СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка для 3 классов по теме "Текст и его заглавие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор УМК:  «Начальная школа XXI века»,  Тема урока: «Знаки препинания при однородных членах предложения» Дата:  24.09.18 Тип урока: «Открытие новых знаний» Цель урока: развитие речи, умения подбирать тексты по данным заголовкам, выбирать окончание текста.  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка для 3 классов по теме "Текст и его заглавие"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Московская средняя общеобразовательная школа

Тюменского муниципального района










Технологическая карта

урока русского языка

на тему «Знаки препинания при однородных членах предложения»





Шумиловой Натальи Викторовны





















Тюмень, 2018 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Автор УМК: «Начальная школа XXI века»,

Тема урока: «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Дата: 24.09.18

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Цель урока: развитие речи, умения подбирать тексты по данным заголовкам, выбирать окончание текста.

Задачи урока:

Общеобразовательные: закрепить знания о правилах правописания непроизносимых согласных в корне слова.

Развивающие: развивать у учащихся имеющиеся знания

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.

Формировать УУД:

Личностные:

- умение формулировать свои мысли в устной и письменной форме.


Познавательные:

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


Коммуникативные:

- умение работать в парах, умение вести диалог.


Регулятивные:

- умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- умение применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Предполагаемые результаты


Организационный момент


- Здравствуйте. Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку, все ли вы приготовили. Тогда начнем наш урок.



Обучающиеся проверяют готовность к уроку.


Обучающиеся организованы и готовы работать на уроке.


Мотивационный этап



Задание на слайде.

– Что здесь написано?

чеснок – снок + мода + н = ? (чемодан)

д + ель + филин – ли = ? (дельфин)


–Подберите однокоренные слова.

(чемоданчик, дельфинарий)


Сейчас я буду задавать вопросы, а вам нужн6о будет на них ответить.

  Мозговой штурм:

  • Главная часть слова (корень)

  • Опасное место в слове (орфограмма)

  • Третья буква алфавита (в)

  • Звуки, которые могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)

  • Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)

  • Какие буквы не обозначают звуков (ъ и ь)

  • В какой части основы пишется ъ?

  • В какой части основы пишется ь?

  • На какие две группы можно разделить буквы  и л о д а т в ю



Обучающиеся выполняют задание.








Мотивация школьников к учебно-познавательной деятельности.


Сообщение темы, цели и задач урока

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Мнинутка чистописания

Уу

Теперь вам нужно записать слова, которые я продиктую:

Учитель, ученье, ученица, учу, учёба.

- Как можно назвать эти слова?

Сл.слова –посуда, футбол.

А что можно составлять из слов? А из предложений?

Сегодня мы с вами будем говорить о тексте. Но для начала повторим тему прошлого урока.


Обучающиеся записываютт число, кл.раб., отвечают на вопросы.


Обучающиеся понимают тему и цель урока.


Проверка домашнего задания

На доске написано [c’эрцэ]  


[c’эрцэ]  

  • Запишите слово, которое зашифровала нам Сова. Подберите цепочку однокоренных слов.

  • Кто как думает, как пишется данное слово. Объясните, почему вы так считаете.

Сердце

Сердечко

Сердечный

Милосердие

  • Посчитайте сколько букв и сколько звуков в слове сердце?

  • Как называется звук, который в слове не произносится? Что мы делали, чтобы узнать пишется он или нет?


Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?


Сейчас я буду говорит словосочетания, а вам нужно будет записывать их одним словом.

(один ученик к доске).

Сахар из тростника                            Тростниковый

 Небо со звездами                                Звездное

 Человек , получивший                        Известный

 известность

Пирог с капустой                                          Капустный

Завод-гигант                        Гигантский

День радости                                          Радостный



Обучающиеся записывают.



Умение актуализировать прежние знания






Физминутка


Физкультминутка на экране


Обучающиеся выполняют упражнения.


Снятие напряжения.

«Открытие новых знаний»


1. Повторение признаков текста.

-Включиться в работу нам поможет «мозговой штурм».

-Отвечайте на вопросы хором, быстро.

*Несколько предложений, связанных между собой по смыслу- это (текст). (

*То, о чём говорится в тексте - это его (тема) 

*То важное, главное, что хотел сказать автор в своём тексте – это его (основная мысль)

*В нём отражена тема текста – это (заголовок)


2.Повторение типов текста.

- Мы повторили, что такое текст, его признаки. Скажите, а какие типы текстов мы знаем?

(- На какой вопрос отвечает текст-описание? (какой?). Каковы его признаки? (Много слов – признаков предмета). Повествование - что произошло? – действия. Рассуждение - почему? – причины, доказательства


Роль заголовка в тексте. Формирование новых знаний.

1. Определение типа текста. Подбор авторского заголовка к тексту. (

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Владимира Орлова.

У ежей подрос ежонок –

Замечательный ребёнок.

Но боятся мама с папой

Малыша погладить лапой.


– Можно ли стихотворение назвать текстом? Проблема!

- Аргументируйте свой ответ: назовите признаки текста.(Стихотворение состоит из несколько предложений, связанных по смыслу)

- Определите тему текста. О ком это стихотворение? (О ежонке)

- Почему мама с папой бояться погладить ежонка?(Потому что он был весь в колючках)

- Попробуйте угадать, какой заголовок придумал автор к этому стихотворению.

Если дети испытывают затруднение:

- Предлагаю вам три варианта ответа. Выберите авторский заголовок:

«Ежонок», «Колючий ребёнок», «Дружная семейка».

- На примере этого текста можно ли утверждать, что заголовок не только называет тему, но и часто отражает его основную мысль?

- Что хотел сказать автор в этом тексте? (Ежонок – это детёныш ежей. Как и они, он весь в колючках).

- Определите тип этого текста, аргументируйте свой ответ. (Текст – повествование. Отвечает на вопрос что произошло? Содержит много глаголов).

- Выпишите из текста все глаголы. У доски работает … .

Подрос, бояться погладить.

- А к какому типу стал бы относиться этот текст, если бы автор продолжил рассуждать о том, почему родители боятся погладить ежонка) (К тексту-рассуждение)


2. Работа по учебнику.

- Ребята, напомните, где отражена тема текста? (в заголовке)

- Понаблюдаем: какую роль выполняет заголовок в тексте. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с.38 упр.1

- Прочитайте задание упражнения 1.

- Прочитайте первый заголовок.

– Как вы думаете, о чем говорится в тексте «Я умею плавать», «Помощники», «Мои новые друзья»?

- Прочитайте первый отрывок. К какому заголовку можно отнести такое начало текста? - Как вы думаете, что хорошего мог сделать герой текста для других?

- «Помощники» - этот заголовок взяли вы для предложенного начала текста. Как вы думаете, герой рассказа помогал один?

- Прочитайте второй отрывок. К какому заголовку принадлежит данное окончание текста? Предположите, о чем говорилось в этом тексте?



Обучающиеся отвечают на вопросы.



Умение применять знания при решении практических задач.



Закрепление

Работа с деформированным текстом. Определение типа текста и его озаглавливание.

- А сейчас предлагаю вам поработать в роли дешифровщиков. 

На партах у вас лежат карточки с записью, где смешались два текста. Эта же запись сейчас на экране.

- Прочитайте про себя запись на карточке.


По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.



- Попробуйте назвать тему одного из текстов. (Рысь)

- Возьмите ручку. Подчеркните в карточке одной чертой все предложения, которые относятся к тексту о рыси.

- Прочитаем полученный текст. Читать будем по одному предложению. Если вы не согласны с ответом одноклассника, поднимите руку. (Слайд 15)

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой. с пятнами.


- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.

- Прочитайте полученные заголовки.

- Определите тип текста. Докажите.

- Выпишем из текста слова , которые описывают рысь.

У доски выписывает эти слова … (фамилия, имя обучающегося) .

Похожа, крупная, плоская, узкая, толстые, сильные, густой, с пятнами.

Каких слов здесь больше: существительных или прилагательных? Почему?


- Назовите тему второго текста. (Тигры в цирке.)

- Возьмите ручку. Подчеркните в карточке волнистой линией все предложения, которые относятся к тексту о тиграх в цирке.

- Прочитаем полученный текст. Читаем по одному предложению. (Слайд 16)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.


- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.

- Прочитайте полученные заголовки.

- Определите тип текста. Докажите.

- Выпишем из текста слова, называющие действие предмета. Как ещё их можно назвать?

(Глаголы).

- У доски выписывает глаголы … (фамилия, имя обучающегося) .

Был, видел, не выделывали, вставали, прыгали.


Работают с деформированным текстом.

Закрепление полученных знаний.


Рефлексия

Оцените, как вы поработали сегодня на уроке по шкале (в тетради на полях)

Обучающиеся выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Умение оценивать свою работу.


Итог урока


- Итак, что мы делали сегодня на уроке?



Вместе с учителем подводят итог урока.


Подведение итога урока.





















Приложение 1

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.


По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.


По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.


По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.


По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.


По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.


По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.


По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.Мех густой, с пятнами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!