1. Повторение признаков текста. -Включиться в работу нам поможет «мозговой штурм». -Отвечайте на вопросы хором, быстро. *Несколько предложений, связанных между собой по смыслу- это (текст). ( *То, о чём говорится в тексте - это его (тема) *То важное, главное, что хотел сказать автор в своём тексте – это его (основная мысль) *В нём отражена тема текста – это (заголовок) 2.Повторение типов текста. - Мы повторили, что такое текст, его признаки. Скажите, а какие типы текстов мы знаем? (- На какой вопрос отвечает текст-описание? (какой?). Каковы его признаки? (Много слов – признаков предмета). Повествование - что произошло? – действия. Рассуждение - почему? – причины, доказательства. Роль заголовка в тексте. Формирование новых знаний. 1. Определение типа текста. Подбор авторского заголовка к тексту. ( - Сейчас я вам прочитаю стихотворение Владимира Орлова. У ежей подрос ежонок – Замечательный ребёнок. Но боятся мама с папой Малыша погладить лапой. – Можно ли стихотворение назвать текстом? Проблема! - Аргументируйте свой ответ: назовите признаки текста.(Стихотворение состоит из несколько предложений, связанных по смыслу) - Определите тему текста. О ком это стихотворение? (О ежонке) - Почему мама с папой бояться погладить ежонка?(Потому что он был весь в колючках) - Попробуйте угадать, какой заголовок придумал автор к этому стихотворению. Если дети испытывают затруднение: - Предлагаю вам три варианта ответа. Выберите авторский заголовок: «Ежонок», «Колючий ребёнок», «Дружная семейка». - На примере этого текста можно ли утверждать, что заголовок не только называет тему, но и часто отражает его основную мысль? - Что хотел сказать автор в этом тексте? (Ежонок – это детёныш ежей. Как и они, он весь в колючках). - Определите тип этого текста, аргументируйте свой ответ. (Текст – повествование. Отвечает на вопрос что произошло? Содержит много глаголов). - Выпишите из текста все глаголы. У доски работает … . Подрос, бояться погладить. - А к какому типу стал бы относиться этот текст, если бы автор продолжил рассуждать о том, почему родители боятся погладить ежонка) (К тексту-рассуждение) 2. Работа по учебнику. - Ребята, напомните, где отражена тема текста? (в заголовке) - Понаблюдаем: какую роль выполняет заголовок в тексте. Работа по учебнику. Откройте учебник на с.38 упр.1 - Прочитайте задание упражнения 1. - Прочитайте первый заголовок. – Как вы думаете, о чем говорится в тексте «Я умею плавать», «Помощники», «Мои новые друзья»? - Прочитайте первый отрывок. К какому заголовку можно отнести такое начало текста? - Как вы думаете, что хорошего мог сделать герой текста для других? - «Помощники» - этот заголовок взяли вы для предложенного начала текста. Как вы думаете, герой рассказа помогал один? - Прочитайте второй отрывок. К какому заголовку принадлежит данное окончание текста? Предположите, о чем говорилось в этом тексте? |