СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Деепричастный оборот". 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируется умение находить деепричастные обороты в тексте, пунктуационно оформлять предложения, осложненные обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Деепричастный оборот". 7 класс»

Аттестационный урок по русскому языку

Класс 7б

Тема. Деепричастный оборот

Тип. Усвоение нового материала



Цели урока: I. Образовательные:

  1. повторить существенные признаки деепричастия как части речи;

  2. усвоить существенные признаки деепричастного оборота как смыслового отрезка;

  3. усвоить условия постановки знаков препинания в предложениях, осложненных деепричастным оборотом.

II. Развивающие:

  1. закрепить умение находить деепричастия в предложении;

  2. сформировать умение находить границы деепричастного оборота;

  3. сформировать умение выделять деепричастный оборот на письме.

III. Воспитательные:

  1. воспитание культуры умственного труда на основе использования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)


Оборудование:

  1. учебник;

  2. проектор;

  3. ноутбук;

  4. система «Вотум»;

  5. сигнальные карточки













Этапы


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Презентация


Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради и запишите число. Сегодня 31 января 2013 года.

2013 год объявлен в Башкортостане Годом охраны окружающей среды.

И начать урок я хочу замечательными строками Александра Смирнова, которые будут эпиграфом к нашему уроку.

Храм природы

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

А. Смирнов

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что природу нужно охранять. Но понятие «природа» довольное обширное. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, беречь и спасать.

Послушайте часть текста. Подумайте, почему я его прочитала.






Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором…



Текст на слайде

Это отрывок из текста. Как вы думаете, как автор закончил данный рассказ?


Предположения обучающихся


А автор закончил этот текст так.

Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: «Гвозди не вбивать, живая!»


Определите тему и идею рассказа.


Тема текста – отношение человека к природе.

Идея. Автор призывает читателей беречь природу, бережно к ней относиться, потому что она живая.



К какому стилю относится данный текст?


Публицистический, задача речи – воздействие на сознание и поведение человека; характерны такие стилевые черты, как логичность, образность, эмоциональность. Языковые средства: олицетворение (дерево ссутулилось, сгорбилось), сравнение (как белый памятник), эмоциональные эпитеты (раненый ствол) использование наряду с литературными разговорных слов (сумки болтались). Все эти выразительные средства используются автором для того, чтобы убедить нас в необходимости бережного отношения к природе



Повторение изученного на предыдущих уроках

Как вы думаете, чем интересен этот текст с точки зрения грамматики?


В этом тексте есть деепричастия


Назовите их.

Ожидая, не подумав, сгорбившись, не сказав


Давайте повторим все, что мы знаем об этой части речи.



1 колонка . Выберите для себя форму контроля: тестирование, составление блок-схемы и т.д.



2 колонка. Выполняет тест в тетради



3 колонка. Вы работаете вместе со мной.



Фронтальный опрос:

  1. Назовите общее грамматическое значение деепричастия.

  2. На какие вопросы отвечает деепричастие? Примеры

  3. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия? Примеры.

  4. Признаки каких частей речи соединены в деепричастии?

  5. Назовите признаки глагола. Примеры.

  6. Назовите признаки наречия. Примеры.




Пока я проверяю тесты других учеников, вы выполняете цифровой диктант в тетради. Самопроверка.

Цифровой диктант: согласны ли вы, что……

( согласен – 1, не согласен – 0)

Согласны ли вы, что..

  • деепричастие – это особая форма глагола;

  • деепричастие образовано от наречия;

  • деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида;

  • деепричастие изменяется;

  • в предложении является обстоятельством;

  • обозначает добавочное действие.

На доске листок с ответами.

101011

2 колонка. Проверка с помощью сигнальных карточек.


Тест по теме «Деепричастие»

Задание 1. Деепричастие обозначает …

  1. основное действие предмета;

  2. признак предмета;

  3. качество предмета;

  4. добавочное действие предмета.

Задание 2. Деепричастие соединило в себе признаки…

  1. существительного и глагола;

  2. прилагательного и глагола;

  3. наречия и глагола;

  4. причастия и глагола.

Задание 3. Общие признаки деепричастия и глагола…

  1. наклонение;

  2. время и спряжение;

  3. вид и возвратность;

  4. лицо и число.

Задание 4. Суффиксами деепричастий являются:

  1. –енн-, -нн-, -т-;

  2. –вш-, -ш-;

  3. –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;

  4. –а, -я, -в, –вши, -ши.

Задание 5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.


 Задание 6. Укажите предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие:

  1. Космонавт слушает и улыбается.

  2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

  3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

  4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Задание 7. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.


Задание 8. Найдите словосочетание с деепричастием:

  1. выкрашенный краской;

  2. выкрасив краской;

  3. устроенный по проекту;

  4. выкрашенный дом.

Задание 9. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.


Сигнальные карточки + распечатанные тесты

3 колонка. Самопроверка


Поднимите руки, кто полностью справился с заданием? У кого был один недочет? У кого два? Какие вопросы вызвали трудности?

Молодцы!

(1) Вечерело... (2) На побледневшем небе догорала заря. (3) Жидкий туман вставал над полями, которым, казалось, не было конца. (4) Они раскидывались вширь и впрямь, незаметно сливаясь с седою далью. (5) Было тихо кругом. (6) Лес стоял молча, словно задумавшись и хмурясь. (7) По потемневшей лесной тропинке, пробираясь к лугам, одиноко брёл высокий худой старик, свесив на грудь седую косматую голову.

(8) Его загорелые руки с выпуклыми жилами были запачканы землёю и местами поранены. (9) Он держал пучок травы с мелкими цветами. (10) Заря между тем погасла.

(11) По опушке полетели первые вечерние жуки, таинственно, важно гудя, точно желая доказать миру, что они очень сердиты и сильны. (По Н. Телешову)


А 1 Укажите верную характеристику слова задумавшись (предложение 6).

1) возвратный глагол

2) причастие совершенного вида

3) деепричастие совершенного вида

4) деепричастие несовершенного вида


А 2 Укажите деепричастие с чередованием гласной в корне.

1) дог...рала 2) проб.. .раясь 3) заг.. .рела 4) з...ря


А 3 В какое словосочетание входит деепричастие?

1) на побледневшем небе 2) тихо кругом

3) по потемневшей тропинке 4) желая доказать

А 4 Укажите, каким членом предложения является деепричастие хмурясь (предложение 6).

1) дополнение 3) определение

2) обстоятельство 4) сказуемое


В 1 В предложениях 7— 11 найдите деепричастие, в котором звуков больше, чем букв. Напишите это деепричастие.


В 2 Укажите способ образования слова сливаясь (предложение 4).


В 3 Из седьмого (7) предложения выпишите словосочетание, содержащее деепричастие + имя существительное в дательном падеже.


Самопроверка (слайд).

Оцените себя

Всё верно – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»


Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материал

Перед вами рассыпавшееся предложение.

Человек является частью природы и должен подчиняться ее законам.

Карточки на доске

Замените первый глагол в предложении причастием. Запишите получившееся предложение.

Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам.


Выполните синтаксический разбор предложения.


Карпова Даша

Чем осложнено данное предложение?

Причастным оборотом.


Что такое причастный оборот?

Причастие с зависимыми словами.


А есть ли зависимые слова у деепричастий?

Есть.


Переконструируйте предложение так, чтобы в нем было деепричастие.


Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам.


И если причастие с зависимыми словами – это причастный оборот, то деепричастие с зависимыми словами – это…

Значит, что станет предметом нашего исследования?



Деепричастный оборот.

Действительно, тема нашего урока – Деепричастный оборот. Запишите тему в тетрадь.

Запись в тетради



Целеполагание

Какие цели и задачи мы должны поставить на уроке?

Опираясь на ключевые слова, сформулируйте цели и задачи урока.

Знать…

Научиться…



Усвоение нового материала

Итак, мы выяснили, что такое деепричастный оборот. Еще раз повторите, что такое деепричастный оборот


У 1 группы


Сопоставьте сформулированное вами определение с определением в учебнике. ( С. )



С какой новой информацией вы познакомились?

Деепричастный оборот – это смысловой отрезок


То, что одиночное деепричастие и деепричастный оборот – это смысловой отрезок, докажет 1 группа.

Руководитель -

1 группа.

Цель: доказать, что деепричастие и деепричастный оборот – смысловые отрезки.

Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам.

  1. Прочитайте предложения вслух. Найдите деепричастие и деепричастный оборот.

  2. Вспомните, что такое смысловой отрезок.

  3. Докажите, используя памятку, что деепричастие и деепричастный оборот – это смысловой отрезок.

Памятка

  1. Опустите деепричастие и деепричастный оборот, то есть прочитайте предложения без этих конструкций.

  2. Изменилось ли смысловое значение предложения?

  3. Выделяется ли этот отрезок интонационно?

  4. Выделяется ли деепричастие и деепричастный оборот на письме знаками препинания?

  5. Сделайте вывод, дополнив предложение:

Деепричастие и деепричастный оборот – это смысловые отрезки, потому что с помощью этих конструкций предложению придается _______________________________________________.

____________________________________________________________________________________



Раздать задания.

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами предстоит 2,3,4группе

2 группа.

Цель: выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами, которые находятся в начале предложения.

Являясь частью природы, человек должен подчиняться ее законам.


  1. Прочитайте предложения.

  2. Определите место деепричастного оборота в предложении.

  3. Сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях деепричастным оборотом, дополнив предложения:

Деепричастный оборот может находиться в ______________ предложения. В этом случае запятая ставится ___________ деепричастного оборота.





З группа.

Цель: выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам.

  1. Прочитайте предложения.

  2. Определите место деепричастного оборота в предложении.

  3. Сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом, дополнив предложения:

Деепричастный оборот может находиться в ______________ предложения. В этом случае запятая ставится ________________________________________________.





4 группа

4 группа.

Цель: выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

Человек должен подчиняться ее законам, являясь частью природы.

  1. Прочитайте предложения.

  2. Определите место деепричастного оборота в предложении.

  3. Сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом, дополнив предложения:

Деепричастный оборот может находиться в ______________ предложения. В этом случае запятая ставится ________________________________________________.



Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями предстоит 5группе

5 группа.

Цель: выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями.


Прочитайте предложения.

  1. Определите место деепричастий в предложении.

  2. Сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях с одиночным деепричастием, дополнив предложения:

Одиночные деепричастия могут находиться в ______________, __________ и _____________ предложения. Независимо от местонахождения этих конструкций, они _____________________________________________________________________________.




6 группе предстоит сопоставить особенности пунктуационного оформления причастного и деепричастного оборота.

6 группа

Цель: сопоставить особенности пунктуационного оформления причастного и деепричастного оборота.

  • Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам.

  • Являясь частью природы, человек должен подчиняться ее законам.

  • Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам.

  • Человек должен подчиняться ее законам, являясь частью природы.


  1. Вспомните условия обособления причастного оборота.

  2. Зависит ли постановка знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами от местоположения этого смыслового отрезка?

Если причастный оборот обособляется, если ___________________________________, то деепричастный оборот выделяется запятыми ___________________________________________________________________________________________________________.



Но в русском языке практически нет правил без исключений, и на следующем уроке мы познакомимся с условиями отсутствия запятых в предложениях с деепричастными оборотами.



Итак, мы выполнили поставленные задачи: выяснили, что такое деепричастный оборот, и условия постановки знаков препинания в предложениях , осложненных обособленным определением, выраженным деепричастным оборотом.




Формирование умения применять изученный материал

Следующее умение, которое мы должны сформировать, - это умение находить деепричастный оборот в предложении.

Давайте вернемся к нашему тексту. Есть ли в нем одиночные деепричастия и деепричастные обороты?


Основное действие выражено глаголом _________, добавочное действие деепричастием_____________, у деепричастия есть зависимое слово, следовательно, это деепричастный оборот, а деепричастный оборот выделяется с двух сторон запятыми.

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором, огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: «Гвозди не вбивать, живая!»




С давних времен человек и природа взаимосвязаны. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя агрессивно.

Перед вами текст. Прочитайте его.

Береза всегда красива. Рождаясь маленьким стебельком, не боясь холода и зноя, она через несколько лет становится березкой. Пройти мимо, не поглядев на нее, нельзя. Она красивая, но такая беззащитная. И так бывает обидно за людей, которые ломают деревья, не думая, не стесняясь, не переживая за содеянное и даже не понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дерево, они могут поднять ее и на человека.


Спишите текст, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте изученную пунктограмму.



Человек наделен Разумом. Это особый природный дар, поэтому мы должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса.

Каждый из нас способен помочь природе, для этого нужно выполнять простые правила.

Перед вами таблица. Соедините начало и конец предложения, и вы получите правила общежития с природой.

Потушив костер после отдыха в лесу,

учишься любить ее.

Починив подтекающий кран,

удержись от соблазна сорвать красивый цветок

Охраняя растения,

бережешь чистую воду

Изучая природу,

сохраняешь лес и его обитателей.

Отдыхая на природе,

бережешь чистый воздух.




Подведение итогов

Чем осложнены получившиеся предложения? деепричастными оборотами.

Что такое деепричастный оборот?



Назовите условия обособления деепричастных оборотов.



Человек и природа. Эти два понятия неразделимы. Природа – это храм, это источник жизни. И Человек, Человек разумный должен чувствовать красоту и величие природы и понимать, как важно, как необходимо ее беречь.






Комментирование оценок

Сегодня на уроке все работали очень хорошо, но особо хочется отметить работу Карповой Дарьи, Идрисовой Дианы, очень поразил меня сегодня………



Объяснение домашнего задания











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!