любви… -Ребята, о чём этот прекрасный текст? - А какая бывает любовь? -А что начинается с любви? -Какой частью речи являются выделенные слова? - Правильно. Сегодня мы поговорим с вами об имени прилагательном. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока «Имя прилагательное как часть речи и как член предложения». Время – 3 мин. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Вместе с учителем определяют тему урока. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Определять содержание урока. 3. Планировать деятельность на уроке. |
III. Языковая разминка | - Запишите по три прилагательных, начинающихся с каждой буквы слова «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (задание выполняется в тетради, самостоятельно, затем идет фронтальная проверка). Время на выполнение задания – 3 мин. - Как много прилагательных вы назвали. А заметили ли вы какие-нибудь особенности этих прилагательных? (разные разряды). | Самостоятельно выполняют задание, данное учителем. Слушают и дополняют одноклассников. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования. 2. Анализировать, классифицировать, строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Владеть связной монологической речью. 2. Использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей. |
IV. Актуализация изученного | - Ответьте на ряд вопросов., занося ответы в фишбоун (в переводе с англ. фиш- рыба, боун – кость «рыбный скелет»): 1. Что такое имя прилагательное? (дайте полный и развернутый ответ); 2. Назовите начальную форму имени прилагательного. 3. На какие разряды по значению делятся имена прилагательные? 4. Качественные прилагательные – это какие? Приведите примеры. 5. Относительные прилагательные – это какие? Приведите примеры. 6. Притяжательные прилагательные – это какие? Приведите примеры. 7. Какими двумя формами представлены прилагательные в русском языке? Приведите примеры. 8. Какие прилагательные не имеют краткой формы и степени сравнения? 9. Назовите непостоянные морфологические признаки прилагательных. 10. Чем являются имена прилагательные в предложении? Время выполнения (10-15 мин) | Дают полные развернутые ответы на вопросы, заполняют фишбоун. | Коммуникативные УУД 1. Вступать в коммуникацию со сверстниками. 2. Выступать перед аудиторией сверстников. |
IV. Развитие и совершенствование учебно-языковых и речевых умений (практикум). | Выполнение упражнений по учебнику: Упр. 69 - актуализируется умение определять разряды имён прилагательных (качественные и относительные). Один ученик работает у доски. Остальные самостоятельно в тетрадях. После выполнения задания осуществляется проверка. Упр. 73 – развивается умение осознавать выразительную роль кратких форм прилагательных в пословицах. - Что характерно для языка пословицы? (Краткость, образность, поучительность); - Какие слова придают пословицам эти качества? (Прилагательные); - Как соотносятся между собой краткие прилагательные в пределах одной пословицы? Как они называются? (Антонимами); - Сравните полные и краткие формы имён прилагательных. Что вы заметили? (у кратких прилагательных отсутствует окончание). Упр. 74 – развивается умение образовывать формы сравнения имён прилагательных, анализировать способы их образования с опорой на схему, определять синтаксическую роль прилагательных в сравнительной и превосходной форме. - Откройте стр. 44, прочитайте внимательно задание для повторения, ответьте на вопросы. | Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы учителя. Работают у доски и самостоятельно. | Коммуникативные УУД 1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 2. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. 3. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Осуществлять речевой само- и взаимоконтроль. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. 2. Производить отбор и систематизацию материала. Регулятивные УУД 1. Работать по плану. 2. Корректировать свою деятельность, сверяя с образцом. 3. Находить и исправлять ошибки. Личностные результаты Стремление к речевому совершенствованию, успешной коммуникации. |
V. Итог урока. | - Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока. - Что удалось лучше всего? Что понравилось? - Какие трудности встретились? - Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи урока? - Оцените свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение (строят монологическую речь). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |